Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:44, реферат
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Современному руководителю для эффективного осуществления мотивации необходимо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. Освещению этого вопроса и посвящена данная работа. В рамках рассмотрения проблемы здесь отражены основные принципы и сравнение теорий мотивации Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Понятие мотивации, ее виды и роль в управлении предприятием…...5
Теория мотивации Маслоу
Сущность теории мотивации А. Маслоу………………………...9
Использование теории А. Маслоу в управлении……………….12
Теория двух факторов Ф. Герцберга
3.1. Сущность теории Ф. Герцберга…………………………………....14
3.2. Применимость теории Герцберга в практике управления……….17
Сравнительный анализ теорий мотивации Маслоу и Герцберга…….18
Практическое использование теорий мотивации на практике
5.1. Использование теорий в зарубежной практике………………….20
5.2. Использование теорий в практике российских предприятий…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….28
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3.1. Сущность теории Ф. Герцберга…………………………………....14
3.2. Применимость теории Герцберга в практике управления……….17
5.1. Использование теорий в зарубежной практике………………….20
5.2. Использование теорий в практике российских предприятий…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….28
Введение.
Чтобы эффективно двигаться
навстречу цели, руководитель должен
координировать работу и заставлять
или стимулировать людей
Руководители воплощают
свои решения в дела, применяя на
практике основные принципы мотивации.
Самым первым приемом мотивации
к труду был метод кнута
и пряника или метод
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Современному руководителю для эффективного осуществления мотивации необходимо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. Освещению этого вопроса и посвящена данная работа. В рамках рассмотрения проблемы здесь отражены основные принципы и сравнение теорий мотивации Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга.
Задачи данной работы:
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Цель – это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Цель
Потребности
Мотивация
Мотивы
Стимулы
Рис. 1. Взаимосвязь понятий мотивации
Мотив – это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа.
Потребности – это нужда
в чем-то, объективно необходимом
для поддержания
Биологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и другие, необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Социальные потребности
– это потребность принадлежать
к роду, национальности, социальной
группе, самовыражаться, строить свою
карьеру, быть признанным и прочее.
Потребности находятся в
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
Типология мотивации субъекта деятельности, по Лапыгину – Эйдельману, выглядит следующим образом:
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в.. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы:
В середине пятидесятых годов прошлого века значительный резонанс в научном мире вызвала теория мотивации Маслоу, которую ученый разработал, изначально ориентируясь на необходимость формирования современных систем управления социально-экономического поведения в постиндустриальном обществе.
В качестве отправных точек
своей доктрины, А. Маслоу исходил
из принятия таких положений, которые
затем стали предпосылками
Итак, Маслоу утверждал, что потребности человека – факт объективный, при этом, на различных этапах своего существования он может испытывать то одни из них, то другие. Более того, некоторые из них могут быть присущи на протяжении всей жизни, а другие – эпизодически. На этом основании ученый делает вывод о существовании некоторой иерархии в потребностях человека, а, следовательно, и о мотивах, которые ими формируются. Как утверждает теория мотивации Маслоу, в ходе жизни, потребности которые не удовлетворяются, побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение.
Далее, если одни из них уже удовлетворяются, то они, в свою очередь, формируют мотивы "взятия" более высокого уровня. Исходя из такого ранжирования, классификация А. Маслоу приняла вид пирамиды, в основании которой он положил потребности, удовлетворение которых, является первоочередной задачей. Это – физиологические: в пище, отдыхе, сне и других факторов элементарного физического жизнеобеспечения индивида. Согласно теории мотивации Маслоу, потребности, которые уже удовлетворены, не побуждают человека к активной деятельности, и, кроме того, их структура является динамичной – на смену одним, которые уже удовлетворены, приходят другие – неудовлетворенные.
Пирамида потребностей по А. Маслоу, содержит в себе пять ступеней. (Рис. №1.)
На первой ступени располагаются те, которые обеспечивают человеку элементарное выживание в природной среде как биологическому существу. Это потребности в чистой атмосфере, воде, жилище, еде, отдыхе и так далее.
Вторую ступень занимают потребности, на основе которых формируются мотивы в обеспечении собственной безопасности, причем здесь мотивация по Маслоу предусматривает не только аспекты физического характера, но и социального – это мотивы, побуждающие к хорошей работе, чтобы иметь более высокий заработок, жить более комфортно, получать медицинскую помощь и т.д.
Самые обычные социальные потребности человека –в признании, в коммуникации, поддержании партнерских и дружеских отношений, в организации и поддержании коллективных форм жизни расположены в середине пирамиды А. Маслоу.
На четвертой ступени теория мотивации Маслоу предусматривает расположение потребностей, которые опосредуют и детерминируют мотивы высокого социального уровня – побуждающие к деятельности, обеспечивающей социальное признание, достижение властных статусов, претензии на общественное признание заслуг человека перед обществом.
Пята ступень занята потребностями, инициирующими мотивы личностной социальной значимости. Здесь человек мотивирован на достижение высоких творческих показателей и их признания обществом.
Так как, теория мотивации Маслоу предполагает, что связи в пирамиде динамичны, то есть достижение одной потребности, формирует новую, а затем и мотив, к ее удовлетворению, важно представлять себе и уметь ответить на вопрос, что происходит тогда, когда человек достигает пятой, последней, вершинной ступени?
А. Маслоу отвечает на этот вопрос таким образом, что достижение такого уровня совсем не означает, что на ней происходит исчезновение или какое-то ослабление действия потребностей на формирование мотивов к деятельности.
Теория А. Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:
Информация о работе Сравнительный анализ теории мотивации Маслоу и Герцберга