Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:46, курсовая работа
Цель работы - исследование стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты как способов разрешения ролевого конфликта руководителями с разным уровнем выраженности данного конфликта.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Проанализировать современные зарубежные и отечественные подходы к изучению разрешения и регулирования ролевых конфликтов.
Выявить стратегии и механизмы разрешения ролевых конфликтов руководителями с высоким и низким уровнем ролевого конфликта.
Введение 3
1. Понятие и сущность ролевых конфликтов 5
1.1.Понятие ролевого конфликта в организации 5
1.2.Модель ролевого конфликта в рамках профессиональной деятельности 10
2. Состояние проблемы разрешения ролевых конфликтов в отечественной и зарубежной психологии 20
2.1. Механизмы разрешения ролевого конфликта в организации 20
2.2.Подходы к разрешению ролевого конфликта: 21
Заключение 34
Список использованной литературы: 35
Н.И. Леонов под конфликтным поведением понимает пространственно- временную организацию активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации. Поведение в конфликте во многом определяется возможными стратегиями поведения. Под стратегиями понимается определенная последовательность мыслительных и поведенческих актов, направленных на достижение конкретной цели [2,c.29].
В литературе по конфликтологии описываются стратегии конфликтного поведения (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление), но они затрагивают собственно этап конфликта, не касаясь конфликтной ситуации, когда нет открытого столкновения. Данные стратегии не могут раскрыть характер действий человека, которые направлены на предотвращение появления конфликта с учетом объективно-субъективной природы ролевого конфликта.
А .Я Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, К.Томас, Н.И. Леонов и др. традиционно выделяют следующие стратегии поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. А.Я Анцупов, Н.В. Гришина и Н.И. Леонов показали, что стратегия поведения зависит от ситуации [7, c.94]. Исследуя проблему разрешения ролевого конфликта в деятельности руководителя, С.И. Ерина выявила стратегии поведения, характерные для руководителей с разным уровнем ролевого конфликта. С возрастанием у руководителя уровня ролевого конфликта ему более свойственно повышенное сотрудничество, которое все больше протекает на фоне усиливающегося компромиссного поведения. Такое поведение приводит к смешению неформальных и формальных особенностей взаимоотношений и потере субординационно - ролевых особенностей делового общения.
В.Ь. Каи & М.М. Ну1апс1 (2002) установили, что студенты с высоким уровнем ролевого конфликта выбирают работу с гибким графиком работы.
П.П. Горностай пишет о стойкой тенденции личности избирать соответствующие тактики и стратегии поведения в условиях ролевого конфликта. Среди этих стратегий две являются основными - это интернальная и экстернальная. Тенденция преобладания одной из стратегий (внешней или внутренней) обозначается им как локус ролевого конфликта. В случае интернальной стратегии в личности доминирует тенденция отстаивать собственную ролевую Я-Концепцию и строить ролевое поведение согласно ей, даже если она противоречит выполняемой роли. Во втором случае ролевое поведение строится большей частью в соответствии с ролевыми ожиданиями, и если они противоречат Я-Концепции человека, то последняя подавляется и развивается внутриличностный ролевой конфликт. Принятие на себя новых ролей и смена групп общения позволяет сформировать новые ожидания по отношению к себе [3,c.34].
Другой подход описан Н. Гроссом, У. Мейзеном и А. Макичерном, которые на примере школьного инспектора, находящегося в маргинальной позиции, показали варианты возможного поведения, посредством которых он может разрешить конфликт, т.е. принять решение. Четыре альтернативных способа поведения следующие: подчиниться ожиданиям первой группы; подчиниться ожиданиям второй группы; исполнить компромиссное поведение, которое является попыткой согласовать частично оба ожидания; не согласовывать свое поведение ни с одним из ожиданий. Исследователи предполагали, что принятие решения зависит от трех переменных: отношения к роли (т.е. насколько он считает ролевые требования узаконенными); ожидаемых санкций (их знак); субъективной ориентации исполнителя роли. Они выделяют три вида ориентации: моральная (исходя из своего отношения к требованиям роли), прагматическая (действует исходя из ожидаемых санкций), морально-прагматическая (балансирование между двумя переменными). Данный подход заложил предпосылки для развития теории разрешения ролевого конфликта и дал начало направлению: анализу и прогнозированию поведенческой стратегии при разрешении ролевого конфликта. Выводы авторов подхода являются слишком обобщенными и придают высокое значение роли отношения индивида к ситуации для решения ролевого конфликта, возводят в универсальный принцип найденные способы разрешения [2,c.48].
R.A. Friedman, S.T. Tidd (2000) выявили, что люди, берущие на себя доминирующую роль или избегающие конфликта, испытывают влияние конфликта в большей степени, в итоге усугубляется конфликт и увеличивается его негативное влияние. Эти же авторы в 2002 г. показали, что проявление большей активности в урегулировании конфликтной ситуации уменьшило негативное влияние ролевого конфликта на неуверенность на работе, а также личность может уменьшить негативное влияние ролевого конфликта, используя положительные стили поведения, избегая отрицательных [3c,.64].
R.J. Deluga (1989) выявил, что служащие при ролевой неоднозначности или при высоком ролевом конфликте, чтобы совладать с ролевым конфликтом, пытаются оказать влияние на своих руководителей [162]. Данное исследование согласуется с работами Р.Б. Гительмехера (1989). Он выявил, что у отрицательно настроенных рабочих ведущим мотивом поведения является заработная плата, они имеют больший стаж совместной работы и старше по возрасту - все это определяет степень давления на руководителя [28].
В литературе по конфликтам описывается способ урегулирования конфликтов с участием третьей стороны. Данный способ характерен преимущественно для межличностных и межгрупповых конфликтов. В ситуации ролевого конфликта посредником в разрешении противоречий невольно становится руководитель первичного звена управления. На позицию «медиатора» руководитель выходит тогда, когда он сможет определить главный объект «конфликта», тем самым у него повышается вероятность успешного поиска общих точек соприкосновения между противоположными интересами, а также предпринять своевременные меры по предупреждению перехода объективной ситуации в открытый период столкновения (собственно конфликт). В случае перехода конфликта в открытое столкновение, ролевой конфликт становится уже больше межличностным. Для ролевого конфликта также применима модель посредника согласно работе Эверта Ван де Флирта (Van de Vliert) [4,c. 155]. Ван де Флирт (1977) разработал модель для данного типа конфликта, в которой представлены семь поведенческих тактик. Он утверждает, что количество тактик ограничено этим числом и не может быть дополнено. Strauss (1978) считает, что для участников переговоров важно, был ли посредник выбран на эту роль по указанию руководства или по желанию коллектива, и насколько это назначение соответствует его личным желаниям. Van de Vliert сделал вывод, что реакция посредника на конфликтные ролевые ожидания бывает первичной и вторичной. Первичная реакция - посредник старается ничего не предпринимать до тех пор, пока не соберет достаточно информации, способной разъяснить причину конфликта и тем самым помочь устранить или ослабить его. Эта информация может касаться основных предпочтений клиента и оппонента, причин, вызвавших их ролевые ожидания, а также возможных реакций (негативных или позитивных) на выбранную посредником альтернативную тактику [4,c. 155]. Вторичная реакция посредника зависит от двух моментов: восприятия или невосприятия посредником данной ситуации как конфликтной, а также его желания или нежелания исполнять навязываемую ему роль. Главной силой, влияющей на посредника в процессе переговоров, является конфликт между ролевыми ожиданиями двух сторон. В зависимости от правомочности этих ожиданий и размера возможных ответных мер со стороны клиента и оппонента посредник выбирает более активную или более пассивную линию поведения. К пассивным тактикам, заключающимся в принятии навязываемых ролей, относится переход на сторону клиента, переход на сторону оппонента, компромиссное чередование и компромиссное совмещение ролей, а также пассивный уход от конфликта. К активным тактикам, заключающимся в создании ролей, относится воздействие на клиента и на оппонента и передача ответственности клиенту и оппоненту. Активные тактики используются, если посредник не воспринимает ситуацию как конфликтную [11,c.154]. Ф. Ротлисбергер [5,c. 172] отмечал, что сокрытие и минимизация значимости конфликтов помогает развести две другие стороны, что намного безопаснее, чем противопоставление их друг другу. По его мнению, если не удается произвести структурные изменения, то способ усовершенствования ситуации - переоценка стратегий, используемых в данных условиях (умение пойти на компромисс, умолчать о чем-либо).
Как отмечает H.H. Вересов, действовать
всегда необходимо своевременно, по той
причине, что упускается инициатива,
а также спектр активных и конструктивных
действий в ситуации конфликта чрезвычайно
сужается, хотя сама социальная роль и
психологическая позиция
Согласно положениям Ю.П. Поваренкова, «наряду с систематичностью и динамичностью, важным признаком ситуации выступает противоречивость. Каждая ситуация содержит некоторое противоречие (или их систему), которое может проявляться в такой форме, как несоответствие между объективными требованиями и субъективными возможностями человека. Это противоречие разрешается в процессе изменения самого человека либо изменения объективных факторов ситуации. В случае невозможности ни того, ни другого происходит отказ от деятельности» [10,c.120].
По Гетцельсу и Губе эффективное управление PK должно включать учет трех условий: выбор главной роли, совместимость потребностей, ожиданий личности с исполняемой ролью и законность ожиданий внутри группы [3,c.48].
Выводы:
Таким образом, проанализировав подходы
к разрешению ролевых конфликтов,
можно сделать следующие
Необходимо признание
В ходе проведенного исследования были выполнены поставленные задачи и получены результаты, подтвердившие выдвинутые гипотезы и позволяющие сделать следующие выводы: