Способы формирования и развития организационной культуры на современном предприятии (на примере ООО «ФОРЭСТ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты формирования и развития организационной культуры и проанализировать их в деятельности рекламного агентства «ФОРЭСТ». Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи: - рассмотреть понятие, функции организационной структуры; - изучить факторы, влияющие на развитие организационной культуры; процесс формирования и изменения организационной культуры; механизмы поддержания ее уровня; - проанализировать организационную культуру рекламного агентства «ФОРЭСТ»; - рассмотреть методы формирования, поддержания и развития организационной культуры в данном рекламном агентстве; - разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.[1]

Любая организация имеет  свою историю, которая влияет на ее образ жизни, традиции, нормы и  правила взаимодействия. Сформировавшись  когда-то, такая культура сильно влияет и на людей в организации и на организацию в целом. Чаще всего организационная культура нацелена на управление данной организацией, причем ее влияние может тормозить развитие, расширение предприятия. Так, например, сложившиеся отношения между учредителями и сотрудниками не позволяют построить эффективную систему управления. В некоторой степени это образ мира, построенный на основе базовых, безоговорочно принимаемых всеми сотрудниками принципов.

Культура придает смысл  многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые  системы, в которых отражены их отношения  к различным явлениям - миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.

Каждому, кто знаком с  различными организациями, известно, что  они отличаются по атмосфере, методам  выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям - и все эти  факторы зависят от истории организации, ее традиции, ее настоящего положения, технологии производства и т.п.

Вопрос организационной  культуры в компаниях на сегодняшний  день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения  российских компаний на мировом рынке.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты формирования и развития организационной культуры и проанализировать их в деятельности рекламного агентства «ФОРЭСТ».

Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть понятие,  функции организационной структуры;

- изучить факторы,  влияющие на развитие организационной  культуры; процесс формирования  и изменения организационной  культуры; механизмы поддержания  ее уровня;

- проанализировать организационную  культуру рекламного агентства  «ФОРЭСТ»;

- рассмотреть методы  формирования, поддержания и развития  организационной культуры в данном  рекламном агентстве;

- разработать рекомендации  по совершенствованию организационной  культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования и развития организационной культуры на предприятии

 

1.1. Понятие, функции и структура организационной культуры

 

Организационная культура – это социальное явление, которое  возникает на любом предприятии  и является системой ценностей, убеждений, а также норм, ролей, правил, которые направляют деятельность организации (предприятия). [4]

Организационная культура обладает рядом специфических черт, которые выделяют данную организацию среди остальных и являются, как правило, продуктом исторического развития организации. Этими специфическими чертами являются традиции, язык (сленг), лозунги, обычаи, – все то, что способствует передаче культурных ценностей, убеждений, норм и содержания ролей другим поколениям работников, приемы адаптации и сплачивания (интеграции) работников данного предприятия. Организационная культура является результатом многократного взаимодействия работников, их индивидуальных ценностей, убеждений, поиска приемлемых норм поведения, распределения ролей, выработки приемов и методов взаимодействия (эффективной коммуникации). С одной стороны, организационная культура является продуктом человеческих отношений работников предприятия, связанных общей целью – культура организации складывается из ценностей, убеждений, норм, ролей, установок людей, которые работают в данной организации. С другой стороны, культура находится над людьми – направляет и корректирует поведение людей в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями.

Свойства организационной  культуры, во многом отражающие сущность этого сложного феномена: коллективность, эмоциональность, историчность, динамичность. [5]

Коллективность. Культура не может быть произведена средствами изолированных друг от друга индивидов. Выработка организационной культуры является прерогативой коллектива, члены которого находятся в тесном регулярном взаимодействии;

Эмоциональность. Организационная  культура обладает огромной эмоциональной силой. Эмоциональная окраска культурных элементов придает им огромное значение в жизни социальной общности;

Историчность. Выработка  организационной культуры является процессом трудным и медленным, особенно на уровне тех допущений, которые представляются как само собой разумеющееся. «Сильная» организационная культура складывается тогда, когда организация постоянна и однородна по своему составу и существует в течение продолжительного периода времени;

Динамичность. Несмотря на свою кажущуюся стабильность, организационная культура претерпевает изменения на протяжении всей истории существования организации. Культурные образцы, со временем утратив свою актуальность, либо полностью исчезают, либо принимают соответственно новым условиям форму.

Организационная культура выполняет две основные функции: [3]

1. Внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;

2. Внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.

Основные элементы организационной  культуры:

1) поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях;

2) групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов;

3) провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.);

4) философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам;

5)  правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок»;

6) организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами;

7) существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.

 

 

1.2. Факторы, влияющие  на развитие организационной  культуры

 

Развитие рыночной экономики в нашей стране даёт возможность предприятиям развиваться по собственным законам и принципам. Соответственно этим законам и принципам будет складываться, формироваться и культура предприятия. Каждая организация, таким образом, становится обладателем уникальной культуры, которая определяет поведение, деятельность и взаимодействие всех сотрудников как внутри предприятия, так и с внешней средой.

     Особенности  культуры, ее элементы возникают как реакция на возникающие проблемы и несут на себе функциональную нагрузку по разрешению или нивелированию отрицательных последствий данных проблем.

      Формирование  различных культурных особенностей, явлений уже сложившейся культуры было вызвано определенными обстоятельствами, условиями, факторами, действовавшими на данную организацию в прошлом и, возможно, продолжающими действовать сейчас. Поэтому, прежде чем предпринимать попытки изменить культуру в каком-либо направлении, стоит проанализировать, чем было вызвано появление данных особенностей, изменились ли условия, и какую роль играли и играют данные явления.

      Можно выделить следующие факторы (по различным основаниям), которые оказывают влияние на характеристики организационной культуры. [2]

      Личностные  – воздействие различных личностных  характеристик людей, входящих в состав организации на особенности организационной культуры. Наибольшее влияние, конечно, оказывают яркие, активные, лидирующие личности, но взаимовоздействие личностных характеристик остальных сотрудников, воспитанных в различных социально-культурных средах, также формирует неповторимое содержание элементов организационной

культуры.

      Социальные  – условия окружающего общества, начиная от уровня жизни населения  и социальной инфраструктуры и заканчивая общественными настроениями, отношением к данному предприятию со стороны сообщества и руководящих органов. Например, претензии к предприятию со стороны сообщества относительно экологической чистоты продукции или продуктов переработки являются вопросом выживания организации, что вынуждает организацию обращать пристальное внимание на эту проблему и не только контролировать, но и предъявлять сообществу доказательства её решения.

      Технические  – уровень развития техники  и технологии в основном определяет качество рабочей силы, которая используется на предприятии: уровень образования, степень и характер взаимодействия работников друг с другом. Требуемые формы организации труда, организационная структура, технологические особенности.

      Экономические  – финансовое состояние организации  определяет, насколько адекватную зарплату может предложить предприятие своим сотрудникам, что влияет на отношение к труду, уровень текучести кадров. Высокий уровень текучести кадров ведет к размыванию организационной культуры, а низкая зарплата приучает людей к безделью, формирует безответственное отношение к труду, ухудшает дисциплину, т. к. работники не дорожат своим рабочим местом, как следствие – плохие результаты и качество работы. Общее состояние экономики страны, уровень её развития, высокий уровень безработицы формируют соответствующую культуру. Дикий рынок – дикие отношения в организации. Нестабильная окружающая среда формирует такую ценность, как стремление к инновации как средство выживания в быстро меняющихся условиях. Высокий уровень безработицы обеспечивает быструю замену неугодных сотрудников и затрудняет им поиск работы в случае увольнения. Это формирует неуважительное, пренебрежительное отношение к сотрудникам, и ценным поведением в такой организации становится угодничество, лесть, достижение власти, должности любыми средствами и т. п.

Профессиональные –  особенности профессии накладывают  отпечаток на характер  взаимоотношений людей, ценностные ориентации, требуют определенных моральных качеств (профессиональные кодексы). Отраслевая принадлежность, характер труда обусловливают ориентацию на такие ценности, которые способствуют выживанию организации, придают смысл её существованию.

Национальные – влияние  национальной культуры на культуру организации. Это могут быть и присущие каждой нации особенности поведения, особый менталитет, традиции, обусловленные историческим развитием, особенностями климата, географического положения, пространства. Влияние данного фактора сложнее всего избежать, т. к. ему подвержены практически все сотрудники организации. Однако его влияние не столь заметно, потому что все мыслят в рамках национальной культуры, живут ею и пока нет сравнения с другой культурой, своя не видна. Проблемы могут возникнуть при взаимодействии представителей различных наций, стран.

Внутренние – обусловленные особенностями данной организации, её внутренней среды и являются наиболее управляемыми и предсказуемыми. Например – кадровая политика, структура организации, преобладающий стиль руководства.

 Внешние – относятся  к факторам внешней среды и  требуют более глубокого анализа для приведения в соответствие, а также к факторам, на которые сложно воздействовать, но влияние их велико и очень важно. Это законы, политика по отношению к предприятию данной отрасли со стороны государственных органов, например, режим наибольшего благоприятствования, освобождение от налогов или отношение к предприятию сообщества, выраженное в общественном мнении, через СМИ, требования к ведению дел со стороны партнеров и потребителей, наличие конкурентов и их поведение на рынке.

Информация о работе Способы формирования и развития организационной культуры на современном предприятии (на примере ООО «ФОРЭСТ»)