Стадии, этапы и методика проведения исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2012 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования, проведенного в курсовой работе – определить эффективность исследовательских работ на всех стадиях и этапах исследования систем управления. Задачи, решаемые при проведении исследования, состоят в изучении и рассмотрении существующих стадий и работ, проводимых на всех этапах исследования систем управления с использованием различных методологических подходов. В процессе подготовки работы были изучены и проанализированы соответствующая научная литература и отечественная и зарубежная практика.

Содержание

Введение 3
1. Состав стадий и этапов исследования систем управления 6
1.1. Общие положения 6
1.2. Состав стадий и этапов 7
2. Состав и особенности работ на основных этапах исследования систем управления 9
2.1. Состав работ на основных стадиях и этапах исследования 9
2.2. Содержание исследовательских работ на подготовительной стадии 10
2.3. Порядок проведения исследований по созданию продукции на подготовительной стадии 15
2.4. Содержание работ на исследовательско-проектной стадии 17
2.5. Примерный состав и порядок проведения работ по созданию продукции на исследовательско-проектной стадии 24
2.6. Состав работ на стадии реализации (внедрения) 27
3. Методология исследования систем управления. 29
3.1. Этапы исследования систем при использовании различных методологических подходов 30
3.2. Методы исследования систем управления. 34
Заключение 38
Глоссарий 41
Список используемых источников 44
Список сокращений 45
Приложения 46

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 108.15 Кб (Скачать файл)

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы4.

Первая  группа - методы, основанные на выявлении  и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.

Вторая  группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

  • аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
  • статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
  • теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
  • графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее  распространение в экономике  в настоящее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления статистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л. В. Канторовича, В. В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). Привлекательность этих методов для решения формализованных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих методы математического программирования от методов классической математики.

При стремлении более адекватно отобразить проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно применять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистические закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображении таких ситуаций, как организация ремонта оборудования, определение степени его износа, настройка и испытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений.

В последнее  время с развитием средств  автоматизации возросло внимание к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования сложных технических устройств и комплексов, языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах.

В настоящее  время в экономике и организации  производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации.

К третьей  группе относятся комплексированные  методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика5. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Несколько в стороне стоят методы исследования информационных потоков.

Схема структуризации методов приведена в Приложении Г.

Специалист  по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.

Заключение

 

Исследование  – необходимый элемент любой  деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в  той или иной мере.

Управление, главным содержанием которого является принятие решений, трудно представить  без исследовательской деятельности. По мере развития управления роль и  доля исследований возрастает. Исследование помогает глубже понять ситуацию, определить проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления исследование – важная характеристика профессионализма. Современный  менеджер должен приобретать и осваивать  навыки исследовательской деятельности. И от выбора методов исследования будет завесить достоверность полученных результатов.

Таким образом, важнейшим направлением исследования и развития систем управления должно выступать формирование научного представления о новом управленческом мышлении,  которое бы  было приспособлено  к условиям современного, стремительно изменяющегося мира с одной стороны, и учитывало результаты исследований управленческой деятельности и мышления различных областей науки.

Совершенствование управления – необходимый элемент  развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному –  используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может  дать только научный подход, который  подразумевает исследование объективных  тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов»  изменения обстановки, успехов и  кризиса.

В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения  на должном уровне для обеспечения  выживания, развития бизнеса, общества в целом.

В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую  роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.

Для того чтобы минимизировать риски и  ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель  и менеджер должны постоянно исследовать  и совершенствовать систему управления бизнесом. Поэтому предприниматель, не способный исследовать сам, организовать и финансировать исследование практической проблемы в условиях рынка, чаще разоряется.

Говоря  о практической значимости исследования систем управления, следует учитывать, что в условиях рынка практически  каждый индивидуум в целях выживания и успешной деятельности вынужден чаще всего неформально проводить исследования систем управления, в той или иной сфере и мере, влияющих на его бытие.

Растут  число методов исследований и  объем знаний, накопленных в процессе исследований при разработке целей, маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, контроле и диагностике  систем управления, теории и практике экспериментальных исследований, бухгалтерского учета и аудита.

Усложнение  деятельности предпринимателей и менеджеров приводит к тому, что возможна и  реальна ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться не совместимыми, вступить в конфликт.

Кроме этого  растет степень автоматизации, а, следовательно, и формализации управленческого  труда. Особенно ярко эти тенденции  проявляются в крупных компаниях, холдингах, финансово-промышленных группах, в деятельности государственных  и территориальных органов управления.

Фактически  современный менеджер работает в  рамках автоматизированных систем управления маркетинговыми, конструкторскими, производственными, финансовыми, хозяйственными, учетными процессами.

Субъектам управления становится все более  необходимым:

  • прогнозировать и планировать развитие не только собственного производства, но и связанных с этим глобальных и индивидуальных рисков;
  • для оценки эффективности, затрат, снижения рисков проектировать, проводить и обеспечивать безопасность социально-экономических, рыночных (маркетинговых) и технических экспериментов по испытаниям и сертификации товаров;
  • исследовать затраты и находить пути их уменьшения;
  • исследовать и совершенствовать информационные основы обнаружения проблем, в частности, на основе данных бухгалтерского учета и аудита;
  • устранять недостатки и совершенствовать системы управления общественными и экономическими, технологическими, конструкторскими процессами и др.

Эффективность исследования систем управления определяется выбранными методами исследования. Таким образом, важнейшим направлением исследования и развития систем управления должно выступать формирование научного представления о новом управленческом мышлении,  которое бы  было приспособлено к условиям современного, стремительно изменяющегося мира с одной стороны, и учитывало результаты исследований управленческой деятельности и мышления различных областей науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новые понятия

Содержание

1

2

3

 

1

Анализ

всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путем  рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого исследования; функция управления. Как функция управления анализ представляет собой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включающий творческое изучение, систематизацию, обобщение и опенку информации о структуре, общих и специфических свойствах рассматриваемого объекта. Как правило, это осуществляется с целью определения трудностей и противоречий, движущих сил, возможностей, целесообразных путей развития и совершенствования объекта.

2

Диагностика системы

управления

процесс анализа, поиска ключевых причин, которые мешают организации

достигать поставленных целей

3

Исследование

научный труд: научное изучение; процесс  выработки новых научных знаний; один из видов познавательной деятельности.

4

Изучение системы управления

анализ взаимосвязи и взаимодействия составляющих системы и их вклада

в достижение цели организации

5

Классификация

система соподчиненных понятий (классов  объектов, явлений, характеристик) в  какой-либо отрасли знаний или деятельности

6

Метод

система воспроизводимого способа действия при осознанном использовании правил взаимодействия с предметами или  индивидами для наиболее вероятного достижения намеченной цели в определенной ситуации

1

2

3

 

7

Методология

учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых  в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и  средствах деятельности.

8

Методы управления

способы осуществления управленческой деятельности, воздействия на управляемые объекты с целью достижения поставленных целей.

9

Методы исследования

совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.

10

Модель

аналог реального объекта или  процесса, представлен обычно в виде схемы, знаковой системы, например, математических формул, компьютерных

программ или в другом материале, отличном от материала оригинала

11

Оргпроектирование системы управления

процесс разработки проектов организационных  систем управления. Проектные документы  системы управления организации  в зависимости от назначения и  формы изложения подразделяются на типы. Тип и содержание документа  определяются стадией проектирования и характером конкретного объекта, на который распространяется соответствующий  документ.

12

Системный анализ

совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и подсистем  управления, взаимодействующих между собой для достижения главной и основных целей деятельности предприятия. Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления.

1

2

3

 

13

Ситуационный подход

сочетание известных приемов и  концепций управления с особенностями

ситуаций, в которых организация  осуществляет свою деятельность

14

Структура

1) пропорции и отношения, которые характеризуют экономическое множество, локализованное во времени; 2) модель, т.е. формальное представление ряда отношений, служащих для изучения совокупности явлений

15

Цель управления

желаемый результат состояния  объекта управления, выраженный качественно  и (или) количественно преимущественно с указанием сроков ее достижения, исполнителей и ресурсов.

16

Элемент системы

минимальные составляющие системы, совокупность которых складывается прямо или  опосредованно в систему; предел деления объекта как системы, его собственное строение не принимается  во внимание в данной

систем


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

 

  1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - 519с.
  2. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология. - М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: Политехника, 1991.
  4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - М: ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с.
  5. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.
  6. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: «ДеКА», 2000.
  7. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 1998.
  8. Мациевский С.Э. Исследования систем управления М.: Экономика, 2007,408 c
  9. Мишин В.М. Исследование систем управления. - М.: 2003.
  10. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-е изд. стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 527 с.
  11. Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2003 — 384с.
  12. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Академический Проект,2003. – 352 с.
  13. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  14. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1996.
  15. Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  16. Усмов   А.И.   Системный   подход   и   общая   теория систем. М.: Мысль, 1978.

Список сокращений

 

КРГ – координационно-рабочая группа

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НИР – научно-исследовательские работы

НМД – нормативно-методическая документация

НТД – нормативно-техническая документация

НТИ – научно-техническая информация

ОКР – опытно- конструкторская  разработка

ОТР – опытно-технологическая разработка

РП – рабочий проект

СУ – система управления

ТД – техническая документация

Информация о работе Стадии, этапы и методика проведения исследования систем управления