Социально психологические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Социальная психология – раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии являются следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных установок. Отсюда социально-психологические факторы – факторы, влияющие на деятельность людей в условиях взаимодействия в социальных группах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ………………………………………………………...4
Параметры социальных групп……………………………………………………..4
Структура группы…………………………………………………………………..4
Групповые нормы…………………………………………………………………….5
Виды социальных групп……………………………………………………………..6

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВТИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………………………………………...8
Стадии сплочения трудового коллектива………………………………………..8

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ…………………………………………………………….11

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ…….14

КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ. ИХ ВИДЫ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ……………………………………………………………………..18

СТРЕССЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ…………………………………….23

ЛИДЕРСТВО……………………………………………………………………….25

РУКОВОДСТВО ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ……………………………28

МОТИВАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА………………………………………………….31
1.Трудовая мотивация……………………………………………………………..31
2.Способы улучшения мотивированности труда……………………………...33
3.Опыт зарубежных стран. Теория мотивации труда на западе……………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.

Следует отличать еще одну сторону этой проблемы - низкая трудовая культура самих работников. Длительное время работая в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно организовывать свое рабочее место. В последнее время на наших передовых предприятиях в качестве эксперимента стали внедряться японские методы управления производительности, одним из которых является повышение культуры производства. Соблюдение пяти принципов работы является одним из элементов трудовой морали.

1)     Ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах

2)     Правильно располагать и хранить нужные предметы

3)     Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте

4)     Постоянная готовность рабочего места к проведению работы

5)     Усвоить дисциплину и соблюдать перечисленные принципы.

Состояние рабочего места оценивается ежедневно при проверке повальной оценки на соответствии его содержания указанным правилам. Рабочие прямо заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем состоянии своего места, так как в этом случае увеличивается на 10% тарифная часть его заработка. Применение такой системы позволяет повысить уровень культуры производства и способствует росту производительности труда.

3.Опыт зарубежных стран. Теория мотивации труда на западе

В практике американских фирм «Форд», «Дженерал Моторс» и других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.

Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.

Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.

Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий стало внедрение гибких графиков работы. В государственных учреждениях графства Оксфордшир (Великобритания) в начале 90-хх годов в экспериментальном порядке введена новая форма организации труда, дающая служащим значительную степень свободы - возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависимости от конкретных обязанностей сотрудника и договоренности между ним и его руководителем. В некоторых случаях количество часов, проводимых в учреждении, оговаривается заранее. Могут быть назначены конкретные часы сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с новыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт начальника бухгалтерии одного из учреждений предполагает следующее распределение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) - в учреждении, 25% (10 часов в неделю) - в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой работой, требующей контакта с сотрудниками.

Работа, которая выполняется только дома за компьютером, называется телеработой. Основной ее недостаток - изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда.

Эксперимент оправдал ожидания и был подхвачен другими компаниями. Фирма «Бритиш Телеком» прогнозирует, что к 2000 году телеработой будет занято около 15% рабочей силы. Если этот прогноз оправдается, будет получен колоссальный эффект: количество автомобилей на дорогах сократится на 1.6 млн. единиц, а бензина будет сожжено на 7.5 млрд. литров меньше, фирмы сэкономят по 20 тыс. фунтов стерлингов (около 33 тыс. долларов) в год на каждом сотруднике, а сами сотрудники будут в среднем экономить по 750 фунтов стерлингов в год на бензине и дорожных расходах.

Один из действенных методов мотивации - создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.

На Западе существует множество теорий мотивации труда. К примеру, теория Д. Мак-Киеланда делает упор на потребности высшего уровня: власть, успех, причастность. У разных людей может доминировать та или другая из них. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стремящимися отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руководители высокого уровня.

Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как правило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Таким людям организация должна предоставлять большую степень самостоятельности и возможность самим доводить дело до конца.

Мотивация на основании потребности в причастности характерна для людей, заинтересованных в развитии личных связей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи друг другу. Таких сотрудников следует привлекать к работе, которая даст им возможность широкого общения.

Известный ученый в области лидерства Д. Мак. Грегор, выделяя два основных принципа влияния на поведение людей, сформулировал «теорию X» и «теорию Y».

«Теория X» - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставлять трудиться для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.

«Теория Y» основана на демократических принципах делегирования полномочий, обогащения содержания работы, улучшения взаимоотношений, признании того, что мотивацию людей определяет сложная совокупность психологических потребностей и ожиданий. Демократический руководитель считает, что работа человека, естественное состояние, и «внешний» контроль не главное и не единственное средство воздействия, работник может осуществлять самоконтроль, стремиться к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта работа направлена на то, чтобы проиллюстрировать насколько сложно и одновременно легко сделать компанию процветающей.

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, её реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. Разумеется, серьёзные исследования человеческой психики требуют сложного и многоаспектного анализа, использования разнообразного набора конкретных методик.

Коллектив – это сам по себе потенциально мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создаёт творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идёт на работу и с таким же с неё возвращается домой. Совместное решение производственных интересов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников.

Эффективность и комфортность делового общения в группе в огромной степени зависят от её руководителя, точнее – от практикуемого им стиля руководства.

Стиль вообще есть проявление и выражение индивидуальности руководителя. Он «подбирается» как личный гардероб: чтобы было, во-первых, удобно, а во вторых, - соответственно ситуации. Но то, что удобно и привычно для босса, вовсе не обязательно является таковым для подчинённых.

Для того чтобы организация успешно процветала и развивалась, руководителем должны учитываться масса параметров, причём касающихся не только экономических и юридических ситуаций. Руководитель организации должен точно понимать, кем руководит, на кого нужно обращать внимания больше, с кем и как он должен разговаривать.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ

1.     социальные группы

2.      сплочённость коллектива

3.      социально-психологический климат в коллективе

4.      конфликты

5.      мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2001

2.      Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 1996

3.      Если вы – руководитель…элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., 2002

4.      Издательство «Дело» - М., 1998

5.      Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. - М., 1997

6.      Основы психологии: учебное пособие. - М.,1996

7.      Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие 2000

8.      Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В.Н. Лавриенко и др.: под редакцией Проф. Лавриенко. – 2-е изд., переаб. дДоп. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. – 279 стр.

9.      Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М., 1997

10. http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_nov33.asp

11. Игнатов Л.Л. Основы менеджмента Калуга 2001

12. Козырев В. Начни с управленческой культуры. Екатеринбург, "Библиосервис". 1999

13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1998

14. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. М. Экономика. 2002

15. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. - М.

 

4

 



[1] Мескон М.Х., Альберт М., Основы менеджмента. М., "Дело", 1998. С.440

[2] http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_nov33.asp

[3] Козырев В. Начни с управленческой культуры. Екатеринбург, "Библиосервис". 1999. С.48

[4]  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1998. С.517

[5] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1998. С.520

[6] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1998. С.522

[7] Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. М. Экономика. 2002. С.111

[8] Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М. С. 45


Информация о работе Социально психологические методы управления