Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 05:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить основные причины сопротивления отдельных работников и их групп нововведениям в кадровой сфере.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач, а именно:
- для более глубокого понимания сущности объекта исследования следует сделать общий обзор, включающий в себя изучение основных признаков инноваций в кадровой системе, их классификации и основных этапов и методов управления инновационным процессом;
- дать общую характеристику кадрового менеджменты;
- рассмотреть основные факторы, влияющие на инновационную деятельность в организации, в том числе в ее кадровой системе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика кадрового менеджмента……………………...5
1.1 Понятие кадрового менеджмента……………………………………………5
1.2 Структура кадрового менеджмента………………………………………….7
Глава 2. Сущность кадровых инноваций………………………………………12
2.1 Понятие и классификация кадровых инноваций…………………..............12
2.2 Управление кадровыми инновациями……………………………………...15
Глава 3. Сопротивление кадровым инновациям………………………………19
3.1 Факторы, влияющие на инновационную деятельность…………………...19
3.2 Причины сопротивления кадровым инновациям…………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35
В-четвертых, изначально низкая терпимость отдельных работников к изменению, которая может быть основана на естественном консерватизме людей, нежелании что-либо менять (стремлении экономить усилия), либо на опасении, что в создавшейся после внедрения инновации ситуации выявится недостаток имеющихся у них знаний, навыков, умений или способностей. Некоторые работники просто не желают учиться новому делу и осваивать новые стили поведения. Менеджер в состоянии повысить терпимость к изменению, разъясняя его пользу для организации в целом и для каждого конкретного сотрудника, в частности, разбирая должностные обязанности сотрудника после реализации нововведения [15].
Можно
также отметить тот факт, что сопротивление
переменам прямо
Сопротивление руководства
Следующий блок причин сопротивления кадровым инновациям связан с особенностями руководства организации. Исследователи выделяют несколько таких причин.
Во-первых, «табу» на инновации со стороны руководства.
«В нашей компании запрещены любые управленческие инновации,- говорит один из опрошенных Национальным союзом кадровиков HR-менеджеров.- Руководство считает, что все новое несет компании угрозу. Зачем что-то менять, если и так все неплохо работает?» Существование подобного запрета связано с неофобией - патологическим страхом перед всем новым. Руководитель-неофоб превращает компанию в музей законсервированных технологий, с которых разрешено только сдувать пылинки. Новый сотрудник может войти в такую компанию лишь как посетитель: все методы работы неприкосновенны, и попытки их изменить сурово пресекаются. Например, как отметил один респондент из HR-службы московской кондитерской фабрики, в компании введен запрет на обучение сотрудников. Весьма часто проявляется неофобия в отношении к бизнес-образованию - тренингам и особенно программам MBA.
Запрет на инновации, пожалуй, самый тяжелый случай кадрового табу. Лучшее лекарство в такой ситуации - рынок: либо руководитель скрепя сердце решится на инновации, либо компания падет в конкурентной борьбе [3].
Во-вторых,
отсутствие диалога между топ-менеджерами.
Некоторые инновационные
Третья причина - отсутствие лидера, способного хорошо организовать внедрение инноваций и коммуникации между участниками инновационного процесса [4].
В-четвертых, отсутствие у новатора необходимых для внедрения кадровых инноваций полномочий, которые не предоставляются ему руководителями компании.
Методы
преодоления сопротивления
Менеджер
может применять различные
Один из наиболее естественных - предоставление информации. О предстоящей инновации подробно рассказывается всем сотрудникам организации. Если менеджеру удалось убедить людей, они во многих случаях будут помогать руководству организации в осуществлении изменения. Однако этот подход может потребовать много времени и трудозатрат, если вовлекается много людей.
Другой метод - вовлечение сотрудников в проектирование и осуществление инновации. В этом случае менеджер определяет только основные позиции, оставляя детали сотрудникам. Люди, которые принимают участие в проектировании инновации, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения. С другой стороны, этот подход также может потребовать много времени и трудозатрат, если участники проектируют неподходящие изменения, не соответствующие общему плану менеджера [13].
Помощь и поддержка со стороны менеджера могут оказаться весьма эффективным средством. Если люди сопротивляются из-за проблем адаптации к новым условиям. Однако вполне возможно, что не всем сотрудникам удастся адаптироваться, и им придется уйти.
Переговоры
с отдельными сотрудниками и их группами
(подразделениями, профсоюзами), с коллегами-менеджерами,
завершающиеся заключением
Наряду с различными организационными мероприятиями, для инновационного процесса необходимы подходящие люди. Подбор способных и склонных к новаторской деятельности людей является важной задачей инновационного кадрового менеджмента. К новаторским кадрам могут относиться ученые, генерирующие идеи; управленцы, распознающие наиболее эффективные нововведения и организующие процесс их внедрения; специалисты, доводящие эти идеи до внедрения [18]. Помимо способностей этим людям нужна также соответствующая внутриорганизационная обстановка.
Главный метод, по мнению отдельных исследователей, заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании. Об этом много говорят зарубежные специалисты в области управления, а сейчас к осознанию этой проблемы пришли и российские управленцы. В качестве успешного примера создания инновационной атмосферы в компании можно привести опыт компании «Sony»: ее успехи во многом связаны с тем, что управляющие обладают способностью к сотрудничеству. В компании уважается мнение разных людей, разные мнения позволяют находить истину и развивать компанию. Работники стремятся постоянно вносить рационализаторские предложения, которые всячески поощряются. В фирме в среднем на одного работника приходится до десяти рационализаторских предложений в год. В последний день рабочей недели красивая молодая сотрудница компании (прическу и маникюр ей делает приглашенный за счет фирмы стилист) в праздничной одежде разносит конверты с премиями за рационализаторские предложения. Причем премии получают и те сотрудники, идеи которых были отвергнуты. Такой подход к поощрению инновационного мышления персонала является важным звеном системы мотивации компании [9].
Перечисленные методы являются вполне честными и открытыми. Однако менеджеры зачастую используют и методы, которые не всегда можно одобрить с этической точки зрения.
Один из них - манипулирование людьми с избирательным использованием информации и сознательном изложении событий в определенном порядке. Например, выпячиваются положительные стороны инновации и скрываются отрицательные (для тех или иных групп сотрудников), т.е. предоставляется односторонняя информация, на основе которой люди вовлекаются в инновацию, не представляя себе всех последствий. Другой вариант - так называемая «кооптация», при которой поддержка нововведения со стороны уважаемых лиц (например, генерального директора) или групп (например, Правления фирмы) достигается путем их лжеучастия в проектировании нововведения. Например, генеральный директор может председательствовать на собрании, посвященном инновации, а Правление может обсудить нововведение. Но при этом инициаторы инновации не стремятся реально вовлечь генерального директора и Правление в проектирование и осуществление инновации, они хотят лишь заручиться их поддержкой. В то же время - в этом и есть обман - у рядовых сотрудников создается впечатление, что нововведение осуществляется под руководством генерального директора и Правления. К описанному методу близок распространенный обычай начинать, например, научные конференции с выступлений уважаемых людей - мэров городов, ректоров вузов и др. - у которых есть только один недостаток - полная некомпетентность в проблемах, которыми занимается конференция. Именно поэтому указанные уважаемые люди исчезают вскоре после своего выступления, посвященного общим вопросам.
Наконец, надо назвать метод явного или неявного принуждения, когда менеджер заставляет принять инновацию под угрозой потери должности, работы и других благ. Аналогом в отношениях между государствами является использование вооруженной силы, т.е. война. Сотрудники, побежденные и порабощенные менеджером, могут смириться, но в дальнейшем нет оснований рассчитывать на дружелюбное сотрудничество. С другой стороны, без принуждения не обойтись, если необходимо быстро провести непопулярные изменения, диктуемые внешней обстановкой [15].
Наиболее
распространенной ошибкой менеджеров
является использование одного или
небольшого числа методов независимо
от ситуации. Вторая по распространенности
ошибка - метод «разделяй и властвуй»,
который при возможной краткосрочной
эффективности приводит к большим проблемам
в долгосрочной перспективе [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях развития человеческих и производственных отношений, когда сотрудники являются активами предприятия, наиболее ценным капиталом, который необходимо беречь и приумножать, повышается планка предъявляемых требований, а вместе с ней и значимость кадровых служб, реализующих кадровую политику на предприятии.
Под кадровыми инновациями понимают управленческие нововведения, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации, направленные на повышение уровня и способности кадров выполнять свои профессиональные функции. Помимо новизны и первичности использования инновация обладает такими характеристиками как конкретная хозяйственная и/или социальная выгода для организации, необходимость творческого подхода и рискованность, поскольку она не может создаваться в ходе рутинных процессов.
Существует
много видов кадровых инноваций,
выделяемых по различным критериям,
однако для успешного воплощения
их в жизнь необходимо организовать
правильный процесс управления нововведениями,
предполагающий обеспечение эффективных
темпов и масштабов обновления кадровой
работы в соответствии с перспективными
и текущими развития организации. Процесс
управления кадровыми инновациями включает
ряд этапов, а именно: определение потребности
в нововведениях; сбор информации о нововведениях;
предварительный их отбор с помощью определенных
критериев; принятие решения о внедрении
нововведений и непосредственно внедрение,
использование и сопровождение нововведений.
Все эти этапы, причем в большей степени
последний, могут сопровождаться инновационным
конфликтом, так как и отдельные работники,
и коллектив в целом могут сопротивляться
нововведениям в кадровой работе.
Поскольку любая фирма является сложной системой, можно выделить много факторов, препятствующих новаторству или стимулирующих его. Одним из главных является такой показатель, как восприимчивость организации к изменениям, в свою очередь зависящий от многих переменных, однако очевидно, что сила сопротивления нововведениям обратно пропорциональна величине этого показателя. Что касается непосредственно причин, вызывающих внутри организации сопротивление кадровым инновациям, то в ходе проведенного исследования было предложено разделить их на три группы.
Для
преодоления сопротивления
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьев А.А. Обучение персонала работе с информационной системой / А.А. Афанасьев, А.А. Шилов // Справочник по управлению персоналом. - 2005.
2. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Экономистъ, 2005.
3. Вишнякова М. Из обоза - в авангард // Справочник по управлению персоналом. - 2006.
4. Иванченко Л.А. Основы успеха: теория и практика менеджмента. – М.: Мысль, 2003.
5. Инновационный менеджмент / П.Н. Завлина А.К. Казанцева. - СПб.: Наука, 2002.
6. Инновационный менеджмент: Учебник / Медынский В.Г.- М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Корпоративные страшилки // Секрет фирмы. - 2007.
8. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2003.
9. Крюков В. Модернизация экономики и проблемы конкурентоспособности / В. Крюков, М. Ахматукаева, И. Заика.- М.: Экономист, 2004.
10. Левчаев П. А. Инновационная направленность роста бизнеса предприятий//Финансы и кредит, 2005.