Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:17, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи социальной политики и экономической безопасности в РФ. Задачами, которые предлагается рассмотреть в рамках данного исследования, являются следующие:
рассмотреть роль социальных факторов в обеспечении экономической безопасности.
выявить механизм взаимодействия экономической и социальной политики в рамках обеспечения экономической безопасности.
проанализировать дифференциацию доходов и рост бедности в РФ при переходе к рыночным отношениям.
рассмотреть занятость, безработицу и уровень развития человеческого капитала в России.
разработать рекомендации, повлияющие на повышение уровня и качества жизни населения в РФ.
Введение 5
1 Социальная составляющая экономической безопасности 7
Роль социальных факторов в обеспечении экономической
Безопасности 7
1.2 Механизм взаимодействия экономической и социальной политики в
обеспечении экономической безопасности 10
2 Социальные проблемы с позиции экономической безопасности 14
2.1 Дифференциация доходов и рост бедности 14
2.2 Проблемы занятости и безработицы 22
2.3 Деградация человеческого капитала 30
3 Социальная политика как инструмент обеспечения экономической безопасности 36
3.1 Повышение уровня и качества жизни населения 36
3.2 Регулирование занятости 41
3.3 Политика социальных расходов 43
Заключение 47
Список использованной литературы 48
3.2 Регулирование занятости
В России предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей.
Задачи, стоящие
перед государственным
Проводимая органами федеральной государственной службы занятости
населения работа
способствовала смягчению социальной
напряженности и расширению возможностей
трудоустройства безработных
3.3 Политика социальных расходов
Неизменно возрастает доля
расходов федерального бюджета на цели
образования, здравоохранения, культуры.
С позиции экономической Расходы на социально-культурную сферу (образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, искусство и кинематографию, средства массовой информации, социальную политику) выросли в 2010 году на 56,3%, 2011 году – на 61,6 %, 2012 году – на 39,2%. Причем увеличивается не только абсолютная величина этих расходов, но и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета, удельный вес в ВВП. Чем больше будет выделено средств на социально-культурную сферу, тем больше гарантий для нормального обеспечения экономической безопасности. Так, если в 2009 году доля этих расходов в общем объеме расходов федерального бюджета составляла 10,3%, в 2010 году – 10,4%, то в 2012 году она достигла 12,35%. Удельный вес расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу в ВВП за 2012 год составил 2,2% против 1,44% в 2008 году. Несмотря на сложные
экономические условия Так, с 2008 по 2012 год удельный вес расходов федерального бюджета на образование в ВВП вырос с 0,45 до 0,7 %, в расходах федерального бюджета с 3,20 до 4,2 процента. Это необходимо, чтобы дать стимул к получению образования населения, препятствовать утечке умов, которая отрицательно влияет на экономическую безопасность. В 2010 году было введено понятие государственной социальной стипендии, размер которой не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленного законом для учреждений соответствующего уровня профессионального образования. Государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи. Необходимо отметить
положительную тенденцию в Расходы бюджета по статье “Культура, искусство и кинематография” на 2012 год составляли в сумме 13946,2 млн. рублей, что составляет 137,9 % к объему 2011 года и в 4,5 раза больше объемов 2008 года. С 2008 года удельный вес расходов федерального бюджета на культуру, искусство и кинематографии как доля в ВВП возрос с 0,06% до 0,09% в 2011 году или увеличился в 1,5 раза; удельный вес указанных расходов в общей сумме расходов федерального бюджета увеличился до 0,52 % в 2011 году с 0,46% в 2008 году. В современных условиях
охрана здоровья – проблема государственного
масштаба. Финансовое обеспечение здравоохранения
в полном объеме плановых назначений
за последние четыре года позволило
создать стабилизирующие Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт на 2012 год составили в сумме 39324,8 млн. рублей, или на 25,5% больше, чем в 2011 году. Ассигнования на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы увеличились по сравнению в 2008 годом в 3,2 раза, а в 2012 году в сумме 9478,1 млн. рублей, на продукты питания соответственно в 2,2 раза и составляют 1372,3 млн. рублей. Очень важно увеличение расходов на здравоохранение, ведь это является положительным в обеспечении экономической безопасности. Чем здоровее нация, тем выше достигается уровень экономической безопасности. Расходы на санитарно-эпидемиологический надзор составляли в 2012 году 5463,0 млн. рублей, что на 37,4% выше уровня 2011 года. По сравнению с 2008 годом объем средств на указанные цели возрос в 4 раза [3, с. 113 – 119]. В связи с переходом с 2012 года формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов по единой бюджетной классификации изменена функциональная структура расходов федерального бюджета. С учетом этого, расходы по разделу “Социальная политика” на 2012 год составили 150685,0 млн. рублей, или с ростом против уровня 2011 года (в сопоставимых условиях) на 37,5 %. Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и центров занятости было направлено 4275,7 мл. рублей; на социальную помощь – 1243,2 млн. рублей, включая расходы на детскую оздоровительную компанию – 1211,8 млн. рублей; на прочие мероприятия в области социальной политики – 6421,8 млн. рублей, в том числе на протезно- ортопедическую помощь инвалидам - 1905,7 млн. рублей. В 2012 году на финансирование политики занятости было направлено 21489,1 млн. рублей, в том числе на выплату пособий по безработице, стипендий и прочие выплаты – 14972,4 млн. рублей [5, с. 416]. С каждым годом социальные расходы увеличиваются. Это, несомненно, положительная тенденция. Следует ожидать, что через несколько лет положение в социальной сфере улучшится. Увеличение социальных расходов должно отразиться на улучшении уровня экономической безопасности страны.
Заключение
Проведенное исследование позволило тот факт, что эффективность социальной политики России находится на достаточно низком уровне. Положение в социальной сфере очень нестабильно, что подрывает уровень экономической безопасности страны. На первом месте стоит проблема бедности. Около 80% населения имеют доход ниже прожиточного минимума, в то время как в развитых странах данный показатель не превышает 10%. Уровень безработицы также превышает допустимое значение на 1%.В России он составляет 8%. Отдельную проблему составляет уровень развития человеческого капитала. Россия по ИРЧП занимает лишь 79 место в мире. Все эти проблем приводят к заметному ухудшению и угрозе экономической безопасности. В этих условиях социальная
политика должна быть направлена на обеспечение
должного уровня экономической безопасности.
В рамках социальной политики необходимо
разработать программу
Государство должно правильно и грамотно распределять социальные расходы. От состояния социальной сферы во многом зависит экономическое положение страны и уровень ее экономической безопасности.
Список использованной литературы
|
Информация о работе Социальная политика и экономическая безопасность