Социально-психологические методы управления организацией (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Определить важность исследования личности как субъекта управления.
Определить понятие социально-психологических методов управления персоналом.
Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.
Дать полную характеристику исследуемого предприятия.
Провести анализ персонала организации.
Исследовать и проанализировать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.
Провести тестирование работников и управленческого персонала.
На основе полученных данных создать собственные рекомендации по использованию социально-психологических методов на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоритические основы социально-психологических методов……………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность социально-психологических методов……………………………5
1.2. Общая характеристика социологических методов управления организацией………………………...……………………………………………….8
1.3. Общая характеристика психологических методов управления организацией……………………………………………………..…………………11
1.4. Роль и значение социально-психологических методов в системе управления ……………………………………………………………………..

Глава 2. Анализ социально-психологических методов ОАО «АВТОВАЗ»….15
2.1. Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ»…………………………………15
2.2. Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом ……………………………………………………….…19
2.3. Рекомендации по использованию социально-психологических методов…………………………………………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - соц-псих.docx

— 84.39 Кб (Скачать файл)

     Недостаточное внимание к социальным и психологическим  аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что  снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более  активно идет в коллективах рыночного  типа. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82% опрошенных работников массовых профессий интересуются и "болеют" за успехи своих коллег. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).[7]

     Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.

     Основное  средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать  природу человеческого поведения  и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание  руководителем биологической природы  и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные  формы сплочения и активизации  коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда  и окружающей среде.

     Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических  методов руководства очевидна, так  как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и  потребности работников, видеть перспективы  изменения конкретной ситуации, принимать  оптимальные управленческие решения.

     Приемы  и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями  и знаниями в области социальной психологии.

     Социально-психологические  методы руководства требуют, чтобы  во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  аспекты управления. [16]

 

Глава 2. Анализ социально-психологических  методов ОАО «АВТОВАЗ» 

     2.1. Общая характеристика  ОАО «АВТОВАЗ» 

  1. Открытое  Акционерное Общество «АВТОВАЗ»

     Полное  фирменное наименование Общества:

     - на русском языке - Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ»;

     - на английском языке - PublicJoint-Stock Company «AVTOVAZ».

       Сокращенное наименование Общества:

     - на русском языке - ОАО «АВТОВАЗ»;

     - на английском языке - JSC «AVTOVAZ».

       Местонахождение Общества (юридический  адрес): 445024, Российская Федерация,

     г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 108.

       Почтовый адрес Общества: 445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36.

     Общество  создано без ограничения срока  деятельности.

       Число акционеров Общества не  ограничено.

     Web-сайт: www.lada-auto.ru

     Телефон : (8-495) 755-97-00      

     Факс : (8-495) 755-97-01

     ИНН: 6320002223

     Дата  и номер государственной регистрации  Общества -  Зарегистрировано

     Дата  государственной регистрации 5 января 1993 г., регистрационный номер – 2925.

     Страна  регистрации – Россия. [14] 
 

  1.   История образования и особенности развития организации.
 

     ВАЗ проектировался отечественными проектными институтами при самом тесном сотрудничестве со специалистами ФИАТа, заложившего в его базис систему управления и организации производства, способную работать в рыночных условиях. За короткие сроки АВТОВАЗ стал лидером российского автопрома, крупнейшим предприятием автомобильной отрасли Восточной Европы. В настоящий момент время завод производит более 700 тысяч автомобилей, из которых около 100 тысяч отправляются на экспорт. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию, предприятие остается крупнейшим производителем автомобилей в России и главным действующим лицом на внутреннем рынке. По данным экономистов, проект «ВАЗ-ФИАТ» активизировал экономический климат стран Европы на протяжении пятнадцати лет, а в СССР – фактически до момента начала реформ 90-х годов. С этой точки зрения, ВАЗ всегда, даже в условиях фактически закрытого государства, являлся полигоном для новаций как в области технологий, так и в сфере организации производства. Одновременно состоялась его интеграция в мировой рынок и в структуру мирового автомобилестроения как в производственном отношении, так и в сфере консалтинговых, инжиниринговых услуг.

     В настоящее время АВТОВАЗ –  это единственное отечественное  предприятие, способное ответить на вызовы зарубежных автопроизводителей выпуском конкурентоспособных автомобилей  под известной и достойной  российской маркой[1]. По объему производства АВТОВАЗ входит в двадцатку ведущих мировых автомобильных компаний. Производственные мощности АВТОВАЗа составляют ¾ общероссийских мощностей по производству легковых автомобилей. Он входит в десятку крупнейших корпораций России по объемам продаж и занимает в этой иерархии по итогам 2003 года шестое место. Его годовой оборот колеблется ежегодно вокруг отметки 3 млрд. долларов. В системе дочерних производств АВТОВАЗа – 250 предприятий. В целом. С учетом смежных предприятий, на АВТОВАЗ работает около 2 млн. человек. Совместно с АВТОВАЗом и за счет его заказов на территории Самарской области работает 262 предприятия. По итогам 2003 года сумма налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в объеме 30 млрд. рублей. В отличие от многих других предприятий, которые сбросили на муниципальные власти всю социальную политику, на балансе АВТОВАЗа еще состоит значительная часть детских садов, объектов культуры и спорта, оздоровительных лагерей и баз отдыха. [11] 

  1.  Организационно-правовая  форма.
 

     Открытое  Акционерное Общество «АВТОВАЗ».

     Причина, в силу которой данное лицо принадлежит  к той группе лиц, к которой  принадлежит акционерное общество: Физические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал каждого из двух юридических лиц

     Основание: лицо принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество.

     Причина, в силу которой данное лицо принадлежит  к той группе лиц, к которой  принадлежит акционерное общество: лицо или несколько лиц совместно имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал акционерного общества. [14] 

  1.  Размер  организации.

       С учетом смежных предприятий,  на АВТОВАЗ работает около  2 млн. человек.

     Уставный  капитал общества составляет 11 421 137 155 рублей.  
Уставный капитал разделен на 2 284 227 431 акций следующих категорий: 
- привилегированные акции типа ‘‘А’‘ 461 764 300 штук, что составляет 20,22 % УК;  
- обыкновенные акции 1 822 463 131 штук, что составляет 79,78 % УК.

     В системе дочерних производств «АВТОВАЗа» – 250 предприятий 

     Следовательно, это крупная организация. [15] 

     5. Тип объединения, в которое входит организация, и ее положение в нем

     Волжский  автомобильный завод Волжского  объединения по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗ" Министерства Автомобильной промышленности. 

     6. Сфера основных видов деятельности.

     Основной  вид деятельности – производство легковых коммерческих автомобилей.

     Также ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет следующие  виды деятельности:

    • оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств LADA;
    • оказание услуг по предпродажной подготовке и гарантийному обслуживанию автотранспортных средств; организация ремонта, эксплуатации, купли-продажи автотранспортных средств, создание сети сервисных услуг;
    • розничная торговля автотранспортных средств  LADA;
    • комиссионная торговля автотранспортными средствами и запасными частями. [12]
 
 
 

     7. Продукция организации.

     ОАО «АВТОВАЗ» — это крупнейший производитель легковых автомобилей в России и странах СНГ. Крупнейший потребитель российских автомобилей – Украина – три года назад уменьшила ввоз вазовской продукции. Однако АВТОВАЗ имеет крупные сборочные производства на Украине. Стабильными потребителям остаются Белоруссия, Казахстан и центрально-азиатские республики. Возможные потери рынков в Европе предполагается компенсировать расширением экспорта в страны Ближнего востока и Африки (Ливан, Тунис, Алжир, Марокко, Ливия) и в Афганистан.[14] 

 наиболее  узнаваемые бренды: 
 

     2.2. Исследование существующих  социально-психологических  методов управления  персоналом 

     На  ОАО «АВТОВАЗ» разработана своя система социально-психологических  методов. На предприятии в специальных  пособиях для руководителей прописаны  рекомендации по общению и воздействию  на каждого работника, несмотря к  какой психологической или социальной группе он относится.

     Социально-психологический  слой коллектива - это условная группа людей, которая выделяется на основе общности каких-то психологических  качеств, настроений, утвердившихся  позиций[10].

     «Коллективисты» - работники, которые тяготеют к коллективным действиям, всегда поддерживают общественные начинания, быстро включаются в проводимые в коллективе мероприятия.

     «Индивидуалисты» - работники, которые отличаются от коллективистов тем, что больше тяготеют к действиям, направленным главным  образом на удовлетворение своих личных интересов, не поддерживают коллективные мероприятия.

     «Претензионисты». Эти работники предрасположены, как правило, к активному участию в общих мероприятиях коллектива, самостоятельны и настойчивы в достижении целей, но обладают повышенным тщеславием, обидчивы, хотят постоянно находиться в центре внимания. Если их не поняли и не нашли к ним соответствующий подход, то они становятся в позу недовольных людей, начинают увлекаться критикой руководства, коллектива и конкретных мероприятий.

     Прежде  чем осуществить какие-то общие  мероприятия с «индивидуалистами» и «претензионистами», необходимо провести предварительно индивидуальную работу; выяснить и учесть их мнение и меру личной заинтересованности и показать важность их роли в выполнении мероприятия.

Информация о работе Социально-психологические методы управления организацией (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)