Сравнительный анализ теории мотивации Маслоу и Герцберга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:44, реферат

Краткое описание

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Современному руководителю для эффективного осуществления мотивации необходимо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. Освещению этого вопроса и посвящена данная работа. В рамках рассмотрения проблемы здесь отражены основные принципы и сравнение теорий мотивации Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Понятие мотивации, ее виды и роль в управлении предприятием…...5
Теория мотивации Маслоу
Сущность теории мотивации А. Маслоу………………………...9
Использование теории А. Маслоу в управлении……………….12
Теория двух факторов Ф. Герцберга
3.1. Сущность теории Ф. Герцберга…………………………………....14
3.2. Применимость теории Герцберга в практике управления……….17
Сравнительный анализ теорий мотивации Маслоу и Герцберга…….18
Практическое использование теорий мотивации на практике
5.1. Использование теорий в зарубежной практике………………….20
5.2. Использование теорий в практике российских предприятий…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 14.docx

— 148.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

  1. Понятие мотивации, ее виды и роль в управлении предприятием…...5
  2. Теория мотивации Маслоу
    1. Сущность теории мотивации А. Маслоу………………………...9
    2. Использование теории А. Маслоу в управлении……………….12
  3. Теория двух факторов Ф. Герцберга

3.1. Сущность теории Ф.  Герцберга…………………………………....14

3.2. Применимость теории Герцберга в практике управления……….17

  1. Сравнительный анализ теорий мотивации Маслоу и Герцберга…….18
  2. Практическое использование теорий мотивации на практике

5.1. Использование теорий в зарубежной практике………………….20

5.2. Использование теорий в практике российских предприятий…..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….28

 

 

Введение.

 

Чтобы эффективно двигаться  навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять  ее.

Руководители воплощают  свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Самым первым приемом мотивации  к труду был метод кнута  и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется  и сейчас. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельности являются более сложными и трудными для воздействия. В  условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными  предприятиями встаёт необходимость  работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая  новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад  каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий  различных форм собственности - поиск  эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого  фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей  является их мотивация. Современному руководителю для эффективного осуществления  мотивации необходимо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. Освещению  этого вопроса и посвящена  данная работа. В рамках рассмотрения проблемы здесь отражены основные принципы и сравнение теорий мотивации Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга.

Задачи данной работы:

    1. Раскрыть сущность теорий мотивации.
    2. Рассмотреть характеристику основных теорий мотивации: теории Маслоу и Герцберга.
    3. Сравнить данные теории.
    4. Познакомиться с практикой применения теорий мотивации.

 

 

 

  1. Понятие мотивации, ее виды и роль в управлении предприятием.

 

Мотивация – это процесс  побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию  можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и  поведения субъекта. Цель – это  желаемый продукт деятельности. Влияние  мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно  очень индивидуально и может  меняться под воздействием мотивов  и обратной связи с деятельностью  человека.

Цель


Потребности


Мотивация


Мотивы



 



 

Стимулы



 

 

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь понятий  мотивации

 

Мотив – это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его  внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает  действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий  мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности  личности. Мотив определяет, что  и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются  осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.

В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа.

  1. Возникновение потребности.
  2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
  3. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
  4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

Потребности – это нужда  в чем-то, объективно необходимом  для поддержания жизнедеятельности  и развития организма, личности и  социальной группы. Различают биологические  и социальные потребности.

Биологические потребности  – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и  другие, необходимые для поддержания  организма в нормальном жизнедеятельном  состоянии.

Социальные потребности  – это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и прочее. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к  росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или  причина поведения человека. Различают  четыре основные формы стимулов.

  1. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
  2. Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
  3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.
  4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

Типология мотивации субъекта деятельности, по Лапыгину – Эйдельману, выглядит следующим образом:

  1. Инструментальный тип мотивации – отношение к труду как к средству получения заработка для удовлетворения потребностей, находящихся за рамками сферы труда;
  2. Достижительный – ориентация на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса;
  3. Коллективистский – побудительная сила к трудовой деятельности – стремление заслужить уважение коллег, стремление к сотрудничеству, общению;
  4. Интеллектуальная мотивация – ориентация на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться;
  5. Комфортно-ориентированный – ориентация на относительно комфортные условия труда.

Теория мотивации стала  активно разрабатываться в XX в.. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы:

    • первоначальные;
    • содержательные;
    • процессуальные.

 

 

  1. Теория мотивации Маслоу

 

    1. Сущность теория мотивации Маслоу.

 

В середине пятидесятых годов  прошлого века значительный резонанс в научном мире вызвала теория мотивации Маслоу, которую ученый разработал, изначально ориентируясь на необходимость формирования современных  систем управления социально-экономического поведения в постиндустриальном обществе.

В качестве отправных точек  своей доктрины, А. Маслоу исходил  из принятия таких положений, которые  затем стали предпосылками формулирования основных идей теории мотивации.

Итак, Маслоу утверждал, что  потребности человека – факт объективный, при этом, на различных этапах своего существования он может испытывать то одни из них, то другие. Более того, некоторые из них могут быть присущи  на протяжении всей жизни, а другие – эпизодически. На этом основании  ученый делает вывод о существовании  некоторой иерархии в потребностях человека, а, следовательно, и о мотивах, которые ими формируются. Как  утверждает теория мотивации Маслоу, в ходе жизни, потребности которые  не удовлетворяются, побуждают к  деятельности, направленной на их удовлетворение.

Далее, если одни из них уже  удовлетворяются, то они, в свою очередь, формируют мотивы "взятия" более  высокого уровня. Исходя из такого ранжирования, классификация А. Маслоу приняла  вид пирамиды, в основании которой  он положил потребности, удовлетворение которых, является первоочередной задачей. Это – физиологические: в пище, отдыхе, сне и других факторов элементарного  физического жизнеобеспечения индивида. Согласно теории мотивации Маслоу, потребности, которые уже удовлетворены, не побуждают человека к активной деятельности, и, кроме того, их структура является динамичной – на смену одним, которые уже удовлетворены, приходят другие – неудовлетворенные.

Пирамида потребностей по А. Маслоу, содержит в себе пять ступеней. (Рис. №1.)

На первой ступени располагаются  те, которые обеспечивают человеку элементарное выживание в природной  среде как биологическому существу. Это потребности в чистой атмосфере, воде, жилище, еде, отдыхе и так далее.

Вторую ступень занимают потребности, на основе которых формируются  мотивы в обеспечении собственной  безопасности, причем здесь мотивация  по Маслоу предусматривает не только аспекты физического характера, но и социального – это мотивы, побуждающие к хорошей работе, чтобы иметь более высокий  заработок, жить более комфортно, получать медицинскую помощь и т.д.

Самые обычные социальные потребности человека –в признании, в коммуникации, поддержании партнерских  и дружеских отношений, в организации  и поддержании коллективных форм жизни расположены в середине пирамиды А. Маслоу.

На четвертой ступени  теория мотивации Маслоу предусматривает  расположение потребностей, которые  опосредуют и детерминируют мотивы высокого социального уровня – побуждающие  к деятельности, обеспечивающей социальное признание, достижение властных статусов, претензии на общественное признание  заслуг человека перед обществом.

Пята ступень занята потребностями, инициирующими мотивы личностной социальной значимости. Здесь человек мотивирован  на достижение высоких творческих показателей  и их признания обществом.

Так как, теория мотивации  Маслоу предполагает, что связи в  пирамиде динамичны, то есть достижение одной потребности, формирует новую, а затем и мотив, к ее удовлетворению, важно представлять себе и уметь  ответить на вопрос, что происходит тогда, когда человек достигает  пятой, последней, вершинной ступени?

А. Маслоу отвечает на этот вопрос таким образом, что достижение такого уровня совсем не означает, что на ней  происходит исчезновение или какое-то ослабление действия потребностей на формирование мотивов к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Использование теории А. Маслоу в управлении.

 

Теория А. Маслоу внесла исключительно  важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных  рангов стали понимать, что мотивация  людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы  мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность  удовлетворить его важнейшие  потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных  почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение  людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня  ситуация изменилась. Благодаря более  высоким заработкам и социальным благам даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

Информация о работе Сравнительный анализ теории мотивации Маслоу и Герцберга