Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:43, реферат
Цель: выявить специфику и особенности арт–менеджмента.
Объект: менеджмент в социально – культурной сфере.
Предмет: особенности арт – менеджмента.
Происходящие изменения фиксируются в системах разных наук – в психологии, социологии, педагогике, этнографии, экономике и др. В современных условиях все звенья образовательной системы ориентированы на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, а также дифференцированных запросов личности.
Введение. …………………………………………………………………………3
1. Сущность и основные направления деятельности арт – менеджмента. ….5
1.1. Основные составляющие управления в сфере культуры и искусства. ..7
1.2. Интеграция художественно – эстетической и
организационно – экономической деятельности. ………………………….…12
Заключение. ……………………………………………………………………..18
Литература……….. …………………………………………………………….21
- проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого
проекта, формирование проекта как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения);
- художественно-творческая (сценарная, репетиционно - творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта);
- организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа
фирмы и ее сотрудников,
подготовка и проведение концертно-гастрольной
работы, ведение переговоров, установление
контактов с концертными
- маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции);
- связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей с СМИ, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы – афиш, листовок и т.п.);
- коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка
коммерчески выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт дисков, аудио- и видеокассет, билетов и т.п.);
- юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаиванием по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже) [ 10 ].
В связи со сказанным выше автор считает, что можно выделить две группы функций арт - менеджмента:
- основные общие функции, которые связаны с управлением и организацией
художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем);
- основные специфические функции, которые связаны с искусством (его
предназначением и художественным потреблением) [ 10 ].
Среди них также можно выделить духовные (идеологические) и практические (социально-организующие) функции.
1.2 Интеграция художественно-эстетической и организационно-экономической деятельности
Специфика интеграционных технологий арт - менеджмента основана на
двух сторонах деятельности: эстетической и организационной. В центре такой профессиональной подготовки курсантов (студентов) вуза – качественная сторона изучения основ арт - менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.
«Эстетическое» как мера совершенства, гармония, является аспектом любого вида деятельности и выступает как фактор целостности, интегрирующей и синтезирующей частные и противоречивые формы бытия. Содержательное богатство категории «эстетическое» позволяет осуществлять его анализ и характеризовать с самых разнообразных позиций и подходов, в самых различных ракурсах, как философскую, проецировать в различных ценностных смыслах. В этой связи целесообразно привести высказывание А.Ф. Лосева по поводу эстетического. Он считает, что "в целом эстетическое характеризуется неразрывной связью сторон, казавшихся абстрактной метафизике несовместимыми друг с другом, и представляют собой единую и неразрывную целостность субъективного и объективного, мышления и чувственности, сущности и явления, идеи и образа, идейной образности и волевого акта, бессознательного и сознательного, иррационального и рационального, незаинтересованного любования и утилитарного пользования, созерцательного и деятельного, органически живого и технически сделанного".
В силу своей диалектической, интегрирующей и синтезирующей природы эстетическое опосредует, связывает, снимает собой все типы ценностного отношения заполняющих диалектически противоречивый его диапазон, начиная с утилитарно-практического уровня и кончая духовно-теоретическим, т.е. эстетическое приобретает духовно-практический характер.
Давно известно, что искусство объединяет в себе те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична.
Так, интеграция эстетической и организационно-управленческой деятельности, связанная с процессами производства и распространения художественно-эстетических и культурных ценностей в XXI в. открывает многофункциональные возможности технологий арт-менеджмента в подготовке специалистов социально-культурной деятельности. При этом наиболее эффективным является полихудожественный подход в обучении курсантов (студентов), что позволяет им приобретать базовые профессиональные навыки на основе разных видов искусства и
художественно-творческой проектной деятельности. В этом случае «все виды искусства выступают как явления жизни в целом».
Следует отметить, что технологии арт-менеджмента основываются на идеях технологии мастерских, которую исповедует «Французская группа нового воспитания» (Ф. Селестен и др.), идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. [ 7 ]
В технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знания.
Способ организации художественно-творческой деятельности курсантов
(студентов) вуза в
условиях освоения арт-менеджме
Технологии арт-менеджмента предполагают:
- организацию совместных действий, ведущую к активизации образовательного процесса;
- распределение начальных действий и операций, обуславливающих осо-
бенности изучаемого объекта;
- коммуникацию, общение, благодаря которым планируются условия дея-
тельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способами действия, который задается необходимостью получения
совокупного творческого продукта деятельности;
- взаимопонимание, которое диктуется характером включения курсантов
(студентов) в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участников к соб-
ственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
К целевым ориентирам применения технологий арт-менеджмента в вузе
можно отнести:
- обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных форм
деятельности, смысловых спектров и ценностных ориентиров;
- предоставление курсантам (студентам) возможности личностно самораз-
виваться, осознавать самих себя в профессиональной деятельности.
Особенной методикой арт-менеджмента является метод проектов. В этой
связи художественное проектирование рассматривается автором как один из важных методов развития творческого воображения курсантов (студентов) вуза в процессе обучения. В художественном проектировании сама по себе идея играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его частям и деталям, воплощаясь в художественном замысле. Формирование идеи (замысла) составляет основу художественного проектирования, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели, что требует от курсантов (студентов) владения навыками анализа социально - культурной ситуации, поиска адекватного решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением художественно-эстетического опыта, формирующегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности личности и др.
Технологии арт - менеджмента состоят из ряда заданий, которые направляют работу курсантов (студентов) в нужное русло, но внутри каждого задания они абсолютно свободны и вынуждены осуществлять собственный выбор формы художественно-творческой деятельности, средств для достижения цели и т.д. В этом заключаются особенности содержания технологий арт - менеджмента.
В этой связи инновационные технологии арт - менеджмента в вузе помогают раскрыть возможности становления профессиональной компетентности личности курсанта (студента), которые в учебно-воспитательном процессе не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественно-творческой деятельности.
Внедрение современных технологий арт - менеджмента в систему высшего образования предполагает:
1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий;
2) «погружение» в художественно-проектную деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий;
3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости;
4) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, вы-
движению новых целей и творческих замыслов.
В центре такой профессиональной подготовки курсантов (студентов) вуза качественная сторона изучения основ арт - менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения. [ 7 ]
Педагогическая технология творческого развития курсантов (студентов) в
условиях обучения основам арт - менеджмента включает в себя следующие элементы:
а) постановку четко сформулированной цели;
б) последовательную ориентацию хода профессиональной подготовки на
запланированный результат;
в) оценку результатов.
Перед началом творческого процесса преподаватель должен заложить наиболее общие критерии оценки его результата, являющиеся главными направлениями творческих поисков. Установка на создание творческого продукта на занятиях уточняется, корректируется, перерастая в мысленный образ будущего проекта.
Оценочные критерии, предъявляемые к проекту, являются не только средством управления качеством результата, но и средством направления самого процесса художественного творчества курсанта (студента). Критерии оценки творческих работ представляют собой единую систему, отражающую требования к их грамотности и выразительности. То есть требования к решению комплекса учебно-познавательных и художественно-образных, творческих задач.
При этом качественная оценка арт - проекта является одним из эффективных средств управления процессом творческого развития и основана на оценке его социальной и художественной ценности, объективных качеств, относительной, субъективной ценности, отражающей меру продвижения каждого курсанта (студента) к освоению проектной художественно-творческой деятельности.
Обозначим критерии оценки арт - проекта:
1) яркость и оригинальность проекта (идея, тематика, форма организации);
2) концепция проекта (актуальность проблемы, грамотно сформулирован-
ные цели, основные задачи );
3) художественное содержание проекта;
4) способность проекта оказать существенное влияние на качество обще-
культурного развития потенциальных посетителей (особенности познавательного, развивающего, воспитательного воздействия и др.);
5) отчетливое понимание конечного культурного и социально-экономического продукта;
6) эффективное использование организационных механизмов;
7) привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных
сфер профессиональной деятельности, в т.ч. из сферы государственного
управления; среднего и малого бизнеса;
8) реалистичность бюджета;
Информация о работе Специфика и особенности арт - менеджмента