Стадии, этапы и методика проведения исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2012 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования, проведенного в курсовой работе – определить эффективность исследовательских работ на всех стадиях и этапах исследования систем управления. Задачи, решаемые при проведении исследования, состоят в изучении и рассмотрении существующих стадий и работ, проводимых на всех этапах исследования систем управления с использованием различных методологических подходов. В процессе подготовки работы были изучены и проанализированы соответствующая научная литература и отечественная и зарубежная практика.

Содержание

Введение 3
1. Состав стадий и этапов исследования систем управления 6
1.1. Общие положения 6
1.2. Состав стадий и этапов 7
2. Состав и особенности работ на основных этапах исследования систем управления 9
2.1. Состав работ на основных стадиях и этапах исследования 9
2.2. Содержание исследовательских работ на подготовительной стадии 10
2.3. Порядок проведения исследований по созданию продукции на подготовительной стадии 15
2.4. Содержание работ на исследовательско-проектной стадии 17
2.5. Примерный состав и порядок проведения работ по созданию продукции на исследовательско-проектной стадии 24
2.6. Состав работ на стадии реализации (внедрения) 27
3. Методология исследования систем управления. 29
3.1. Этапы исследования систем при использовании различных методологических подходов 30
3.2. Методы исследования систем управления. 34
Заключение 38
Глоссарий 41
Список используемых источников 44
Список сокращений 45
Приложения 46

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 108.15 Кб (Скачать файл)

Приведенный перечень в каждом конкретном случае может быть дополнен, некоторые позиции  могут быть объединены или в обоснованных случаях отсутствовать. При этом следует учитывать, что комплексы маркетинговых мероприятий по продвижению продукции на рынки сбыта должны разрабатываться и реализовываться на каждой из стадий ее жизненного цикла.

  1. Состав работ на стадии реализации (внедрения)

 

Заключительной  стадией прикладного исследования системы является стадия реализации (внедрения) их результатов. От нее во многом зависит эффективность исследовательских работ и достижение целей каждой из систем.

Следует отметить, что анализ внедрения РП системы должен предусматривать  сбор, обработку и изучение информации с использованием различных методов. При этом необходимо устанавливать соответствие уровня организации и реализации выполнения работ по внедрению целям и требованиям СУ. Нужно также осуществить комплексную оценку фактической эффективности всех реализованных мероприятий. Кроме того, результаты данных этапов служат первичным исходным материалом для дальнейшего совершенствования РП СУ. Одним из результатов функционирования системы может стать, например, получение сертификата на систему УК и каждый из видов выпускаемой продукции. Для этого в составе работ по реализации системы должна была быть предусмотрена подготовка соответствующего комплекта документации и выполнен определенный комплекс работ по организации проведения сертификационных работ на предприятии.

Совершенствование СУ может осуществляться за счет:

  • улучшения функционирования всех элементов данной системы;
  • проектирования новых элементов системы и соответствующей разработки и введения в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов).

Включение новых элементов в СУ может  осуществляться в связи с постановкой  новых целей и задач системы, обусловливаемых изменением, например, спроса, потребностей, цен и ситуации на рынках сбыта. Одним из важнейших  направлений совершенствования  СУ российских предприятий в настоящее  время выступает автоматизация  процессов управления. Это направление  может существенно повысить оперативность и качество управления, так необходимого при производстве и сбыте продукции в условиях рыночных отношений.

Следует отметить, что непереоценимое значение в условиях рыночных отношений приобретают вопросы исследования СУ в процессе их совершенствования. При этом порядок и последовательность работ по совершенствованию для упрощения понимания и реализации следует принять традиционным, т.е. они должны содержать практически тот же состав стадий, этапов и операций, что и при первичном формировании современных СУ. Наряду с адекватными формальными признаками преемственности проведение работ по совершенствованию и развитию систем обусловливает необходимость реализации тех же основополагающих принципов системного управления, что и при первоначальной разработке систем.

  1. Методология исследования систем управления.

 

Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.

Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных  характеристик, к которым относятся: потребность в исследованиях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведения исследований; эффективность исследований; результаты исследований1. Раскроем эти характеристики.

Потребность в исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.

Объектом  исследований является система управления конкретной организации. Для ее изучения необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные инструкции. Положение о подразделениях.

Предметом исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления. При этом предметом исследования является конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований.

Ресурсы - это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.

Эффективность исследований требует соизмерения  затрат на проведение исследований и  полученных результатов.

Результаты  исследований могут быть представлены в различных формах. Это может  быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура.

С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела: теоретический, методический, организационный.

В теоретическом  разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.

Методический  раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора  и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

Организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение  трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления.

  1. Этапы исследования систем при использовании различных методологических подходов

 

Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно  выразить схемой (Приложении Б).

Рассмотрим  эти этапы.

На первом этапе необходимо выявить потребности  в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого  проблема должна быть четко сформулирована.

Под проблемой  понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому. Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов.

Совершенно очевидно, что введение изменений, требующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации.

Совокупность  факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию2. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений) и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).

Внутренние  факторы в наибольшей мере зависят  от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние  портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.

Внешние факторы в меньшей мере поддаются  воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация3. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих решений. Внешние факторы оказывают различное влияние на работу организаций.

Еще одна большая группа внешних факторов, практически не поддающихся управлению менеджерам организации, но оказывающих на деятельность организации косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать. К этой группе факторов относят состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и т.д.

Анализ  ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.

Таким образом, определить проблему - значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет проблему в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система проявляет себя в системах и смежных системах и, главное, какое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения данной проблемы.

При определении  проблемы возникает чисто логическая трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие - подчиненные или производные от нее. Определение главной проблемы позволит правильно сформулировать цель решения задачи.

Определение цели связано с ограничением направлений и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения. По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, накладываемые на функционирование данной системы, представляют собой объективные условия внешней среды или являются целями и понуждающими связями некоторой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда ограничения для данной системы являются проявлением нерешенных проблем в более общих системах.

Итак, на первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.

Содержание  второго этапа - закономерное продолжение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объектом исследования является система управления организации, а предметом - выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную работу организации.

На третьем  этапе необходимо выбрать методологию  проведения исследования, под которой  понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

На четвертом  этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся  ресурсов и целей исследования.

Шестой  этап заключается в организации  проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

Иногда  процесс исследования конкретного  объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуемой) моделью системы управления, часто называемой эталоном. Этапы проведения исследования в соответствии с эталонной моделью представлены на схеме (Приложение В).

  1. Методы исследования систем управления.

 

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными  методами исследования.

Методы  исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное  применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Информация о работе Стадии, этапы и методика проведения исследования систем управления