Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:57, курсовая работа
Ускорение темпов научно-технического развития приводит к повышению скорости обновления продукции (услуг) и привыкания потребителей к новинкам, а следовательно, к сокращению жизненных циклов продукции, технологии, спроса, к повышению интенсивности конкурентной борьбы на рынках сбыта предприятий. Опыт развития западных фирм показывает, что важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия в целом и его продукции в частности являются инновации. Для предприятий активизация инновационной деятельности становится не только ключевым фактором успеха в конкуренции, но и условием выживания на рынке. Модернизация технологий, обновление и модификация товарного ассортимента, совершенствование систем организации и управления позволяют отечественным предприятиям адаптировать свою продукцию к требованиям рынка, поддерживать необходимый уровень спроса, сокращать издержки, стабилизировать и улучшать финансово-экономические результаты деятельности.
Введение
Глава 1. Задачи сокращения инновационного цикла
1.1 Факторы и условия, определяющие государственную политику нововведений
1.2 Опережающие развитие науки и техники
1.3 Взаимосвязь нововведений и текущего производства
Глава 2. Условия сокращения инновационного цикла в практике
2.1 Сокращение инновационного цикла - важный фактор интенсификации общественного производства
2.2 Пути сокращения цикла "исследование-производство"
Глава 3. Методы сокращения инновационного цикла
3.1 Перестройка финансирования научно-технического прогресса
3.2 Социальный фактор сокращения инновационного цикла
3.3 Психологический климат в трудовом коллективе
Глава 4. Сокращение инновационного цикла в конкретном производстве
4.1 Расчет точки безубыточности
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, резервы для расширения спроса на отечественные исследования и разработки есть и сейчас. Но реализация спроса возможна только при существенном повышении качества отечественных разработок в виде готовых к производству технологий.
В-третьих, можно говорить
и о конкурентоспособности
В экспорте технологий расширяется доля научных исследований, а в их импорте - увеличивается доля объектов интеллектуальной собственности (далее - ИС).
Таким образом, для России характерным на глобальном рынке становится профиль поставщика идей (т.е., образно говоря, "интеллектуального сырья") и потребителя готовых технологий.
Следует коснуться и вопросов
фундаментальной науки. Мы имеем
почти двукратный (по отношению к
1998 г. в сопоставимых ценах) рост бюджетных
ассигнований на фундаментальные исследования.
Однако количество публикаций российских
авторов в ведущих мировых
журналах имеет ярко выраженную тенденцию
к снижению. Иногда приходится сталкиваться
с мнением, что показатели "количества
публикаций", "цитируемость" не
столь важны. Однако, по нашему мнению,
рост данных показателей (наряду с другими,
о которых речь пойдет ниже) в
сочетании с прозрачностью
В решении системной проблемы важно следовать двум основным принципам.
Первый принцип состоит в концентрации ресурсов федерального бюджета для финансирования НИОКР на ключевых направлениях, что означает:
расширенное воспроизводство фундаментальных знаний; повышение уровня "человеческого капитала" - одного из основных конкурентных преимуществ России;
выполнение прикладных разработок
по ограниченному числу
создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей преобразование знаний в рыночный продукт, для реализации национальных приоритетов технологического развития.
Второй принцип - использование
механизма частно-
Понятно, что глобальная конкурентоспособность России, основанная на отечественных технологиях, достижима при концентрации усилий, способствующих удержанию и развитию позиций там, где мы сегодня сильны - в создании вооружений, атомной и космической промышленности, в информационных технологиях, наноиндустрии, в разработке новых материалов и некоторых других направлениях. С этой целью должны быть созданы крупные федеральные целевые программы с участием бизнеса. Их задача - использовать потенциал сектора исследований и разработок для эффективной реализации национальных приоритетов технологического развития, одновременно превращая этот сектор в производящую отрасль "новой экономики".
Стратегия определяет систему взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий.
В связи с этим выделяются следующие основные задачи:
создание конкурентоспособного
сектора исследований и разработок,
включая условия для его
создание эффективной национальной инновационной системы;
развитие институтов использования и защиты прав ИС;
модернизация экономики на основе технологических инноваций.
В Стратегии применительно к каждой задаче предложен комплекс конкретных мер и целевых индикаторов. Остановимся на каждой задаче и перечислим мероприятия, которые, как представляется, являются ключевыми.
Решение первой задачи прежде всего должно кардинально повысить результативность и конкурентоспособность сектора исследований и разработок.
В Стратегии отмечена особая роль Российской академии наук (РАН), всего академического сообщества в определении приоритетных задач фундаментальных исследований. Однако, по нашему мнению, ответственность за развитие фундаментальной науки, обеспечение эффективности бюджетных расходов должна быть содержательной. Необходимо энергично реализовать принятую Межведомственной комиссией по научной и инновационной политике программу модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки. Прежде всего переход начиная с 2006 г. от управления затратами к управлению результатами в сфере фундаментальной науки.
К основным мероприятиям можно отнести:
концентрацию ресурсов на
приоритетных направлениях, обеспечивающих
реализацию конкурентных преимуществ
российского сектора
реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризацию государственного сектора исследований и разработок;
обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов.
Основными результатами реализации данных мер станут:
увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;
укрепление престижа российской науки, включая приток молодых кадров в научную сферу;
рост бюджетной обеспеченности работников в академическом секторе науки: в 2008 г. не ниже 750 тыс. руб. в год на человека (при этом средняя ежемесячная заработная плата в академическом секторе должна составлять не менее 30 тыс. руб.). Говоря об этом секторе науки, следует иметь в виду не только институты РАН, но и другие организации, активные в фундаментальных исследованиях.
Вторая задача - создание
эффективной инновационной
Важной представляется реализация
мер по созданию благоприятных условий
для развития малого инновационного
бизнеса и инновационной
финансовых институтов, обеспечивающих
непрерывность финансирования бизнес-проектов
на всех стадиях инновационного цикла,
в первую очередь "посевных" и
венчурных технологических
технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т.п.;
Со второй тесно связана и третья задача - развитие институтов использования и защиты прав на ИС.
К основным мерам в этой
области можно отнести
Основными результатами решения второй и третьей задач станут:
повышение патентной активности,
капитализация научных
усиление роли малого и среднего бизнеса в сфере науки и инноваций;
существенное расширение масштабов деятельности фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов.
Четвертая задача - модернизация
экономики на основе технологических
инноваций. С одной стороны, это -
технологическая модернизация отраслей
экономики на основе передовых технологий
и интеграции с мировыми технологическими
комплексами в интересах
Важнейшее направление - стимулирование спроса в предпринимательском секторе на инновации. Отнесение на себестоимость расходов корпораций на НИОКР - одна из мер стимулирования. В связи с этим актуальны принятые налоговые новации, вступающие в действие с 2006 г.3 Дальнейшее развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта, принципиально важно.
С другой стороны, это - формирование
и реализация национальных приоритетов
технологического развития в рамках
отраслевых целевых программ технологического
профиля. Здесь актуальны: ориентация
на рынок, развитая система частно-
В рамках проектов (период реализации - три-пять лет) осуществляется полный инновационный цикл. В настоящее время Миноборнауки России финансирует девять проектов, шесть из них - c 2003 г., остальные - с конца 2004 г. Объем бюджетного финансирования составляет 2 760 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 939 млн. руб., за счет внебюджетного финансирования - 3 310 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 1 172,5 млн. руб.
Осуществление предлагаемых мер позволит достичь повышения инновационной активности в экономике, увеличения удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции, так и в ее экспорте.
Основой для уточнения мероприятий действующих ФЦП технологического профиля и формирования новых целевых технологических программ могли бы стать две базовые широкопрофильные технологические программы:
1) Программа развития научно-
2) Программа трансфера
технологий двойного
В отношении Программы развития научно-технологической базы следует отметить следующее. Начиная с 2005 г. Министерство реализует новую редакцию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 гг. В рамках этой Программы ресурсы сконцентрированы на шести приоритетных направлениях5, развитие которых направлено на достижение мультипликативного эффекта в отраслях экономики.
Реализация данной программы позволила добиться следующих качественных результатов:
сформирована система
определения приоритетов для
государственной поддержки в
научно-технологической сфере
отработаны механизмы
поддержки инновационных
создана организационная система, обеспечивающая согласование интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации приоритетов технологического развития, включая существенное привлечение внебюджетных средств (до 50% по комплексным инновационным проектам).
Указанные механизмы и
инструменты целесообразно
В то же время при реализации новой программы планируется обеспечить смещение акцентов по ряду направлений, в том числе:
усилить непосредственное участие
бизнеса в конкретизации
активно стимулировать устойчивые
связи между элементами инновационной
системы, включая интеграцию вузов,
малых научных организаций в
систему научно-технических
усилить поддержку формирования
негосударственных научных
Информация о работе Сокращение инновационного цикла в условиях рынка