Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 05:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить основные причины сопротивления отдельных работников и их групп нововведениям в кадровой сфере.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач, а именно:
- для более глубокого понимания сущности объекта исследования следует сделать общий обзор, включающий в себя изучение основных признаков инноваций в кадровой системе, их классификации и основных этапов и методов управления инновационным процессом;
- дать общую характеристику кадрового менеджменты;
- рассмотреть основные факторы, влияющие на инновационную деятельность в организации, в том числе в ее кадровой системе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика кадрового менеджмента……………………...5
1.1 Понятие кадрового менеджмента……………………………………………5
1.2 Структура кадрового менеджмента………………………………………….7
Глава 2. Сущность кадровых инноваций………………………………………12
2.1 Понятие и классификация кадровых инноваций…………………..............12
2.2 Управление кадровыми инновациями……………………………………...15
Глава 3. Сопротивление кадровым инновациям………………………………19
3.1 Факторы, влияющие на инновационную деятельность…………………...19
3.2 Причины сопротивления кадровым инновациям…………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35
3.
Планирование человеческих
4.
Набор персонала (знание и
5.
Профориентация и адаптация (
6.
Формирование кадрового
7.
Оценка кадров и их
8.
Организация обучения
9.
Управление трудовой
10.
Организация делопроизводства
Глава
2. Сущность кадровых
инноваций
2.1
Понятие и классификация
кадровых инноваций
Под инновациями, как правило, понимаются какие-либо нововведения, изменения. Однако существует ряд определяющих признаков, отличающих именно инновации от схожих понятий, а именно:
- инновации всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
-
инновации дают конкретную
-
инновации означают первое
-
инновации нуждаются в
Применительно к кадровой работе инновации - это управленческие нововведения, под которыми понимается любая целевая деятельность, организационное решение, система, процедура или метод управления кадровой работой, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации, направленные на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития организации в условиях конкуренции. [16] Кадровая инноватика, как правило, предполагает два взаимосвязанных начала или блока:
- с одной стороны - ввод в кадровую систему новых элементов, форм и методов,
- с другой стороны - вывод из кадровой системы устаревших элементов, форм и методов. [16]
Кадровые
инновации можно различать по
многим признакам. Основные классификации
нововведений в кадровой работе представлены
в Таблице 2.1.
Таблица 2.1
Классификация нововведений в кадровой работе
Классификационный признак | Виды кадровых нововведений |
По объектам | В отношении:
-отдельных работников -структурных подразделений -организаций |
По инновационному потенциалу | -радикальные
-улучшающие -модифицирующие |
По масштабу | -крупные (кадровая
реформа)
-средние -мелкие (точечные) |
В зависимости от области анализа и построения системы управления организацией | В области:
-целевых подсистем -линейных подсистем -функциональных подсистем -обеспечивающих подсистем |
В зависимости от радиуса действия | -внутриорганизационные
-межорганизационные |
По степени осознания работниками | -осознаваемые
как необходимые
-неосознаваемые как необходимые |
По времени внедрения | -внедряемые
без длительной подготовки
-внедряемые с длительной подготовкой -внедряемые без предварительной подготовки |
В зависимости от требуемой подготовки | Требуют подготовки:
-организационной -финансовой -кадровой -психологической -материальной -информационной -комплексной |
По уровню обособленности и связанности с другими нововведениями | -обособленное,
несвязанное
-связанное,
комплексное (внедряется |
По стадиям технологии управления персоналом | -планирования
работы с персоналом -маркетинга персонала -найма, отбора персонала -деловой оценки персонала -адаптации персонала -организации
труда и рабочего места -использования персонала -высвобождения персонала |
По стадиям технологии управления развитием персонала | -управления
социальным развитием персонала
-организации
системы обучения, подготовки, переподготовки
и повышения квалификации -аттестации персонала -управления
карьерой и служебно- -формирования резервов для выдвижения на руководящую должность |
В области управления поведением персонала в организации | -управления
мотивацией и стимулирования
трудовой деятельности -управления конфликтами и стрессами -управления
безопасностью и здоровьем -организации
условий труда, режима и |
По степени результативности | -эффективные
(дающие экономический, -нейтральные -неэффективные (приводящие к финансовым, временным, социальным потерям) |
2.2
Управление кадровыми
инновациями
Управление нововведениями в кадровой работе - это целенаправленная деятельность руководителей организации и специалистов подразделений по обеспечению эффективных темпов и масштабов обновления кадровой работы на основе нововведений в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации. [7] Эта деятельность базируется на использовании теоретических основ, принципов и методов инновационного менеджмента и должна обеспечить адаптацию персонала к изменениям во внутренней и внешней среде с целью повышения конкурентоспособности организации.
Управление нововведениями в кадровой работе позволяет решать более эффективно следующие задачи по управлению персоналом:
1.
выработка стратегической
2.
определение направлений
3. организация разработки, внедрения и сопровождения нововведений в кадровой работе;
4. подбор, расстановка, адаптация, использование и развитие персонала в соответствии с программой реализации нововведений в кадровой работе;
5. создание и улучшение условий для новаторской деятельности.
В
процессе управления кадровыми инновациями
используются различные методы, представляющие
собой совокупность приемов, используемых
по всему циклу «образование - трудовой
процесс - высвобождение» с целью повышения
эффективности работы с кадрами. [14] Основные
используемые методы представлены в Таблице
2.2.
Таблица 2.2
Методы управления нововведениями в кадровой работе
Группа методов | Наименование методов |
Выявления мнений | интервью, анкетирование, выборочный опрос, экспертиза |
Аналитические | системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, ФСА, экономический анализ |
Оценки | оценка продукта,
оценка научно-технического уровня и
конкурентоспособности |
Генерирования идей | «мозговая атака», метод 6-5-3, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации |
Принятия решений | экономико-математические модели, таблицы решений, построение дерева принятия решений, сравнение альтернатив |
Прогнозирования | экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, экономические, имитационные модели |
Наглядного представления | графические модели, физические модели |
Аргументация | презентации, переговоры |
Процесс управления нововведениями в кадровой работе включает следующие этапы:
1.
определение потребности в
2.
сбор информации о
3.
предварительный отбор
4.
принятие решения о внедрении
нововведений, осуществляемое: руководителем
организации, руководителем
5.
внедрение, использование и
Внедрение
и использование нововведений может
сопровождаться развитием инновационного
конфликта, так как и отдельные
работники, и коллектив в целом
могут сопротивляться нововведениям
в кадровой работе. Ниже будет рассмотрено,
почему возникает сопротивление кадровым
инновациям в организации и каковы методы
борьбы с этим сопротивлением.
Глава
3. Сопротивление кадровым
инновациям
3.1
Факторы, влияющие
на инновационную
деятельность
Одним из основных факторов, влияющих на инновационную деятельность в организации в целом и в кадровой сфере в частности, является восприимчивость организации к изменениям. В настоящее время не существует универсальных характеристик восприимчивости организации к нововведениям, это объясняется сложностью решения проблемы, так как принятие одного набора нововведений не следует тем же законам, что и принятие другого, независимо от того, какие нововведения в кадровой работе составляют каждый набор. Однако существуют следующие общепринятые подходы к определению уровня восприимчивости организации к нововведениям:
1.
Уровень восприимчивости
2.
Уровень восприимчивости
В
= f (Л, С, К, Нв),
где В - восприимчивость организации к нововведениям;
Л
- личностно-психологические
С - характеристики организационной структуры (структурные переменные);
К - характеристики внешнего окружения и межорганизационных связей (контекстуальные переменные);
Нв - характеристики самого нововведения [4].