Социально-психологические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:42, реферат

Краткое описание

Роль социально - психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами:
- повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;
- развитием демократических начал в управлении;
- значительная часть коллективов является не только наемными работниками, но и акционерами предприятия, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Иерархия социальных процессов
2. Социальные методы управления
3. Психологические методы управления
4. Социально-психологические феномены жизни организации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 27.07 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ                                                                                                                  Бийский технологический институт(филиал)                                                                                        Государственного бюджетного образовательного учереждения                                                                                                 Высшего профессионального образования                                                                                                  «Алтайский государственный технический университет                                                                                                 им. И.И. Ползунова»

 

Факультет химической технологии и машиностроения

Кафедра инновационного менеджмента

 

РЕФЕРАТ 
По дисциплине «Менеджмент»

НА ТЕМУ: «Социально-психологические методы управления»

 

 

 

Выполнил:                                             ст.гр.ТиЭТ-01 Гурьянова С.Ю. 

Проверил:                                              доцент, Гридина А.В.

Оценка:

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Основная часть

1. Иерархия социальных процессов

2. Социальные методы управления

3. Психологические методы управления

4. Социально-психологические феномены жизни организации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-психологические  методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

Роль социально - психологических  методов постоянно возрастает. Это  обусловлено тремя моментами:

- повышением образовательного  и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны  ожидание в применении методов  управления их деятельностью,  основанных на учете их интересов,  интересов коллективов, в которых  они работают, методов, которые  не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой  активности;

- развитием демократических  начал в управлении;

- значительная часть коллективов  является не только наемными  работниками, но и акционерами  предприятия, что вызывает необходимость  некоторого насыщения организационных  (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.

Использование социально-психологических  методов предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его  роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических  отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических  тренингов; учебу руководителей  по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических  методов воздействия со стороны  руководителей.

Целенаправленное формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые условия  для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного  и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1.Иерархия социальных  процессов

Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды различных групп людей, социально-психологические методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классифика-ция. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:

1) общество;

2) коллектив;

3) группа;

4) личность.

Рассмотрим эту классификацию  методов подробнее.

На уровне общества действуют  методы управления социально-массовыми  процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем  характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских  свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность  информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной  власти. На следующем уровне действуют  методы управления коллективами и группами, включающие:

а) оценку индивидуальных качеств  работников;

б) выработку ориентиров, создающих условия для максимального  проявления профессиональных качеств  работников.

На этом уровне конкретизируются законы развитая общества (точнее, всего  объективного мира), формируется и  проявляется личность каждого работника. Организующая сила коллективного общения  формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает  его как целостную личность. Тем  самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития СПМУ практически однозначно характеризует уровень развития коллектива как социальной целостности, систему ее социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический климат в коллективе.

Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В  различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно  различны.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют  на уровне взаимоотношений между  членами коллектива или отдельной  группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривавшей коллектив  как единое целое, подчиненное одной  цели и синергетическому достижению конечных результатов).

Чаще всего руководителю приходится решать задачи формирования трудового коллектива, определения  путей и направлений его социального  развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и закрепления  кадров, определении перспектив удовлетворения потребностей в творческом труде, при  самоусовершенствовании личности (профессиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческих потенций и т. д.). При подборе кадров необходимо учитывать  комплекс социально-демографических  и профессионально-квалификационных качеств работников, в котором  нет, и не может быть второстепенного  и малозначимого. Стабильность коллектива зависит от уровня взаимодействия (формального  и неформального), от интенсивности  общения. Однако и интенсивность  общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.

На первой стадии — ориентации и адаптации — работники присматриваются  друг к другу, к руководителю. Эта  стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он вновь  и вновь информирует новых  сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных заданий, культуру исполнения. Уже на этой стадии становления коллектива выделяется группа активных и инициативных исполнителей.

На второй стадии значительно  усиливаются процессы самоорганизации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень  административного вмешательства  руководителя должен уменьшаться, и  на смену ему все в большей  степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к  другу (естественно, на основе высокого профессионализма и общей культуры). Наибольший акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие которых  — обязанность руководителя.

Третья стадия — стадия интеграции коллектива, когда формируется  действительная общность работников как  единого социального организма. Здесь формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и  сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время  представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и, главным образом, руководитель. В рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда  руководитель либо сам демонстрирует  образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников. Выдающаяся личность может быть воспитана  только выдающейся личностью — талантом, гением, тружеником, — поэтому роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в нашей жизни. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителей на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание обстановки, условий, ориентирующих поведение личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив  особая роль принадлежат моральному стимулированию, которое позволяет  работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга  перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно взаимоувязано с материальным. Здесь требуется тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.

Моральное стимулирование включает поощрение как коллектива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Многие поощрения активизируют процессы выделения отдельных работников и требуют особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.

Необходимо помнить, что  моральное поощрение, не подкрепляемое  материально, так же быстро теряет свою силу, как и материальное, не сопровождаемое подчеркнутым уважением коллектива и общества.

2.Социальные методы управления

 Это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении этой группы интересов заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальное исследование, планирование и регулирование. Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персонала.

Их результатом являются выявленные конкретные потребности  работников в определенных социальных благах (жилье, здоровье и др.). Социальное планирование - это метод планового  решения социальных проблем коллективов  по улучшению условий труда, производственного  быта, духовного и физического  развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых  условий, квалификации работников структуры  персонала. Социальное регулирование  представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление  способствует единению персонала, сближению  его интересов и интересов  руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

3.Психологические методы управления

Это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологическою климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага всей фирмы. Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей результативность. Различают следующие группы психологических методов: методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость; методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений отношений между руководителем и подчиненными; методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает деятельность; методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме.

Информация о работе Социально-психологические методы управления