Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 15:29, курсовая работа
Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. По мере развития производства и научных исследований в области социологии и психологии управления, социологии организации, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности управления.
Введение 3
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства 6
1.2 Морально-психологический климат в коллективе. 16
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе 21
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата
2.1 Характеристика предприятия ОАО НПК "Уралвагонзавод" 26
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе кадров ОАО НПК "Уралвагонзавод" 28
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Проанализировав результаты опроса сотрудников (табл. 4), можно сказать о том, что 66,66 % сотрудников (высокий процент) считают, что для начальника отдела снабжения – Ключерева С.А., характерен директивный стиль управления и лишь 33,34 % (небольшой процент) подчиненных видят в его стиле руководства черты коллегиальности.
Методика 3 (Приложение 3)
Тест на оценку самоконтроля в общении
Тест разработан американским ученым М. Снайдером.
Цель: определение коммуникабельности и умение управлять выражением своих эмоций в коллективе.
Форма проведения: индивидуальная.
При проведении данной методики были получены результаты, которые размещены в таблице 5.
Таблица 5
Оценка самоконтроля в общении
№ вопроса |
Ключерев С.А. |
Аникина Н.В. |
Смирнов О.Б. |
Серебров А.А. |
Кубышка И.А. |
Мусихина О.Н. |
Нуйя А.А. |
1 |
В |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
Н 1 |
В |
2 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
3 |
В 1 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
4 |
Н |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
В |
5 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
В |
В |
6 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
7 |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
8 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
9 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
Н |
В 1 |
10 |
В 1 |
В |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Итого |
4 |
3 |
7 |
7 |
5 |
4 |
1 |
По результатам данной таблицы и результатам подсчета согласно методике можно сказать, что:
1) 0-3 балла – Аникина Н.В., Нуйя А.А. – люди с низким коммуникативным контролем, с устойчивым поведением, способным к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейные.
2) 4-6 баллов – Ключерев
С.А., Кубышка И.А., Мусихина О.Н. - люди
со средним коммуникативным
3) 7-10 баллов – Смирнов О.Б., Серебров А.А. - люди с высоким коммуникативным контролем, легко входящими в любую роль и робко реагирующие не изменения ситуаций.
Для наглядности результаты исследования данной методики оформим в диаграмму (Рис. 16).
Диаграмма оценки самоконтроля в общении
Рис. 16
На рисунке 16 представлены результаты исследования (суммарный показатель) оценки самоконтроля в общении - как составляющую морально-психологического климата коллектива.
Формирующий эксперимент
Второй этап (формирующий эксперимент).
Цель деловых игр: развитие необходимых умений и навыков, таких, как уверенность, оптимизм, внимание, доброжелательность, сдержанность, ответственность, коммуникабельность.
Содержание игры - это всегда осуществление ряда функций: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, развивающей. В игре люди попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему, незаметно для себя выполнять большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе.
Игра активизирует внимание, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.
В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности, происходит усвоение навыков правильного поведения в коллективе. Люди учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.
После каждого из проведенных занятий с использованием игр не надо беседовать с людьми, чтобы выявить положительную реакцию. Можно сразу сказать, что такие занятия пробуждают острое желание включаться в предложенную деятельность.
На втором этапе (формирующий эксперимент. Были использованы тренинговые занятия: «Завязывание и развязывание», «Аромат месяца», «Камуфляж».
Цель: сформировать умение,
создать условия, вызывающие положительные
изменения морально-
Тренинговое занятие 1.
«Завязывание и развязывание»
Цели игры:
В процессе выполнения этого упражнения участники предпримут определенные действия в рамках всей группы по снятию напряжения и/или возрастанию единства, сплоченности группы. Методика и описание проведения приведены в Приложении 4.
Тренинговое занятие 2.
«Аромат месяца»
Цели игры:
В процессе выполнения этого упражнения участники будут осведомлены о тех способах руководства изменениями, которых следует избегать. Методика и описание проведения приведены в Приложении 5.
Тренинговое занятие 3.
«Камуфляж»
Цели игры:
В процессе выполнения участники:
определят три позитивные и три негативные реакции на изменения;
определят ключевую концепцию возможности обучения навыкам как критическую для личного управления изменениями. Методика и описание проведения приведены в Приложении 6.
Второй констатирующий эксперимент.
Третий этап (второй констатирующий эксперимент).
Методика 1
Определение морально-психологического климата в коллективе на конец исследования
Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе в баллах на конец исследования представлены в таблице 6 (Приложение 10). Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе в процентном выражении на конец исследования представлены в таблице 7(Приложение 11).
Дружелюбие
Рис. 17
На рисунке 17 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Согласие
Рис. 18
На рисунке 18 в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Удовлетворенность
Рис. 19
На рисунке 19 в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Увлеченность
Рис. 20
На рисунке 20 в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Продуктивность
Рис. 21
На рисунке 21 в процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Теплота
Рис. 22
На рисунке 22 в процентном соотношении представлены результаты исследования теплоты, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Сотрудничество
Рис. 23
На рисунке 23 в процентном соотношении представлены результаты исследования сотрудничества, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Взаимная поддержка
Рис. 24
На рисунке 24 в процентном, соотношении представлены результаты исследования взаимной поддержки, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Занимательность
Рис. 25
На рисунке 25 в процентном соотношении представлены результаты исследования занимательности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Успешность
Рис. 26
На рисунке 26 в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Составляющие морально-
Риса. 27
На рисунке 27 представлены в процентном соотношении результаты исследования (суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива на конец исследования.
Итоговый показатель
Рис. 28
На рисунке 28 представлены в процентном соотношении результаты исследования (персональный суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива на конец исследования.
Уровень морально-психологического климата в коллективе
Рис. 29
По самооценке в коллективе согласие 66% (средний уровень), дружелюбие 66% (средний уровень), занимательность работы 60% (средний уровень), удовлетворенность работой 71% (средний уровень), взаимная поддержка 67% (средний уровень), увлеченность работой 52% (средний уровень), продуктивность 55 % (средний уровень), успешность 40% (средний уровень), теплота в общении 60% (средний уровень), сотрудничество 59% (средний уровень),
Вывод: таким образом,
уровень морально-
Таблица 8
Уровень морально-психологического климата коллектива в динамике
№ |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1 |
0% |
38% |
62% |
2 |
5% |
95% |
0% |
Методика 2 (Приложение 2)
Определение стиля руководства (на конец эксперимента)
При проведении данной методики на конец эксперимента были получены результаты, размещенные в таблице 9.
Таблица 9
Преобладающий стиль руководства
Стили руководства |
Число опрошенных - 6 чел. |
Директивный |
1 (16,66%) |
Попустительский |
- |
Коллегиальный |
5 (83,34%) |
Преобладающий |
Коллегиальный |
При анализе результатов данной таблицы были выявлены изменения. На конец исследования подавляющая часть коллектива стала считать, что у руководителя преобладает коллегиальный стиль управления.
Методика 3 (Приложение 3)
Тест на оценку самоконтроля в общении (на конец эксперимента)
При проведении данной методики на конец эксперимента были получены результаты, которые размещены в таблице 10.
Таблица 10
Оценка самоконтроля в общении
№ вопроса |
Ключерев С.А. |
Аникина Н.В. |
Смирнов О.Б. |
Серебров А.А. |
Кубышка И.А. |
Мусихина О.Н. |
Нуйя А.А. |
1 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
Н 1 |
Н 1 |
В |
2 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
В 1 |
Н |
3 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н 1 |
4 |
В 1 |
В 1 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
5 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
Н 1 |
В |
6 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
7 |
В |
Н 1 |
Н 1 |
В |
В |
Н 1 |
В |
8 |
В 1 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
9 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
Н |
В 1 |
10 |
В 1 |
В |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Итого |
7 |
6 |
8 |
7 |
7 |
8 |
3 |