Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:45, доклад
Сокращение персонала – увольнение сотрудников предприятия в связи с реструктуризацией или банкротством предприятия. После сокращения, предприятие обязано выплачивать сотрудникам оклад в течен Ни одна из стран, последовательно осуществляющих курс рыночных реформ и преобразований, не избежала роста числа вынужденно незанятых и потерявших работу. Россия не является исключением из общего правила.
17. Сокращение и увольнение персонала. Этапы, ошибки.
Сокращение персонала –
В международной практике все большее признание получает тезис о том, что риски и отрицательные последствия кризисов, экономических потрясений и технических перемен и обусловленное ими сокращение персонала должны равномерно распределяться между работодателями, работниками и обществом в целом.
Данный подход предполагает:
- предварительные уведомления
работников о предстоящем
- анализ возможностей избежать
или минимизировать
- специальные мероприятия по
смягчению отрицательных
Многие направления
- отсутствуют обоснования
- не прорабатываются
- отсутствуют программы
- учитываются только текущие затраты;
- не принимаются в расчет
отдаленные результаты и
- имеют место нарушения
- недооцениваются вопросы
Грамотный подход к сокращению персонала обеспечивает также дополнительное время, необходимое для разработки мероприятий, в реализации которых заинтересованы работодатели, высвобождаемые работники, а также те, кто остается работать на предприятии.
Увольнение — прекращение трудового договора (контракта) между администрацией (работодателем) и сотрудником.
Увольнение персонала
Планирование работы с увольняющимися работниками базируется на несложной классификации видов увольнений. Критерием классификации в данном случае выступает степень добровольности ухода работника из организации. По этому критерию можно выделить три вида увольнений:
= увольнение по инициативе работника (в отечественной терминологии — по собственному желанию) - Решение принимается самим работником, в большинстве случаев оценивается им позитивно, практически он готов к изменениям в профессиональной деятельности и социальной среды, необходимость поддержки со стороны администрации, как правило, мала.
= увольнение по инициативе
= выход на пенсию - третий вид увольнения характеризуется рядом особенностей:
во-первых, может быть заранее предусмотрен и спланирован;
во-вторых, связан со специфическими изменениями в личной сфере;
в-третьих, перемены в образе жизни человека наглядны для его окружения;
в-четвертых, человеку свойственна некоторая раздвоенность, разлад с самим собой.
Этапы увольнения работника
Увольнение работника по собственному желанию
1. Пишется
работником заявления на увольнение по
собственному желанию
Сотрудник обязан сообщить об увольнении
за две недели до ухода. Но по договоренности
может уйти раньше.
2. Издается
приказ об увольнении
Составляется и подписывается руководителем
3. Ознакомить
работника под подпись с
4. Произвести с работником полный расчет
5. Оформить
запись о прекращении
6. Изготовить
копию трудовой книжки
7. Выдать работнику трудовую книжку в день увольнения
8. Оформить об этом запись в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним
ОШИБКИ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ
— несоблюдение норм трудового законодательства,часто компании проводят сокращение штата и увольняют персонал, не соблюдая положенных при этом сроков для уведомления сотрудников (за 2 месяца) и подачи соответствующей отчетности в центр занятости. Или сокращают должность, «забыв» при этом предложить высвобождаемому сотруднику рассмотреть вакансии, имеющиеся в компании.
— увольнять равное или пропорциональное количество сотрудников в каждом подразделении. Если увольнять, полагаясь на решение линейного руководителя, не привязываясь к индивидуальным показателям результативности увольняемого сотрудника, есть серьезный риск увольнения самых сильных. Как показывает практика, от них не прочь избавиться в первую очередь руководители подразделений, боясь конкуренции и беспокоясь о том, как бы не уволили их самих.
-когда вместо увольнения применяют пропорциональное снижение размеров оплаты труда сотрудников, независимо от их результативности, или даже снижение или отмену бонусов за результативность.
- создание ситуации, когда сотрудников увольняют по одному, тем самым держа всех сотрудников компании в напряжении. Советуем руководителям, принявшим такое решение: увольняйте быстро и всех, кого запланировали.
Компании допускают три
наиболее распространенные ошибки. Со
стороны руководителей —
— некорректное, неаргументированное
расставание с сотрудниками. Люди
уходят из компании с обидой на руководство
и распространяют негативную информацию
за пределами компании. Однозначно
сокращение сотрудника — процедура
болезненная и морально тяжелая
практически для любого руководителя.
Способность безболезненно, бесконфликтно
уволить сотрудника, является критерием
его зрелости. В вопросах увольнения
руководители компании сами нуждаются
в консультационной поддержке. Одной
из главных ошибок при увольнении
является категоричность подхода руководителя.
Сотрудника ставят перед фактом, не
объясняя причин. В данном случае важно
осознавать необходимость четкой, непрерывной
коммуникации между руководителем,
увольняемым сотрудником и
18.Понятие о карьере. Виды карьеры.
В теории управления
персоналом карьера — это результат
осознанной позиции и поведения
человека в области трудовой деятельности,
связанный с должностным или
профессиональным ростом. В широком
понимании карьера — это
Виды карьеры
Профессиональная карьера - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная
карьера - охватывает последова тельную
смену стадий развития работника в рамках
одной организации; реализуется в трех
основных направлениях:
- вертикальное - именно с этим направлением
часто связывают само понятие карьеры,
т.е. в этом случае продвижение наиболее
заметно. Под вертикальным направлением
понимается подъем на более высокую ступень
структурной иерархии, должностной рост;
- горизонтальное - имеется в виду либо
перемещение в др. функциональную область
деятельности, либо выполнение определенной
служебной роли на ступени, не имеющей
жесткого формального закрепления в организационной
структуре (например, выполнение роли
руководителя временной целевой группы,
программы и т.п.). К горизонтальной карьере
можно отнести также расширение или усложнение
задач на прежней ступени (как правило,
с адекватным изменением вознаграждения);
т.е. это продвижение внутри организации,
например работы в разных подразделениях
одного уровня иерархии;
- центростремительное - данное направление
наименее очевидно, хотя во многих случаях
весьма привлекательно для сотрудников.
Под центростремительной карьерой понимается
движение к ядру, руководству предприятия.
Например, приглашение работника на недоступные
ему ранее встречи, совещания как формального,
так и неформального характера, получение
сотрудником доступа к неформальным источникам
информации, доверительные обращения,
отдельные важные поручения руководства,
т.е. это продвижение к ядру организации,
центру управления, всё более глубокое
включение в процессы принятия решений.
19. Понятие «кадровый резерв». Цели, этапы формирования, основные критерии зачисления и оценки ээфективности функционирования кадрового резерва
Кадровый резерв предприятия – это группа квалифицированных работников компании, прошедших предварительный отбор, специальную подготовку и являющихся внутренними кандидатами на замещение вакансий вышестоящих должностей.
Принцип актуальности резерва — потребность в замещении должностей должна быть реальной.
Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
Шаг 1. Выдвижение
кандидатов на основании критериев
и принципов формирования. Отве
Шаг 2. Формирование
общих списков кандидатов для
кадрового резерва. Спискиформи
Шаг 3. Психодиагностические мероприятия с целью определения потенциальных возможностей кандидатов для резерва, лидерских качеств, психологических, индивидуальных особенностей, уровня мотивации и лояльности, а также истинного отношения к зачислению в кадровый резерв. Для этой целимогут применяться различные методы. Самыми эффективными являются интервью и оценочные деловые игры, а самым экономичнымпо времени и сомнительным по результатам —психологическое тестирование. По итогамданных мероприятий составляются личностно-психологические характеристики, рекомендации и прогнозы. Данный этап предполагает искусственный (по результатам психодиагностических мероприятий и испытаний) иестественный отсев, когда кандидат по каким-либо причинам сам отказывается от зачисления в кадровый резерв.
Шаг 4. Формирование итоговых (или уточненных) списков сотрудников, зачисленных в кадровый резерв, с точным указанием резервируемой должности.
Шаг 5. Утверждение списков приказом генерального директора компании. Конечно, процесс формирования кадрового резерва может видоизменяться. Количество этапов может варьироваться в связи с выбранной моделью создания резерва конкретной компании.
Критерии отбора в кадровый резерв могут быть следующими.
Информация о работе Сокращение и увольнение персонала. Этапы, ошибки