Социальные организации: особенности формирования и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на то, что феномен социальной организации существует на Земле десятки тысячелетий, его научное осмысление и изучение началось лишь в XIX в. в связи появлением общественных наук.
Социальные организации интересуют многие общественные науки, главным образом, социологические и экономические, которые и определяют основное отношение к этому объекту изучения. Социологические науки рассматривают организации как социальные институты, а экономические науки -как экономические (или социально-экономические) институты или системы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социальной организации 5
2. Организационные структуры социальной организации 11
3. Классификация организаций 17
4. Особенности социальной организации 18
5. Функционирование социальной организации 21
Заключение 33
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

социальные организации.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Русско-Британский Институт Управления»

(НОУВПО  РБИУ)

Факультет заочного обучения

Кафедра экономики и финансов

Направление: 080500.62 Менеджмент

 

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  •  

    По дисциплине: Теория организации

    На тему: Социальные организации:

    особенности формирования и функционирования.

     

     

     

                                                           Выполнила: студентка группы М-22

                                                                Морозова Е.А

                                           Проверила: Перевозова О. В.

     

     

     

     

     

    Челябинск 2011

    • СОДЕРЖАНИЕ

     

    Введение 3

    1. Понятие социальной организации 5

    2. Организационные структуры социальной организации 11

    3. Классификация организаций 17

    4. Особенности социальной организации 18

    5. Функционирование социальной организации 21

    Заключение 33

    Список литературы 35

    Введение

     

     Организации представляют собой  группу наиболее старых общественных  образований на Земле. Слово  «организация» происходит от  латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.

    Организация может рассматриваться  как процесс либо как явление. Как процесс организация –  это совокупность действий, ведущих  к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур1.

    Социальные организации являются одним из самых интересных и загадочных феноменов жизни, не менее загадочных, чем сам человек, и не уступают ему по своей сложности. Видимо поэтому многочисленные попытки создания достаточно универсальной теории организаций и социологии организаций пока не увенчались успехом как у нас в стране, так и за рубежом.

    Основная причина этого заключается в том, социальные организации как объект научного исследования оказались одновременно в центре внимания сразу нескольких наук (экономической теории, административных наук и социологии), каждая из которых по-разному отнеслась к этому сложному феномену и до сих пор не выработано единого понимания природы социальной организации, ее генезиса и истории.

    Несмотря на то, что феномен социальной организации существует на Земле  десятки тысячелетий, его научное  осмысление и изучение началось лишь в XIX в. в связи появлением общественных наук.

    Социальные организации интересуют многие общественные науки, главным  образом, социологические и экономические, которые и определяют основное отношение  к этому объекту изучения. Социологические  науки рассматривают организации как социальные институты, а экономические науки -как экономические (или социально-экономические) институты или системы.

    В дальнейшем, вследствие размежевания и дальнейшего отдаления общественных наук друг от друга, усилилось и разногласие  между ними в отношении сущности социальной организации. Все это отразилось на современном состоянии теории организации как межотраслевого научного направления, призванного выработать согласованную позицию в отношении социальных организаций.

    Общая теория социальных организаций опирается не только на результаты научных исследований, но также на практические методы проектирования и совершенствования организаций. Заметный вклад в решение этих вопросов внесли отечественные ученые В.Н. Бурков, В.Н. Вяткин, В.С. Дудченко, В.А. Ириков, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • 1.Понятие социальной организации

    Организационные системы -  это системы, которым присуща функция управления (сознательная, целенаправленная деятельность) и в которых главными элементами являются люди.

    Понятия «организация», «организационная система» и «социальная система» являются синонимами, так как ориентируют  науку и практику, прежде всего  на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов  в единое, целостное эффективное  образование2.

    Организационной системе присущи  все основные свойства и признаки сложных систем. Признаки системы: множество  элементов, единство главной цели для  всех элементов, наличие связей между  ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

     Основные свойства системы:  стремление сохранить свою структуру  (основано на объективном законе  организации – законе самосохранения); потребность в управлении (существует  набор потребностей у человека, у животного, у общества, у стада животных, у большого социума); наличие сложной зависимости от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов).

    Основная классификация систем – разделение каждой из них на три  подсистемы: техническую, биологическую  и социальную.

    Социальная подсистема характеризуется  наличием человека как субъекта и  объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе).

    Социальная подсистема может включать биологическую и техническую  подсистемы, а биологическая подсистема – техническую подсистему.

    Крупные подсистемы обычно называют системами. Социальные системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

    Система, в набор элементов которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, правовую направленность.

    Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д.

    Социальные системы, которые реализуют  себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

    Таким образом, в теории организации  выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций3.

    В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

    В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

    Одна из трудностей определения  этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

    Таким образом, социальную организацию  можно определить и так: «Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых,     материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в  удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении» 4.

    Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.

    Социальные организации играют существенную роль в современном  мире. Их особенности5:

      - реализация потенциальных  возможностей и способностей  человека;

    - формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

    - сложность, динамизм и высокий  уровень неопределенности.

    Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.

    В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

     К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

    В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

    Формальный лидер (руководитель) назначается  вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами  и обязанностями.

    Неформальный лидер – это  член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

    Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

    Основу социальной организации  составляет малая группа людей. Малая  группа объединяет до 30 человек, выполняет  однотипные или связанные между  собой функции и расположена  в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

    • 2. Организационные структуры социальной организации

    Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала  целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

    Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

    Для каждой социальной организации  существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.

    Организационная структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

    Несмотря на существующую типологию  организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную  и др.), в каждой организации имеются  особенности (нюансы) ее построения в  зависимости от набора и сочетания  субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т.п. для других организации6.

    Базой, на которой строится вся  управленческая деятельность, служат организационные структуры. Любая организация в процессе ее создания и развития ориентируется на достижение вполне определенных целей, поэтому и её организационная структура является преднамеренно и целенаправленно созданной и ориентированной на достижение установленных целей.

    Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

    Информация о работе Социальные организации: особенности формирования и функционирования