Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 12:51, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение авторов к теме внутрифирменной мотивации персонала особенно актуальным.
Содержание
Введение 1 Общая характеристика мотивации 6 2 Анализ содержательных теорий мотивации 11 2.1Теория иерархии потребностей А.Маслоу 11 2.2Теория ERG К.Альдерфера 15 2.3Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда 16 2.4Двухфакторная теория Ф.Герцберга 20 3 Сопоставление содержательных теорий мотивации 23 4 Анализ процессуальных теорий мотивации 26 4.1Теория ожидания В. Врума 26 4.2 Теория постановки целей Э.Локка 29 4.3 Теория справедливости Дж.Ст.Адамса 35 4.4 Модель мотивации Портера-Лоулера 37 5 Сопоставление процессуальных теорий мотивации 41 Заключение 42 Список использованных источников 43
Мотивация на основании потребности
в причастности по Мак Клелланду схожа
с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы
в компании знакомых, налаживании дружеских
отношений, оказании помощи другим. Люди
с развитой потребностью причастности
будут привлечены такой работой, которая
будет давать им обширные возможности
социального общения.
Их руководители должны сохранять
атмосферу, не ограничивающую межличностные
отношения и контакты. Руководитель может
также обеспечить удовлетворение их потребности,
уделяя им больше времени и периодически
собирая таких людей отдельной группой.
2.4 Двухфакторная теория
Ф.Герцберга
Еще одной концепцией в рамках
содержательного подхода является двухфакторная
модель магистра здравоохранения Ф. Герцберга,
разработанная им во второй половине 1950-х
гг. Автор показал, что на поведение людей
влияет не только удовлетворенность, но
и неудовлетворенность тех или иных потребностей.
Причем их изменение происходит независимо
друг от друга. Потребности Герцберг разбил
на две группы: мотивирующие (в признании,
успехе, творческом росте, продвижении
по службе и проч.) и гигиенические, связанные
с условиями труда (заработок, вознаграждение,
состояние внутренней среды и т. п.).
Теория мотивации Герцберга имеет много
общего с теорией Маслоу. Гигиенические
факторы Герцберга соответствуют физиологическим
потребностям, потребностям в безопасности
и уверенности в будущем. Его мотивации
сравнимы с потребностями высших уровней
Маслоу (рис. 2).
Рис.2. Соотношение теорий потребностей
Маслоу и Герцберга.
В качестве инструмента
для оценки степени удовлетворения
потребностей он предложил две
шкалы. На одной она отражалась
в диапазоне «удовлетворенность
- полное отсутствие удовлетворенности»,
а на другой –
«неудовлетворенность—полное
отсутствие неудовлетворенности».
Герцберг показал, что возможность удовлетворить
мотивирующие потребности стимулирует
трудовую активность, которая при их удовлетворении
падает. В то же время отсутствие удовлетворенности
этих потребностей не демотивирует. С
«гигиеническими» потребностями дело
обстоит наоборот —
их неудовлетворенность резко
снижает стимулы к трудовой деятельности.
Однако удовлетворенность еще не активизирует
ее, а лишь создает предпосылки для этого,
предотвращая появление у работников
общего недовольства. Конкретизацией
данного тезиса является парадоксальный
на первый взгляд вывод Герцберга о том,
что с помощью заработной платы как таковой
мотивировать людей нельзя. Для успешного
стимулирования трудовых усилий необходимо
включение еще и мотивирующих потребностей.
Таким образом, руководитель сначала должен
снять имеющую место у работников неудовлетворенность
в чем-то, а потом уже добиваться удовлетворенности.
Герцберг считал, что активность
исполнителей будет высока, если:
1. работа имеет смысл, общественную
значимость, не примитивна, не убивает
интереса к себе, позволяет развивать
способности, достигать успеха
2. требования к работнику не
занижаются; результаты труда не обезличиваются
и своевременно вознаграждаются;
3. каждый вправе получать необходимую
информацию, принимать самостоятельные
решения, осуществлять самоконтроль.
Хотя эта теория эффективно
использовалась в ряде организаций, в
ее адрес раздавались и критические замечания.
В основном они были связаны с методами
исследований. Действительно, если людей
просят описать ситуации, когда им бывало
хорошо или плохо после выполнения работы,
то они инстинктивно связывают благоприятные
ситуации с ролью своей личности и объектов,
которые они контролируют, а неблагоприятные
- с ролью других людей и вещей, которые
объективно от опрашиваемых не зависят.
Таким образом, результаты, которые получил
Герцберг, были,
по крайней мере частично, результатом
того, как он задавал вопросы.
Кроме того, факторы условий
труда и мотивирующие факторы могут являться
источниками мотивации в зависимости
от потребностей конкретных людей. Поскольку
у разных людей разные потребности, то
и мотивировать разных людей будут разные
факторы.
3. Сопоставление содержательных
теорий мотивации.
Изложенные концепции позволяют
сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо
канонизированное учение, объясняющее
то, что лежит в основе мотивации человека
и чем определяется мотивация. Каждая
из изложенных теорий имеет определенное
принципиальное отличие. Так, например,
в концепции Маслоу потребности расположены
иерархически и восхождение по ним идет
снизу вверх. В теории Альдерфера также
имеется определенная иерархия. Однако
эта теория в качестве одного из важнейших
положений имеет утверждение о том, что
движение по иерархии может осуществляться
как снизу вверх, так и обратно сверху
вниз в том случае, если не удовлетворяется
потребность верхнего уровня. Мак Клелланд
ввел по отношению к рассматриваемым им
потребностям идею их приобретения и развития
под влиянием обучения и жизненного опыта.
При этом он принимал во внимание взаимоотношение
отдельных групп потребностей, отойдя
от рас смотрения изолированного влияния
отдельных групп потребностей на поведение
человека. В теории Герцберга факторы,
которые могут быть соотнесены с отдельными
потребностями, делятся на две большие
группы: мотивирующие и «здоровья». Тем
самым указывается на то, что не все факторы
постоянно оказывают мотивирующее влияние
на человека, а только те из них, которые
приводят к росту удовлетворенности. Как
видно, каждая из теорий имеет что-то особенное,
отличительное, что дало ей возможность
получить широкое признание теоретиков
и практиков и внести существенный вклад
в разработку знаний о мотивации. Однако
при этом, несмотря на принципиальные
различия, все четыре вышеописанные теории
имеют нечто общее, позволяющее установить
определенные параллели между ними. Характерной
особенностью всех четырех теорий является
то, что они изучают потребности и дают
классификацию потребностей, позволяющую
делать некие выводы о механизме мотивации
человека. Сравнивая классификации всех
четырех теорий, можно отметить, что выделенные
в различных теориях группы потребностей
достаточно
определенно соответствуют
друг другу. Так, например, потребность
достижения в теории МакКлелланда созвучна
потребности самовыражения в пирамиде
Маслоу, потребности роста в теории Альдерфера
— группе потребностей, входящих в набор
мотивирующих факторов теории Герцберга.
Такое же соответствие можно установить
и для других групп потребностей. На рис.3
дано некое условное соответствие групп
потребностей, выделяемых в данных четырех
концепциях.
Рис.3 Соотношение групп
потребностей в четырех теориях мотивации.
Отвлекаясь от различий и общности,
которые характерны для рас смотренных
концепций, можно указать на две присущие
им общие характеристики. Во-первых, данные
концепции в очень наглядном виде, четко
и ясно излагают определенный взгляд на
мотивацию — взгляд, подтвержденный эмпирическими
исследованиями и уже достаточно продолжительное
время использовавшийся в практике управления.
В наибольшей мере данное утверждение
относится к теориям Маслоу и Герцберга.
Поэтому для того, чтобы лучше понимать
мотивацию работников, менеджеры обязательно
должны быть знакомы со всеми четырьмя
теориями. Во-вторых, все четыре теории
основное внимание уделяют анализу факторов,
лежащих в основе мотивации, и в то же время
практически не уделяют
внимание анализу процесса
мотивации. Данное замечание указывает
на основной недостаток этих теорий, существенно
ограничивающий возможности их непосредственного
практического применения.
4 Анализ процессуальных
теорий мотивации
Теории процессов призваны
объяснить процесс выбора людьми направленных
на удовлетворение индивидуальных
потребностей образцов поведения. Наибольшую
известность получили теория справедливости
и теория ожиданий.
Внимание приверженцев теорий
процессов мотивации сконцентрировано
на изучении влияющих на поведение человека
мыслительных процессов, объяснении того,
какими способами работники стремятся
к вознаграждению.
Процессуальные теории мотивации
основываются в первую очередь на том,
как ведут себя люди с учетом их восприятия
и познания.
В Процессуальных теориях
анализируется то, как человек
распределяет усилия для достижения
различных целей и как выбирает
конкретный вид поведения. Процессуальные
теории не оспаривают существования
потребностей, но считают, что поведение
людей определяется не только
ими. Согласно процессуальным теориям
поведение личности является
также функцией его восприятия
и ожиданий, связанных с данной
ситуацией, и возможных последствий
выбранного им типа поведения.
Имеется три основные процессуальные
теории мотивации: теория ожиданий, теория
справедливости и модель Портера-Лоулера.
4.1 Теория ожидания В. Врума
Теория Виктора Врума базируется
на том, что активная потребность - не единственное
необходимое условие мотивации человека
к достижению определенной цели. Человек
должен также надеяться на то, что выбранный
им тип поведения действительно приведет
к удовлетворению или приобретению желаемого.
Ожидания можно рассматривать
как оценку данной личностью вероятности
определенного события. Большинство людей
ожидают,
например, что окончание института
позволит им получить лучшую работу и
что, если работать с полной отдачей, можно
продвинуться по службе. При анализе мотивации
к труду теория ожидания подчеркивает
важность следующих факторов: затраты
труда - результаты; результаты - вознаграждение
и валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Ожидания результатов (3-Р) это
соотношение между затраченными усилиями
и полученными результатами. Например,
коммивояжер может ожидать, что если он
обзвонит в неделю на 10 чел. больше, чем
обычно, объем продаж возрастет на 15%. Менеджер
может ожидать, что он получит высокую
оценку своей деятельности, если затратит
дополнительные усилия и напишет в срок
квартальный отчет. Рабочий на заводе
может ожидать, что если он будет производить
продукцию высокою качества с минимальным
количеством отходов сырья, это позволит
ему повысить свой разряд и тариф ставки
оплаты. Конечно, во всех приведенных примерах
люди могут и не рассчитывать на то. что
их усилия приведут к желаемым результатам.
Если люди чувствуют, что прямой связи
между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми
результатами нет, то, согласно теории
ожидания, мотивация будет ослабевать.
Взаимосвязь может отсутствовать из-за
неправильной самооценки работника, из-за
его плохой подготовки или неправильною
обучения или же из-за того, что работнику
не дали достаточно прав для выполнения
поставленной задачи.
Ожидания в отношении результатов
вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного
вознаграждения или поощрения в ответ
на достигнутый уровень результатов. Продолжая
приведенные выше примеры, отметим, что
при повышении объема продаж на 15% коммивояжёр
может ожидать получения определенного
процента премии. Менеджер может ожидать,
что в результате предпринятых им усилий
он будет оценен руководством, получит
продвижение по службе и связанные с этим
льготы и привилегии. Рабочий может ожидать,
что, повысив свой разряд, он будет получать
более высокую заработную плату или станет
бригадиром.
Третий фактор, определяющий
мотивацию в теории ожидания. - это
валентность, или ценность вознаграждения.
Валентность - это предполагаемая степень
относительного удовлетворения или неудовлетворения,
возникающая вследствие получения определенного
вознаграждения. Поскольку у различных
людей потребности в отношении вознаграждения
различаются, то конкретное вознаграждение,
предлагаемое в ответ на достигнутые результаты,
может и не иметь для них никакой ценности.
Продолжим наши примеры. За выполненную
работу менеджер может получить прибавку
к жалованью, в то время как он рассчитывал
на продвижение по службе или более интересную
и сложную работу, или же на большую степень
уважения и признания заслуг. Если валентность
низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения
для человека не слишком велика, то теория
ожиданий предсказывает, что мотивация
трудовой деятельности в этом случае будет
ослабевать.
Если значение любого из этих
трех критически важных для определения
мотивации факторов будет мало, то мотивация
будет слабой, а результаты труда низкими.
Соотношение этих факторов можно выразить
следующей формулой:
Мотивация ~ (3 - Р) х (Р - В) х валентность
Менеджерам, которые стремятся
усилить мотивацию рабочей силы, теория
ожиданий предоставляет для этого различные
возможности.
Для эффективной мотивации
менеджер должен установить точное соотношение
между достигнутыми результатами и вознаграждением.
В связи с этим необходимо давать вознаграждение
только за эффективную работу. Менеджеры
должны сформировать высокий, но реалистичный
уровень результатов, ожидаемых от подчиненных,
и внушить последним, что они могут добиться
этого уровня, если приложат усилия.
Работники сумеют достичь уровня
результативности, требуемого для получения
цепного вознаграждения, если делегированный
им уровень полномочий и их профессиональные
навыки достаточны для выполнения поставленной
задачи. Экспериментальные исследования
обычно свидетельствуют в пользу теории
ожиданий. Критики этой теории призывают
к проведению таких экспериментальных
исследований, которые сумели бы учесть
конкретные особенности как отдельных
людей, так и организаций. Другие специалисты
считают, что необходимо уточнить и
доработать технические, концептуальные
и методологические основы теории ожиданий
Врума.
Поведение человека постоянно
связано с выбором из двух или нескольких
альтернатив. От того, чему человек отдает
то или иное предпочтение, зависит, что
и как он делает, как он себя ведет и каких
результатов он добивается. Теория ожидания
разработана для того, что бы дать ответ
на вопрос, почему человек делает тот или
иной выбор, сталкиваясь с несколькими
альтернативами, и насколько он смотивирован
добиваться результата в соответствии
со сделанным выбором. В самом обобщенном
виде теорию ожидания можно сформулировать
как учение, описывающее зависимость мотивации
от двух моментов: как много человек хотел
бы получить и насколько возможно для
него получить то, что он хотел бы получить,
в частности, как много усилий он готов
затрачивать для этого.
4.2 Теория постановки целей
Э.Локка
Теория постановки целей исходит
из того, что поведение человека определяется
теми целями, которые он ставит перед собой,
так как именно ради достижения поставленных
перед собой целей он осуществляет определенные
действия. При этом предполагается, что
постановка целей — это сознательный
процесс, а осознанные цели и намерения
— это то, что лежит в основе определения
поведения человека. Ведущим разработчиком
данной теории является Эдвин Лок. Считается,
что направленное распространение данной
теории началось после завершения им в
1966 г. диссертационной работы. Первым основополагающим
трудом по теории постановки целей считается
опубликованная в 1968 г. Эдвином Локом статья
«О теории мотивирования и стимулирования
целями». Значительный вклад в разработку
этой теории внес Т. Райен, а также коллега
Лока Г. Латэм. В