Специфика и особенности арт - менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:43, реферат

Краткое описание

Цель: выявить специфику и особенности арт–менеджмента.
Объект: менеджмент в социально – культурной сфере.
Предмет: особенности арт – менеджмента.
Происходящие изменения фиксируются в системах разных наук – в психологии, социологии, педагогике, этнографии, экономике и др. В современных условиях все звенья образовательной системы ориентированы на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, а также дифференцированных запросов личности.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………3
1. Сущность и основные направления деятельности арт – менеджмента. ….5
1.1. Основные составляющие управления в сфере культуры и искусства. ..7
1.2. Интеграция художественно – эстетической и
организационно – экономической деятельности. ………………………….…12
Заключение. ……………………………………………………………………..18
Литература……….. …………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

1 Ляхова.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Хабаровский государственный  институт искусств и культуры»

 

Факультет искусств, социально-культурной и информационной деятельности

Кафедра социально-культурная деятельность

 

 

 

 

 

 

                                            

        Специфика и особенности арт - менеджмента

                            реферат по дисциплине

                                     «Арт - менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

                                                                                                   

 

                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                     студентка 4 курса 421 гр.

                                                                                                     Ляхова Л.Г.

                                                                                                    

                                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                                    к.п.н., профессор

                                                                                                     Журомский В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        

                                                         Хабаровск

                                                              2012                                           

                                           

              СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. …………………………………………………………………………3

1. Сущность и основные направления деятельности арт – менеджмента. ….5

1.1.    Основные составляющие управления в сфере культуры и искусства. ..7

1.2. Интеграция художественно –  эстетической и 

организационно – экономической  деятельности. ………………………….…12

Заключение. ……………………………………………………………………..18

Литература……….. …………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность данной проблемы обусловлена сложной социально-культурной ситуацией, сложившейся в России к началу XXI в. Преобразования, которые произошли в последние десятилетия в экономической, технологической, социальной областях, во многом были связаны с мощным воздействием средств массовой информации, расширением межкультурных контактов разных стран, реализацией проектных технологий, внедрением рыночной экономики. В результате современный молодой человек вынужден менять свои мировоззренческие позиции по отношению к людям, к себе и окружающей действительности. По этому поводу Д.И. Фельдштейн пишет: «Человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам изменил, и сам в нем изменился».

      Цель: выявить специфику и особенности арт–менеджмента.

      Объект: менеджмент в социально – культурной сфере.

      Предмет: особенности арт – менеджмента.

      Происходящие изменения фиксируются в системах разных наук – в психологии, социологии, педагогике, этнографии, экономике и др. В современных условиях все звенья образовательной системы ориентированы на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, а также дифференцированных запросов личности.

     Следует отметить, что в настоящее время менеджмент стал неотъемлемой

частью деятельности социально - культурных учреждений, которые вместе с государственными, частными институтами и всем обществом погрузились в рыночные отношения, предъявляющие совершенно новые и жесткие требования к деятельности и управлению на всех уровнях – от небольшого провинциального клуба до федеральных органов управления культурой. В.М. Чижиков отмечает, что государственные учреждения культуры хотя и продолжают финансироваться из бюджета, тем не менее они вынуждены «вписываться» в рыночные отношения искать способы заработать средства, привлекать спонсоров, инвесторов.

     Это означает, что социально - культурная деятельность не может успешно развиваться без профессионального, компетентного управления и регулирования, требующего разработки новых способов подготовки курсантов (студентов) вуза и наиболее эффективных технологий обучения.

        Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности

может носить спонтанный, самодеятельный характер, однако, по мнению

М.А. Ариарского, в первую очередь «оно осуществляется под  педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и  методически инструментованной технологией».

     Это диктует необходимость научно осмыслить методологию и методику этого процесса, привести ее в соответствие с закономерностями развития личности и спецификой содержания и характера социально-культурной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и основные направления деятельности арт - менеджмента

       Большое значение в коммерческой и некоммерческой деятельности в сфере культуры на современном этапе приобретает деятельность арт – менеджера.

       Арт – менеджмент сегодня рассматривается как один из функционально – ролевых видов деятельности, связанный с процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.

       Понятие менеджмента как составляющей слова «арт - менеджмент» рассматривается современной наукой достаточно широко. В упрощенном понимании менеджмент трактуется как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей».[ 1 ]

       Другие видят в нем «функцию, особый вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях», понимая под менеджментом «управление или форму управления предприятием в условиях рыночной экономики, цель которой достижение наивысшей эффективности материального и духовного производства, повышение качества продукции и увеличение прибыли».

        Большой толковый словарь русского языка определяет менеджмент как «совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющим использовать его наиболее эффективно». [ 2 ]

        Подобные разночтения вполне объяснимы, поскольку понятие менеджмент включает и функции – обязанности, и деятельность по управлению, вбирающий в себя весь управленческий инструментарий – средства, формы и методы управления производством, и область человеческого знания, и определенную категорию людей – управленцев.

       Один из первых исследователей современного шоу – бизнеса И. Пригожин считает, что при современном состоянии и развитии шоу – бизнеса в России в области шоу – менеджмента четко прослеживаются два ведущих структурных элемента деятельности менеджера – процесс создания духовных ценностей и процесс продвижения художественной продукции на рынок культурных услуг. В связи с этим он предлагает следующее определение менеджмента шоу – бизнеса: «область знания, помогающая осуществлению руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), и продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., работающих в сфере шоу - бизнеса ». [ 1 ]

       Но арт – менеджмент - это еще и процесс управления производством продукта рынка культурных услуг, включающий все структурные элементы управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль) организацией людей, занятых этим производством. Поэтому арт – менеджмент представляет собой совокупность управленческих приемов, характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции.

        Арт – менеджмент как отрасль знания разрабатывает и изучает историю классического и артистического менеджмента, успехи и неудачи выдающихся менеджеров современности, анализирует и обобщает научные и эмпирические данные, полученные в ходе исследований, вырабатывает общие принципы эффективного управления, проводит типизацию различных форм и условий их применения.

        Приставка «арт» (артистический) в слове арт – менеджмент  указывает на определенную направленность, область деятельности такого специалиста по управлению, связанную со сферой искусства. Главными задачами арт – менеджера становятся управленческие и творческие задачи: поиск неординарных идей, новых произведений в сфере культуры, талантливых исполнителей, организация их творческой деятельности, подбор репертуара, поиск инвесторов, создание сценического имиджа, забота о творческом росте исполнителя или творческой группы и планирование их карьеры, подбор команды специалистов поэтапно решающих поставленные задачи.

       Кроме управленческих функций и ролей арт – менеджер выполняет обязанности: организатора, специалиста, воспитателя, коммуникатора, общественного деятеля, предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.1 Основные составляющие управления в сфере культуры и искусства

        Одной из наиболее актуальных является проблема подготовки будущих

специалистов сферы  культуры и искусства в условиях интеграции в мировое общеобразовательное  пространство на основе технологий арт - менеджмента. Неслучайно зарубежные ученые (Ф. Колбер, И. Эврар и др.) с появлением арт - менеджмента связывают рождение новой научной дисциплины, называя ее «наукой третьего тысячелетия».

     Арт - менеджмент, как учебная дисциплина и определенный вид деятельности, имеет свою специфику. Чтобы сориентироваться в его сущности и содержании, рассмотрим в этом понятии две составляющие: «арт» /англ.art - искусство/и «менеджмент» (англ. management – управление).

Английское слово «арт» и различные производные от него («арт - критик»,

«арт-дилер», «арт-менеджер», «арт-дизайн», «арт-рынок») нередко употребляется отечественными специалистами социально-культурной деятельности.

      Следует учитывать, что приставка «арт», как первая составляющая сложных слов, соответствует двум значениям: 1) слову «артистический», например: арт-клуб, арт-салон, арт-шоу и др.; 2) слову «художественный», например: арт-директор, арт-проект и др., что указывает на определенную направленность, область деятельности.

     Искусство, как особая система в контексте культуры, занимает центральное положение и является связующим звеном между утилитарно-практическим и духовно-теоретическим типами отношений. С одной стороны, оно граничит с наукой, философией, религией, моралью, т.е. формами общественного сознания, и через эстетическое содержание опосредует, «снимает» их проблематику в себе посредством художественно-образной формы. С другой стороны, искусство связано с продуктами материальной деятельности человека, вносит в них эстетико-духовное содержание, имеющее относительно самостоятельное значение, однако подчиненное, в конечном итоге, функциональному и конструктивному, практическому назначению вещи.

      При этом сама специфика арт - менеджмента позволяет включать механизмы обучения курсантов (студентов), основанные на принципе диалога культур. В то же время любой процесс культурного взаимодействия имеет определенную цель – достижение нового, ценностно-значимого результата (продукта деятельности). Отсюда и особое внимание к проблемам организации, управления данным процессом, что, собственно, имеет дело уже с технологическими особенностями менеджмента и тесным образом связано с формированием, трансформацией и взаимодействием ценностей в современной образовательной среде.

     Арт - менеджер имеет достаточно широкое поле деятельности, поскольку

художественно-творческий продукт очень многообразен. Под  ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, выставок художественных произведений, производство аудио- и видеопродукции и др. Кроме того, как отмечает исследователь Г.Н. Новикова, арт-менеджер оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а, возможно, в дальнейшем – и в созидание культурных ценностей.

    Поэтому он должен решать задачи познавательного, практически-преобразующего, рекреационного характера.

    Она выделяет спектр деятельности арт - менеджера, объединяя в следующие группы:

Информация о работе Специфика и особенности арт - менеджмента