Социальные организации: особенности формирования и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на то, что феномен социальной организации существует на Земле десятки тысячелетий, его научное осмысление и изучение началось лишь в XIX в. в связи появлением общественных наук.
Социальные организации интересуют многие общественные науки, главным образом, социологические и экономические, которые и определяют основное отношение к этому объекту изучения. Социологические науки рассматривают организации как социальные институты, а экономические науки -как экономические (или социально-экономические) институты или системы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социальной организации 5
2. Организационные структуры социальной организации 11
3. Классификация организаций 17
4. Особенности социальной организации 18
5. Функционирование социальной организации 21
Заключение 33
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

социальные организации.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

3. Гибкая структура управления

Эта особенность следует из разнообразия естественных организаций, в которых  может отсутствовать центр управления (эгалитарные организации), а может быть один или несколько центров (многовластие); может быть строго иерархическая структура, а может быть и сетевая, сотовая, круговая, звездообразная, цепная и др.

4. Наличие избыточности

Эта особенность определяется природой естественных организаций. Если в искусственных организациях каждый элемент специально подбирается для выполнения определенной работы в организации, то в естественные организации никто не специально не подбирает. Подбор осуществляется стихийно, благодаря объективному стечению обстоятельств.

ОБЩИЕ  ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Целостность и устойчивость

2. Наличие организационной культуры

3. Регламентированное  поведение и деятельность членов  организации

Регламентированное поведение  означает, что каждый член (субъект) организации, будь то частное лицо или более мелкая организация (формальная или неформальная), подчиняется определенным «правилам игры», являющимся элементами культуры организации.

4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы.

5. Способность к саморазвитию и самообучению.

Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.

Из указанных выше особенностей социальных организаций важнейшей является способность организаций выявлять (распознавать) и удовлетворять социальные потребности, так как от этой способности зависят само существование организации.

    • 5. Функционирование социальной организации

     

    Любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений10.

    К функциям социального управления следует отнести:

    • функции правового регулирования,
    • структурного регулирования,
    • ценностного регулирования,
    • управления инновациями,
    • межорганизационного регулирования,
    • классические функции менеджмента.

    Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

    Структурное регулирование  означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

    Ценностное регулирование  заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей

    Управление инновациями  заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций.

    Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе.

    Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.

    Состав функций социального  управления приведен в таблице. С  помощью управления в общем случае осуществляется два вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации.

    Функции социального  управления

    Функции выживания и  развития

    Функции 
    управления

    Функции 
    управления

    Функции управления 
    проблемами

    Функции 
    развития

    Основной деятельностью

    правоохранительной деятельностью

    Предвидение 
    и выявление проблем

    Анализ и исследование проблем

    Целеполагание 
    Подготовка решений

    Контроль за  
    реализацией решений

    Анализ выполнения 
    решений

    Правовое 
    регулирование

    Структурное 
    регулирование

    Управление 
    инновациями

    Ценностное регулирование

    Регулирование 
    межорганизационных 
    отношений

    Планирование

    Организовывание

    Руководство

    Координация

    Контроль за 
    исполнительской 
    деятельностью

    Прокурорский  
    надзор

    Контроль

    Ревизия

    Инспекция

    Управление  
    судопроизводст


     

    Основная (производственная) деятельность осуществляется в рамках действующих структур с помощью функций и методов традиционного менеджмента. Деятельность, связанная с выживанием и развитием организации требует управления проблемами организации и управления развитием, для чего необходимы разработка и принятие управленческих решений. Наконец, поскольку управление осуществляется путем законодательного закрепления принимаемых управленческих решений, то необходимы также функции управления правоохранительной деятельностью.

    Таким образом, функции социального управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.

    Как следует из таблицы, традиционные функции управления (функции управления исполнительской деятельностью) составляют менее половины всех функций управления, что во многом объясняет неудачные попытки управления обществом с помощью в основном функций классического менеджмента.

    Многие из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что приводит к неадекватным представлениям.

    В частности, популярное представление  об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности нетрадиционных функций управления. В результате многие руководители не видят большой разницы между управлением обществом и большой фабрикой. А разница между тем огромна – как между человеком и машиной (роботом). Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества.

    Итак, социальная организация, независимо от ее происхождения, обладает способностью выявлять и решать проблемы с помощью  многообразных средств, которые она создает сама или использует в готовом виде. Эта уникальная способность требует уникального механизма, осуществляющего сложные управленческие и производственные функции.

    В некоторых небольших естественных организациях (семьи, неформальные группы, эгалитарные общества), а также искусственных организациях, социальный механизм совпадает с самой организацией. Однако, в больших естественных и естественно-искусственных организациях такого совпадения не наблюдается и социальный механизм являются частью организации. Правда, не всегда легко бывает «увидеть» этот механизм, так как  часто он имеет скрытый (латентный) характер.

    Социальный механизм складывается из двух механизмов. Первый механизм, называемый механизмом управления, осуществляет традиционное (рутинное) управление. Этот механизм действует постоянно. Второй механизм, называемый механизмом развития, «включается» только тогда, когда обнаружится отклонение от цели. Он осуществляет решение проблем и при необходимости изменяет (совершенствует) механизм управления.

    Этот специальный механизм, осуществляющий стратегическое управление, согласно И. Ансоффа 11, должен состоять из трех групп:

    - «штабной», в обязанности которой  входит выявление тенденций во  внешней и внутренней среде,  оценка масштабов их воздействия и развития, расчет времени, необходимого для ответа на них, и предупреждение принимающих решения руководителей о внезапно возникающих важных проблемах;

    - группы общего руководства;  она должна заниматься оценкой  относительной важности проблем, составлением их перечня, разработкой методов их рассмотрения и распределения обязанностей, связанных с решением;

    - целевых групп, которым поручается  решение соответствующих проблем.

    Таким образом, социальный механизм выполняет главную функцию в организации: он  выявляет и решает социальные проблемы с помощью рассмотренных выше функций социального управления, некоторые из которых (функции управления проблемами, структурного регулирования, ценностного регулирования), как известно, имеют скрытый (латентный, теневой) характер. Последнее означает, что такие функции имеют неинституциональный характер: они не являются общепризнанными и выполняются недостаточно осознанно, по ним не готовят специалистов, в отношении них не разработан соответствующий научный инструментарий.

    Например, в организациях, как правило, отсутствуют специализированные подразделения, осуществляющие выявление проблем  организации. Такие функции неявным  образом берут на себя официальные  руководители организаций.

    Хотя указанные функции имеют скрытый характер, они все - же выполняются. Это означает, что в организациях существуют люди и (или) структуры, осуществляющие указанные функции неформально, часто не подозревающих об этом. При этом некоторые из этих людей и структур могут не входить в явную (формальную) часть социального механизма12.

    Заключение

     

    И в заключении можно сделать  ряд выводов:

    Социальная организация - система  социальных групп и отношений  между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и  другие социальные организации.

    В социальной организации, центром  которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных  законов и принципов, которые  представляют единое целое в мире организаций. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует  рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические.

    Среди элементов, влияющих на формализованные  коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

    В организации переплетаются и  уживаются интересы личностей и  групп, устанавливаются правила  и нормы отношений, дисциплина и творчество. У каждой организации – своя миссия, культура, имидж. Организации изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить.

    Классификация организаций позволяет  сгруппировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий.

    Список  литературы

     

    1. Алиев, В.Г. Теория организации. Учебник для вузов. 3-е издание, стереотипное / В.Г. Алиев - М.: Экономика, 2005. – 432с.
    2. Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф – М.: Экономика, 1999.- 621с.
    3. Баранников, А.Ф. Теория организации: Учебник / А.Ф. Баранников - М.: ЮНИТИ, 2004. – 453с.
    4. Кудашкин, Д.М. Общая теория социальных организаций / Д.М. Кудашкин– М.: Юнити, 2000. – 376с.
    5. Леванков, В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса / В.А. Леванков – СПб, 2001. – 342с.
    6. Мильнер, Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер  – М., 1998.- 412с.
    7. Рогожин, С.В. Теория организации: Учеб. пособие / С.В.  Рогожин. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998. – 364с.
    8. Смирнов, Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов / Э.А. Смирнов -  М.: Юнити, 2000. – 403с.
    9. Франчук, В.И. Основы общей теории социальных организаций / В.И.  Франчук - М.: ИОС, 1998. – 423с.

    1  Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 4.

    2  Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 1991. С. 6.

    3  Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2004.

    4  Алиев В.Г. Теория организации. Учебник для вузов. 3-е издание, стереотипное .-М.: Экономика, 2005.- С.123

    5  Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2004.

    Информация о работе Социальные организации: особенности формирования и функционирования