Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений
1 Внешняя среда организации………………………………………….3
2 Среда прямого и косвенного воздействия…………………………..7
2.1 Среда прямого воздействия………………………………………...7
2.2 Среда косвенного воздействия……………………………………11
Заключение …………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………….19
Конкуренты
Конкуренты - это важнейший фактор,
влияние которого невозможно оспаривать.
Руководство каждого
Важно понимать, что потребители - не единственный
объект соперничества организаций. Организации
могут также вести конкурентную борьбу
за трудовые ресурсы, материалы, капитал
и право использовать определенные технические
нововведения. От реакции на конкуренцию
зависят такие внутренние факторы, как
условия работы, оплата труда и характер
отношений руководителей с подчиненными.
2.2 Среда косвенного воздействия
Факторы среды косвенного воздействия
обычно не влияют на операции организаций
также заметно, как факторы среды
прямого воздействия. Тем не менее,
руководство должно их учитывать. Среда
косвенного воздействия обычно сложнее,
чем среда прямого воздействия.
Руководство зачастую вынуждено
опираться на предположения о
такой среде, основываясь на неполной
информации, в попытках спрогнозировать
возможные последствия для
К основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями.
Технология.
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. (Следует учитывать весьма широкую трактовку термина technology, обозначающего и процессы, и методы, и технику осуществления любых производственных, обслуживающих и даже творческих видов деятельности.) Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Скорость изменения технологий
в последние десятилетия
Очевидно, что организации, имеющие
дело непосредственно с технологией
высокого уровня, наукоемкие предприятия,
должны быть в состоянии быстро реагировать
на новые разработки и сами предлагать
нововведения. В то же время уже
сегодня все организации, чтобы
сохранить
Состояние экономики.
Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать заем, так как при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле.
Состояние экономики может сильно
повлиять на возможности получения
организацией капитала, так как при
ухудшении экономической
То или иное конкретное изменение
состояния экономики может
Социокультурные факторы.
Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. Так, например, в системе ценностей американского общества дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их нельзя рассматривать как противозаконные. Однако в некоторых других странах такая практика может считаться вполне нормальной.
На основании специальных
От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями, группировками, возможно, и странами. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности.
По замечанию Р.Джоунса, бывшего председателя правления фирмы “Дженерал Электрик”, организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. А это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в организацию, приспособленную к новой среде.
Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации. Для того, чтобы определить наиболее значимые возможности и угрозы со стороны социальных и культурных факторов, организациям необходимо учитывать новые тенденции на начало 2000-хгг. (например, такие факты, как более образованный потребитель, возросшее количество работающих женщин, стареющее население). Так, например, стареющее население с большим процентом людей старше 55—60 лет означает благоприятные возможности (в смысле увеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в тех областях, которые вызывают наибольший интерес у пожилых людей, — социальная защита пенсионеров и малоимущих, благотворительность, патронаж, здравоохранение и т.д. Изменения в половом, возрастном и национальном составе населения России тоже могут оказывать важное влияние на организации. Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: рождаемость; смертность; коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; коэффициент средней продолжительности жизни; располагаемый доход; стиль жизни; образовательные стандарты; покупательские привычки; отношение к труду; отношение к отдыху; отношение к качеству товаров и услуг; требование контроля за загрязнением окружающей среды; экономия энергии; отношение к правительству; проблемы межэтнических отношений; социальная ответственность; социальное благосостояние. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения -- независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющуюся результатом деятельности компании. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.
К чисто социальным факторам можно отнести:
Политические факторы.
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.
Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (или даже к национализации) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение денег, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.
Отношения с местным населением.
Для всякой организации, как фактор
среды косвенного воздействия, первостепенное
значение имеет отношение к ней
местного населения, той общественной
среды, в которой организация
функционирует. Организации должны
прилагать целенаправленные усилия
для поддержания хороших
Международные факторы
Внешняя среда организаций, действующих
на международном уровне, отличается
повышенной сложностью. Это обусловлено
уникальной совокупностью факторов,
характеризующих каждую страну. Экономика,
культура, количество и качество трудовых
и материальных ресурсов, законы, государственные
учреждения, политическая стабильность,
уровень технологического развития
отличаются в разных странах. При
осуществлении функций
Так же следует учитывать и
Заключение
Рассмотрев и проанализировав
внешнюю среду организации
Успех организации зависит от внешнего окружения, без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
Таким образом, главное, что необходимо усвоить – то что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все они тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.
Список использованной литературы
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. 2008.
2. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. СПб. 2008.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.2009.
4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент.М.2008.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.2009.
6. Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках:.Учебное пособие. М. 2008.
7. Коренченко Р.А. Теория организации: Учебное пособие. ПГУ, П. 2008