Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:32, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является разработка электронного обучающего пособия по дисциплине «Инновационный менеджмент» с использованием средства разработки Macromedia Authorware.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
проанализировать предметную область, выделить основные разделы курса в соответствии с учебным стандартом дисциплины и разработать тестовые и практические задания;
выявить состав и возможности программы Macromedia Authorware;
создать структуру учебного комплекса и наполнить его материалом;

Вложенные файлы: 1 файл

мнеджмент.docx

— 350.84 Кб (Скачать файл)

- выявление тех задач,  выполнение которых выпадает  из графика, оценку последствий  этого для общего хода работ  над проектом;

- изменение развития проекта  в целом относительно запланированных  затрат и даты завершения.

Одной из трудностей управления НИОКР является эффективное распределение  ресурсов. Это объясняется следующими причинами.

1. Необходимо, чтобы общая  величина ресурсов в сфере  НИОКР была относительно стабильной  во времени.

2. Ресурсы инвестируются  либо в оборудование, имеющее  фиксированную стоимость вне  зависимости от того, используются  оно или нет, либо в оплату  труда персонала; и то и другое - специфические и невзаимозаменяемые  ресурсы.

3. Каждый проект требует  различной комбинации этих ресурсов, причем из-за неопределенности  в проектах точное заблаговременное  распределение ресурсов невозможно.

По мере продвижения проекта  от прикладной НИР к ОКР он претерпевает изменения, в том числе и в  методах управления .

Искусство управления заключается  в осуществлении намеченного. В  сфере НИОКР, больше чем в какой-либо другой это зависит от людей, входящих в проектную "команду". Творчество и предпринимательство не могут  быть спланированы, но условия, в которых  они могут эффективно раскрыться, сильно зависят от управленческих решений. Осуществление плана может быть эффективным только тогда, когда  он воспринимается как реальный теми, кто отвечает за его выполнение. Поэтому характер и стиль руководства  со стороны высшего менеджмента - жизненно важная составляющая успеха проекта.

Финансовый профиль проекта  определить с достаточной точностью  невозможно. Тем не менее, необходимо знать, что действительная его форма  во многом определяется решениями руководства  НИОКР.

Действительно:

- дата снятия продукта  с производства есть в значительной  мере функция управления на  основе принципов, заложенных  на ранних стадиях проекта;

- длительность жизненного  цикла товара зависит почти  исключительно от даты его  выхода на рынок. Поэтому руководство  НИОКР должно, прежде всего, сосредоточиться  на сокращении сроков НИОКР;

- условия для "покупки"  времени наиболее благоприятны, когда цена времени низка. 

Поэтому жесткая временная  дисциплина должна быть внедрена уже  на ранних стадиях программы. По мере развития проекта наверстывание  потерянного времени и исправление  нарушенных графиков становится все  более дорогим.

В теории и практике нет  единого подхода к составу  этапов жизненного цикла продукта. В методологии комплексной системы  управления качеством продукции (КС УКП), которая широко используется в  странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта:

исследование и разработка;

изготовление;

обращение и реализация;

эксплуатация и потребление.

В соответствии с международной  практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

Этап 1. Систематизация поступающих  идей:

сбор информации о технологических  изменениях на рынке, нововведениях, поступающих  из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);

сбор информации о потенциальных  возможностях фирмы в отношении  разработки и освоения продукции, определение  размеров риска;

сбор информации о целевых  рынках и долгосрочных тенденциях их развития.

Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта:

определение возможностей и  практической реализации идей;

выяснение степени технологической  общности новых и традиционных изделий;

соответствие новой продукции  имиджу фирмы и стратегии развития;

определение патентной чистоты  будущего изделия.

Этап 3. Анализ экономической  эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:

техническая разработка продукта;

определение технико-экономических  характеристик продукта, оценка его  качества и потребительских свойств;

оценка потенциального рыночного  спроса и объема продаж;

определение расходов на создание и освоение новой продукции, сроки  окупаемости новой продукции;

наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции;

сроки освоения новой продукции  и выхода с ней на рынок;

анализ и оценка рентабельности производства, разработка маркетинга по продукту.

Этап 4. Создание нового продукта:

разработка конкретной программы  развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;

создание образца и  проведение технических испытаний;

определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.

Этап 5.Тестирование на рынке:

тестирование на ограниченном рынке в течение не менее трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с  цены, кредита и т.д.);

выбор оптимальных каналов  реализации;

выбор средств и методов  рекламы;

организация технического обслуживания.

Этап 6. Принятие решения о  внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы  маркетинга по продукту, отражающей:

коммерческое обоснование  нововведения: объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и  потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы  на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;

производственные возможности  фирмы: использование имеющихся  мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;

финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты: прибыльность или убыточность на расчетный  период;

соответствие нормативным  показателям – стандартам, государственным  нормам в стране предполагаемого  сбыта продукции;

обеспечение патентной защиты нововведения.

Сфера инновационной деятельности

В условиях рынка как системы  экономических отношений купли-продажи  товаров, в рамках которой формируется  спрос, предложение и цена, основными  компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и  нововведения. Новшества формируют  рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала, нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и  образуют сферу инновационной деятельности (рис 1.2).

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной  продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2. Сфера инновационной  деятельности.

Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный  и научно-технический результат  – продукт интеллектуальной деятельности, на которые распространяются авторские  и аналогичные права, оформленные  в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими  законодательными и нормативными актами.

Рынок новшеств формируют  научные организации, вузы, временные  научные коллективы, научно-исследовательские  подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и  отделы, новаторы.

Рынок чистой конкуренции  нововведений. Рынком чистой конкуренции  называется совокупность продавцов  и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.

Ранее говорилось, что от новшества до нововведения осуществляется процесс с затратами времени  и ресурсов. Рынок чистой конкуренции  выступает в этом процессе с двойственных позиций.

С одной стороны, фирмы  в конкурентной борьбе вынуждены  повышать технический уровень производства. А с другой, рынок безжалостно  отвергает новшества, имеющие большую  научно-практическую ценность, если они  не отвечают интересам коммерческих организаций. Конкуренция не столько  стимулирует, сколько буквально  заставляет организации идти на рынок  новшеств или участвовать в его  формировании.

Определяющим условием участия  на рынке новшеств является объем  инвестиций, как в сферу научно-технической  деятельности, так и в процесс  преобразования новшества в нововведения.

Рынок капитала (инвестиций). В качестве основного ограничения  удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал  во всех его видах (ссудный, оборотный, венчурный и др.).

В инновационной сфере  определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так  как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. 

Глава 2 Средства создания электронных учебных пособий

2.1. Инструментальные  средства создания и взаимодействия  ЭУП

Давно была обнаружена зависимость  между методом усвоения материала  и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек  запоминал около четверти его, если информация была представлена визуально  – около трети, при комбинированном  воздействии (зрительном и звуковом) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение материала повышалось до 70%. Активные методы обучения, используемые в электронных  учебных пособиях (ЭУП) применяют  эту зависимость. Основное отличие  ЭУП от традиционных печатных изданий  и электронных книг заключается  в обязательном наличии интерактивного взаимодействия (ИВ) между студентом  и компьютером.

Целью исследования в области  ЭУП является создание электронных  учебных курсов и их взаимосвязанных  конгломератов. В самом общем  случае ЭУП – это целостная  дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным  учебным программам с управлением  процесса обучения .

ЭУП имеют много разнообразных  форм. Они отличаются друг от друга  дидактической направленностью, степенью эффективности, и массой технических  характеристик.

ЭУП в идеале должны покрывать  всю учебную программу. ЭУП благодаря  наличию интерактивного взаимодействия позволяют повысить роль и эффективность  самообучения, расширить диапазон направлений  поиска новых знаний.

При проектировании ЭУП необходимо определить:

как излагать материал;

как контролировать полученные знания;

методику использования  ЭУП.

Преимущества мультимедиа  ЭУП:

Наличие системы управления процессом обучения, включающую средства структурирования и оптимизации  учебного материала, средства проверки знаний, обратную связь и т.п.;

Методы, позволяющие значительно  ускорить познавательные процессы –  гипертекст, гипермедиа;

Графические средства, обеспечивающие высокий уровень наглядности.

Средства моделирования, позволяющие организовать виртуальный  лабораторный практикум и т.д.

Основное отличие ЭУП  от традиционных печатных изданий и  электронных книг заключается в  обязательном наличии интерактивного взаимодействия (ИВ) между студентом  и компьютером. ПК играет роль, схожую с ролью консультанта, помогающего  организовывать обучение.

Анализируя разнообразные  средства ИВ, можно выделить несколько  основных:

гипертекст

Гипертекст представляет собой собрание текстовых элементов, выводимых на монитор, в которых  выделенные слова или фрагменты  указывают, к каким смежным по смыслу текстам можно перейти  в данный момент. Сам переход осуществляется читателем. Представление материала  в гипертекстовой форме, его чтение и анализ, не могут быть осуществлены без специальных программных  средств, обеспечивающих поддержку  связей, ссылок, или гиперссылок. Поэтому  гипертекстом часто называют как  саму форму организации текстового материала, так и технологию, без  которой такая организация невозможна.

Все разновидности гиперссылок (ГС) можно условно разделить на следующие группы:

1) ГС внутри одного документа;

2) ГС на другие документы;

3) ГС на фрагменты других  элементов.

Гипертекст выступает  как система коммуникаций, связывающих  между собой теорию, концепции, идеи, понятия, представления. Благодаря  этому, пользователь получает возможность  доступа к “смежным” элементам  текста, что создает единое “образовательное пространство”. Чем больше это пространство насыщается связующими различные элементы гипертекста маршрутами, тем в  большей степени оно становится маршрутизируемым и осваиваемым.

Образование предполагает постоянное осмысление учащимся элементов знаний и их взаимосвязей. Компьютер усиливает  способность переходить по смысловым  связям от одних понятий и мыслей к другим, поддерживая, интенсифицируя процесс мышления. Человек стремится так двигаться в системе идей, понятий и знаний, чтобы не уходить в сторону от изучаемого предмета и совершенствовать свои знания в определенной области. Гипертекст может помочь ему не углубиться в “дебри”, поддержать его в тех случаях, когда вследствие ослабления внимания, человек может последовать по случайным смысловым путям, которые не ведут к пониманию и запоминанию предмета. Это положительное свойство гипертекста особенно важно, когда речь идет об осмыслении большого, сложного, с трудом удерживаемого в сознании материала.

Еще одной существенной особенностью гипертекста является поддержание  им диалога. Учащийся, либо включается в диалог уже созданных кем-то интеллектуальных продуктов, либо поддерживает диалог, который в процессе мышления осуществляет с самим собой, с  собственными, уже зафиксированными, высказанными мыслями.

Информация о работе Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины