Стили руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. По мере развития производства и научных исследований в области социологии и психологии управления, социологии организации, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности управления.

Содержание

Введение 3
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства 6
1.2 Морально-психологический климат в коллективе. 16
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе 21
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата
2.1 Характеристика предприятия ОАО НПК "Уралвагонзавод" 26
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе кадров ОАО НПК "Уралвагонзавод" 28
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа основы менеджмента.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

 

Проанализировав результаты опроса сотрудников (табл. 4), можно сказать  о том, что 66,66 % сотрудников (высокий  процент) считают, что для начальника отдела снабжения – Ключерева  С.А., характерен директивный стиль  управления и лишь 33,34 % (небольшой процент) подчиненных видят в его стиле руководства черты коллегиальности.

 

Методика 3 (Приложение 3)

Тест на оценку самоконтроля в общении

 

Тест разработан американским ученым М. Снайдером.

Цель: определение коммуникабельности и умение управлять выражением своих эмоций в коллективе.

Форма проведения: индивидуальная.

При проведении данной методики были получены результаты, которые  размещены в таблице 5.

Таблица 5

Оценка самоконтроля в общении

№ вопроса

Ключерев С.А.

Аникина Н.В.

Смирнов О.Б.

Серебров А.А.

Кубышка И.А.

Мусихина О.Н.

Нуйя А.А.

1

В

Н 1

Н 1

Н 1

В

Н 1

В

2

Н

Н

В 1

В 1

Н

Н

Н

3

В 1

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

Н

4

Н

В 1

Н

Н

Н

В 1

В

5

Н 1

Н 1

Н 1

Н 1

В

В

В

6

Н

Н

В 1

В 1

В 1

Н

Н

7

В

В

В

В

В

В

В

8

Н

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

Н

9

В 1

Н

Н

Н

В 1

Н

В 1

10

В 1

В

В 1

В 1

В 1

Н

Н

Итого

4

3

7

7

5

4

1


 

По результатам данной таблицы и результатам подсчета согласно методике можно сказать, что:

1) 0-3 балла – Аникина  Н.В., Нуйя А.А. – люди с низким  коммуникативным контролем, с  устойчивым поведением, способным к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейные.

2) 4-6 баллов – Ключерев  С.А., Кубышка И.А., Мусихина О.Н. - люди  со средним коммуникативным контролем,  искренние, но не сдержанные  в эмоциональных проявлениях.

3) 7-10 баллов – Смирнов  О.Б., Серебров А.А. - люди с высоким коммуникативным контролем, легко входящими в любую роль и робко реагирующие не изменения ситуаций.

Для наглядности результаты исследования данной методики оформим  в диаграмму (Рис. 16).

 

Диаграмма оценки самоконтроля в общении

Рис. 16

На рисунке 16 представлены результаты исследования (суммарный показатель) оценки самоконтроля в общении - как составляющую морально-психологического климата коллектива.

 

Формирующий эксперимент 

 

Второй этап (формирующий  эксперимент).

Цель деловых игр: развитие необходимых умений и навыков, таких, как уверенность, оптимизм, внимание, доброжелательность, сдержанность, ответственность, коммуникабельность.

Содержание игры - это  всегда осуществление ряда функций: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, развивающей. В игре люди попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему, незаметно для себя выполнять большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе.

Игра активизирует внимание, вызывает желание не только участвовать  в игре, но и побеждать, а это  вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.

В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности, происходит усвоение навыков правильного поведения в коллективе. Люди учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.

После каждого из проведенных  занятий с использованием игр  не надо беседовать с людьми, чтобы  выявить положительную реакцию. Можно сразу сказать, что такие  занятия пробуждают острое желание  включаться в предложенную деятельность.

На втором этапе (формирующий  эксперимент. Были использованы тренинговые  занятия: «Завязывание и развязывание», «Аромат месяца», «Камуфляж».

Цель: сформировать умение, создать условия, вызывающие положительные  изменения морально-психологического климата коллектива, сближение коллектива, его сплоченность.

Тренинговое занятие 1.

«Завязывание и развязывание»

Цели игры:

В процессе выполнения этого  упражнения участники предпримут определенные действия в рамках всей группы по снятию напряжения и/или возрастанию единства, сплоченности группы. Методика и описание проведения приведены в Приложении 4.

Тренинговое занятие 2.

«Аромат месяца»

Цели игры:

В процессе выполнения этого  упражнения участники будут осведомлены  о тех способах руководства изменениями, которых следует избегать. Методика и описание проведения приведены в Приложении 5.

Тренинговое занятие 3.

«Камуфляж»

Цели игры:

В процессе выполнения участники:

определят три позитивные и три негативные реакции на изменения;

определят ключевую концепцию  возможности обучения навыкам как критическую для личного управления изменениями. Методика и описание проведения приведены в Приложении 6.

 

Второй констатирующий эксперимент.

 

Третий этап (второй констатирующий эксперимент).

 

Методика 1

Определение морально-психологического климата в коллективе на конец исследования

Результаты исследования морально-психологического климата  в коллективе в баллах на конец  исследования представлены в таблице 6 (Приложение 10). Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе в процентном выражении на конец исследования представлены в таблице 7(Приложение 11).

 

 

Дружелюбие

Рис. 17

На рисунке 17 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной  из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Согласие

Рис. 18

На рисунке 18 в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной  из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Удовлетворенность

Рис. 19

На рисунке 19 в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как  одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Увлеченность

Рис. 20

На рисунке 20 в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной  из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Продуктивность

 

Рис. 21

На рисунке 21 в процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной  из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Теплота

Рис. 22

На рисунке 22 в процентном соотношении представлены результаты исследования теплоты, как одной  из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Сотрудничество

Рис. 23

На рисунке 23 в процентном соотношении представлены результаты исследования сотрудничества, как одной  из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Взаимная поддержка

 

 

Рис. 24

На рисунке 24 в процентном, соотношении представлены результаты исследования взаимной поддержки, как  одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Занимательность

Рис. 25

На рисунке 25 в процентном соотношении представлены результаты исследования занимательности, как  одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Успешность

Рис. 26

На рисунке 26 в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Составляющие морально-психологического климата в коллективе

 

Риса. 27

На рисунке 27 представлены в процентном соотношении результаты исследования (суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива на конец исследования.

Итоговый показатель

Рис. 28

На рисунке 28 представлены в процентном соотношении результаты исследования (персональный суммарный  показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива на конец исследования.

Уровень морально-психологического климата в коллективе

Рис. 29

По самооценке в коллективе согласие 66% (средний уровень), дружелюбие 66% (средний уровень), занимательность  работы 60% (средний уровень), удовлетворенность  работой 71% (средний уровень), взаимная поддержка 67% (средний уровень), увлеченность работой 52% (средний уровень), продуктивность 55 % (средний уровень), успешность 40% (средний уровень), теплота в общении 60% (средний уровень), сотрудничество 59% (средний уровень),

Вывод: таким образом, уровень морально-психологического климата в коллективе на конец исследования равен: высокий - 5%; средний - 95%: низкий - 0%.

 

Таблица 8

Уровень морально-психологического климата коллектива в динамике

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

0%

38%

62%

2

5%

95%

0%


 

Методика 2 (Приложение 2)

Определение стиля руководства (на конец эксперимента)

 

При проведении данной методики на конец эксперимента были получены результаты, размещенные в таблице 9.

Таблица 9

Преобладающий стиль  руководства

Стили руководства

Число опрошенных - 6 чел.

Директивный

1 (16,66%)

Попустительский

-

Коллегиальный

5 (83,34%)

Преобладающий

Коллегиальный


 

При анализе результатов  данной таблицы были выявлены изменения. На конец исследования подавляющая  часть коллектива стала считать, что у руководителя преобладает коллегиальный стиль управления.

 

Методика 3 (Приложение 3)

Тест на оценку самоконтроля в общении (на конец эксперимента)

 

При проведении данной методики на конец эксперимента были получены результаты, которые размещены в таблице 10.

 

 

Таблица 10

Оценка самоконтроля в общении

№ вопроса

Ключерев С.А.

Аникина Н.В.

Смирнов О.Б.

Серебров А.А.

Кубышка И.А.

Мусихина О.Н.

Нуйя А.А.

1

Н 1

Н 1

Н 1

В

Н 1

Н 1

В

2

Н

В 1

В 1

В 1

Н

В 1

Н

3

В 1

В 1

В 1

В 1

В 1

В 1

Н 1

4

В 1

В 1

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

5

Н 1

Н 1

Н 1

Н 1

В

Н 1

В

6

Н

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

Н

7

В

Н 1

Н 1

В

В

Н 1

В

8

В 1

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

Н

9

В 1

Н

Н

Н

В 1

Н

В 1

10

В 1

В

В 1

В 1

В 1

Н

Н

Итого

7

6

8

7

7

8

3

Информация о работе Стили руководства