Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:46, курсовая работа
Цель работы - исследование стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты как способов разрешения ролевого конфликта руководителями с разным уровнем выраженности данного конфликта.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Проанализировать современные зарубежные и отечественные подходы к изучению разрешения и регулирования ролевых конфликтов.
Выявить стратегии и механизмы разрешения ролевых конфликтов руководителями с высоким и низким уровнем ролевого конфликта.
Введение 3
1. Понятие и сущность ролевых конфликтов 5
1.1.Понятие ролевого конфликта в организации 5
1.2.Модель ролевого конфликта в рамках профессиональной деятельности 10
2. Состояние проблемы разрешения ролевых конфликтов в отечественной и зарубежной психологии 20
2.1. Механизмы разрешения ролевого конфликта в организации 20
2.2.Подходы к разрешению ролевого конфликта: 21
Заключение 34
Список использованной литературы: 35
Введение 3
1. Понятие и сущность ролевых конфликтов 5
1.1.Понятие
ролевого конфликта в
1.2.Модель
ролевого конфликта в рамках
профессиональной деятельности
2.
Состояние проблемы разрешения
ролевых конфликтов в
2.1. Механизмы разрешения ролевого конфликта в организации 20
2.2.Подходы
к разрешению ролевого
Заключение 34
Список использованной литературы: 35
Социально-экономические
Как показывают исследования, успешность выполнения руководящей роли связана с умением разрешать ролевой конфликт (A.A. Головачев, С.И. Ерина, Е.С. Кузьмин, J.W. Getzels, Е.С. Guba, T.R. Sarbin, V. Allien., R. Kahn, D. Katz). Изучение проявлений этого вида конфликта в деятельности руководителя позволяет сделать заключение о существовании отрицательной связи между успешностью его деятельности и уровнем выраженности ролевого конфликта. При этом не только снижается производственная и социальная эффективность деятельности управленца, но и наблюдается общая невротизация личности руководящего работника, находящегося в ситуации высокого ролевого конфликта (С.И. Ерина).
Таким образом, появляется новый пласт анализа проблемы ролевого конфликта, где акцент переносится с диагностики этого вида конфликта на проблему выявления особенностей разрешения ролевых конфликтов у руководителей с разным уровнем успешности в управленческой деятельности с целью повышения эффективности этой деятельности.
Разрешение ролевых конфликтов в управленческой деятельности представлено в литературе немногочисленными исследованиями (С.И. Ерина, A.A. Головачев, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, С. Antoni, Е. Bamberg, W. Bungard, R.A. Friedman, S. Greif, M. Rimann, F.J. Roethlisberger, N. Semmer, S.T. Tidd, I. Udris).
Объект исследования - ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного звена управления.
Предмет исследования - разрешение ролевого конфликта в деятельности руководителя.
Цель работы - исследование стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты как способов разрешения ролевого конфликта руководителями с разным уровнем выраженности данного конфликта.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Социально - экономические и политические изменения в российском обществе связаны с тем, что официально разрушаются, "отменяются" старые "общественные ценности" и ориентиры, а формирование новых задерживается [2, с. 134]. Выявляется не только социальная, но и определенная личностная дезориентация. У одних преобладает идеализация прошлой жизни с ее системой отношений, что предопределяет "уход от решения проблем сегодняшнего дня". Для вторых характерно отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров, и их можно охарактеризовать как "живущих одним днем", они "пассивно дрейфуют" по жизни, не имея никаких целей и планов. Для третьих наблюдаемый защитный механизм - смещение, выражающееся в замене реальных проблем социально- психологического плана на необычный интерес к магическому объяснению происходящих событий. Знание национальных традиций и культуры может помочь предвидеть и вовремя предотвращать "невротизацию общества" и, наоборот, их игнорирование может приводить к непредсказуемым последствиям [2,c.12]. Все это не могло не отразиться на профессиональной сфере человека, которая для большинства людей является доминирующей и позволяющей удовлетворить целый спектр потребностей. Удовлетворенность от работы способствует поддержанию толерантности к стрессорам повседневной жизни и сохранению психоэмоционального здоровья [18,c.45].
Как
отмечает В.А. Бодров, наиболее массовые
исследования особенностей преодоления
стресса проведены
Ролевые конфликты различных форм
и типов встречаются везде: в
семейных отношениях, в системе образования
и подготовки кадров, практически
на всех уровнях профессиональной структуры
(от производственных коллективов до
управленческих звеньев), даже в политическом
устройстве общества. Современный социальный
и экономический кризис и трудности
переходной эпохи усугубили и
без того запутанную систему социально-
В отечественной и зарубежной психологии ролевой конфликт авторы относят к разряду стрессоров в повседневной работе человека (A.B. Карпов, J1. Джуэлл; R. Kahn, D. Katz, 1967; McGrath, 1976; Mohr & Udris, 1997; Udris & Frese, 1998), а также отмечается его влияние на биопсихосоциальное здоровье (В.А. Бодров, 2006; С.И. Ерина, 1986, 2000; A.B. Карпов, 1999). Психологический стресс и ролевой конфликт имеют общий признак, который их объединяет - если в первом случае между воздействующим стимулом и ответной реакцией включена психологическая переменная - оценка угрозы, то во втором случае PK запускается при определении ситуации как конфликтной. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов указывают на то, что и сам стресс негативно влияет на поведение человека в конфликтах, и настоятельно рекомендуют повышать стрессоустойчивость человека [7]. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури указали, что внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, а также со стрессом [22,c.105]. Ф.Е. Василюк указывал на то, что «не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации» [20,c.45].
McGrath (1976) классифицирует стрессоры следующим образом: физическая (шум, пыль и т.д.) и социальная среда (моббинг), ролевые условия (ролевой конфликт), признаки личности [6,c.174]. Udris (1991) в зависимости от потенциальных источников стресса выделяет сферы, из которых предъявляются повышенные требования: требования к рабочему месту (потенциальная его опасность, ненадежность, когнитивные нагрузки и т.д.), требования к когнитивной переработке (вариативность, коммуникация), общие жизненные требования (рабочая деятельность, социальные стрессоры, стрессоры свободного времени) [4]. Подобные взгляды разделяют также Semmer и Dunckel (1991) [5,c.56]. Mohr и Udris (1997), Udris и Frese (1998) дополняют этот перечень стрессорами в профессиональной карьере (процесс перестройки в работе), организационными стрессорами (нарушения хода работы), временными нарушениями (ночная и сменная работа), предвидением безработицы и ненадежностью рабочего места [8,c.179].
Antoni & Bungard (1989), Udris & Frese (1999) все теории стресса разделяют по трем группам: в первую попадает теория, центрированная на реакциях, - общий адаптационный синдром Г. Селье, во вторую - центрирующиеся на раздражителях Rohmert & Rutenfranz, в третью - когнитивные стресс-теории R. Lazarus (1980), трансакционная модель стресса McGrath; ролевая теория, ориентированная на модель стресса R. Kahn и коллег (ролевая двойственность, ролевой конфликт, ролевая перегрузка); модель рабочего напряжения Karasek (1979). R.A. Friedman, S.T. Tidd (2000) установили, что люди, испытывающие ролевой конфликт на работе, провоцируют стрессовые состояния для коллег [4, c.177]. Kossek, Ellen Ernst (1998) показали, что эмоциональное напряжение сильнее в том случае, если работа является препятствием для семейных отношений, нежели наоборот. Конфликт сильнее испытывают женщины, чем мужчины [169]. Mederer J. Helen (1993) выявил, что несправедливость при распределении домашних обязанностей и затрачиваемое время на них является предвестником для возникновения ролевого конфликта в системе работа - семья у женщин. Voydanoff, Patricia Donnelly, Brenda W. (1999) показали связь психологического истощения с совмещением множества ролей (роль работника, роль супруга, родительская роль и роль заботливого ребенка своих родителей). Их выводы основываются на уже существующих теориях о времени, в течение которого пребывает личность в той или иной роли, и субъективных реакциях на роли. Выборку составили родители детей 10-17 лет: для матерей время, проведенное в заботе о престарелых родителях, положительно отразилось на психологическом истощении, но для отцов статистически такие отношения не были значимыми. Ролевой конфликт связывают с низкой удовлетворенностью профессиональными достижениями и семейными отношениями [3, c.78].
A. D. Yousef (2000) выявил, что ролевой конфликт отрицательно влияет на удовлетворение от работы и на три составляющие ответной реакции: на аффективные, когнитивные отношения и поведенческие тенденции [11,c.45].
Cooper & Marshall (1976) выявили пять групп источников стресса "белых воротничков", одну из которых составляют факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег, и ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего он не желает делать; ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.).
В. Orendi (1980) отмечает, что стресс на работе фиксируется при взаимном влиянии рабочих условий и индивидуальных особенностей человека. Условия работы являются не только стрессорами, но и предпосылкой для повышения компетенции в преодолении сложных ситуаций [17,c.67].
К основным стрессорам в управленческой деятельности A.B. Карпов относит факторы информационной нагрузки, информационной неопределённости, ответственности, дефицита времени, межличностных конфликтов и ролевого конфликта. Р. Кан и Д. Кац рассматривали вопросы ролевого конфликта в теории организационного стресса. Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Н.Д. Левитов, J.W. Getzels, Е.С. Guba указывали на негативные последствия конфликта для личности в виде эмоционального напряжения и беспокойства, а также снижения эффективности выполнения роли.
Управленческий труд тем сильнее подвержен стрессу от ролевых и иных межперсональных воздействий, чем меньше физическая нагрузка, связанная с деятельностью. Наиболее развитые коммуникации и высокая ролевая конфликтность присущи людям, работающим на границе между отделами или между компаниями и внешним миром. Такая работа потенциально обладает максимальной стрессогенностью. Например, Cooper & Marshall установили, что у мастеров (высоко конфликтная должность) язвенная болезнь встречается в семь раз чаще, чем у рядовых рабочих [3,c.92]. Как отмечает A.B. Карпов [33,c.69], устойчивость к фрустрациям и стрессоустойчивость обеспечивают репертуар адекватных способов преодоления ситуаций фрустрации, а также средства психологической защиты. Фрустрационная устойчивость руководителя и его стрессоустойчивость тесно взаимосвязаны и представлены в деятельности в их интегральном проявлении.
Отрицательные последствия ролевого
конфликта характеризуются
Таким образом, рассмотрение ролевого
конфликта как источника