Стили руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассмотрены демократический, авторитарный, либеральный стили управления.

Содержание

1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 3
1.1 Управленческие идеи менеджмента 3
1.2 Развитие менеджмента как науки 5
1.3 Основные школы управления 6
1.4 Процессуальный, системный и ситуационный подходы к менеджменту 9
2 СТИЛИ РУКОВОДСТВА 11
2.1 Демократический, авторитарный, либеральный стили управления 11
2.2 Формирование эффективного стиля руководства 14
3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура управления РУП «Гомельский ликероводочный завод» 21

Вложенные файлы: 1 файл

15-845_ менеджмент.docx

— 202.36 Кб (Скачать файл)

Рисунок 4 - Демократический стиль управления

Источник: [6]

 

Руководитель с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

Из всего имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций он пассивен — «плывет по течению». Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения.

 

Рисунок 5 - Либеральный стиль управления

Источник: [6]

 

 

 

2.2 Формирование эффективного стиля руководства

 

По данным исследований немецких ученых была выявлена зависимость между результатами труда и стилем руководства.

Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации [8, с. 70].

Рисунок 6 - Эффективность основных стилей работы руководителей

А – авторитарный, B – либеральный, C – демократический

Источник:[8]

 

Все это позволяет сотрудникам выразить себя, приносит удовлетворение, порождает взаимное доверие и создает в коллективе благоприятный морально-психологический климат [2, с. 169].

Более поздние исследования частично подтвердили выводы о том, что авторитарное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократическое. Тем не менее, исследование К. Левина дало основу для дальнейших поисков стиля поведения, способного привести к высокой производительности труда и высокой удовлетворенности подчиненных.

Наибольшую популярность среди концепций поведенческих стилей лидера в последнее время получила управленческая решетка Р. Блэйка и Д. Моутона. Первая «силовая линия» ведет к максимальному объему производства, выражающемуся в разнообразных товарах и услугах. Постоянными целями здесь являются: максимизация прибыли, снижение издержек производства, рост производительности труда, улучшение качества продукции и т.д. [6, с. 91].

Вторая «силовая линия» направлена на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда отвечали его потребностям и желаниям. Хорошее самочувствие и удовлетворение работой – вот вторая группа целей. Между этими «силовыми линиями» есть противоречие.

Рисунок 7 - Управленческая сетка Р. Блэйка

Источник: [10]

 

Так, например, код 9.1 означает стиль управления, ориентированный на производство и уделяющий минимум внимания конкретным работникам. Это «жесткий» администратор, для него главное – высокий производственный результат, а человек – в лучшем случае исполнитель, а по существу никто [6, с. 193].

  1. Таким образом, переходя от одной модели к другой можно заметить их усложнение, включение в рассмотрение все большее количество факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Руководство является до некоторой степени искусством. 
    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

 

Организационная структура управления определяет субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации.

Организационная структура управления (оргструктура управления) представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления [11, с. 127].

Организационная структура органа (аппарата) управления представляет собой единство подразделений, каждое из которых предназначено для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями [11, с. 128].

В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейная, функциональная, штабная.

Линейная структура управления очень проста по своей сути: основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху.

При линейной структуре управления очень четко осуществляется принцип единоначалия. Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются только одному руководителю более высокого уровня управления, вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Данный вид структур характеризуется одномерностью связей: в них получают развитие только вертикальные связи.

Достоинства линейной организационной структуры: [1, с. 60]

• единство распорядительства, простота и четкость подчинения;

• полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;

• оперативность в принятии решений;

• согласованность действий исполнителей;

• получение нижестоящими звеньями согласованных между собой распоряжений и заданий.

В качестве недостатков этого простейшего вида структуры управления можно назвать следующие:

• большая информационная перегрузка руководителя, огромный поток документов, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;

• высокие требования к руководителю, который должен быть высококвалифицированным специалистом, обладающим обширными разносторонними знаниями и опытом по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками;

• структура может быть приспособлена только к решению оперативных и текущих задач;

• структура негибка и не позволяет решать задачи, вытекающие из постоянно меняющихся условий функционирования.

Линейная организационная структура управления применима, как правило, только в низовых производственных звеньях (в группах, бригадах и т. п.), а также на малых предприятиях в начальный период становления.

Функциональная структура базируется на подчиненности по областям управленческой деятельности. Фактически у конкретного подразделения оказывается несколько вышестоящих руководителей. Например, у начальника цеха при такой структуре будут считаться руководителями начальники отделов снабжения, сбыта, планирования, оплаты труда и т. д. Но каждый из этих руководителей имеет право воздействовать на подчиненного только в рамках своей области деятельности.

При функциональной структуре подразделения выделяются в зависимости от конкретных обязанностей и задач. Если размер организации значителен, то функциональные подразделения, в свою очередь, подразделяются на более мелкие структуры - вторичные подразделения.

Преимущества функциональной структуры: эффективность управления за счет высокой специализации персонала, централизованный контроль за стратегическими решениями, дифференциация и делегирование текущих управленческих решений. Недостатками этой структуры являются трудности при координации подразделений, ограниченная возможность для развития менеджеров, узкая специализация персонала [4, с. 59].

Линейно-функциональная (штабная) структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры отражены в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1. - Преимущества и недостатки штабной структуры управления

Преимущества

Недостатки

  • более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников.
  • освобождение линейных менеджеров от глубокого анализа проблем.
  • возможности. привлечения консультантов
  • отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне между производственными отделениями.
  • недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации.
  • чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.

Источник: [7]

 

Рассмотрим структуру управления на примере РУП «Гомельский ликероводочный завод» (приложение А). Стуктура управления РУП носит линейно-функциональный характер.

Все службы предприятия: техническая, финансовая, сбытовая, снабженческая, маркетинговая, производственно-технологическая - централизованные. Генеральный директор осуществляет общее руководство и контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и организацией его работы. Руководство по функциям осуществляют главный инженер, заместители генерального директора по экономике, по коммерческим вопросам, по капитальному строительству. Руководство вспомогательными отделами осуществляют главный инженер. Заместитель главного механика руководит работой механического цеха и цеха механизации, работой всех служб электрохозяйства, по теплохозяйству - работой всех служб отопления, водоснабжения, вентиляции.

Непосредственное руководство цехами осуществляется линейными руководителями на различных уровнях управления.

Проведенный анализ разновидностей организационных структур иерархического типа показал, что существуют разнообразные, гибкие, адаптивные структуры управления, приспособленные к динамичным изменениям и требованиям производства. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Афоничкина, А.И. Основы менеджмента/Под ред. А.И. Афоничкина. - СПб.: Питер, 2007. - 528 с.
  2. Веснин, В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./ В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
  3. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.
  4. Глухов, В. В. Менеджмент: Учебник для вузов/ В.В. Глухов. - 3-е изд. СПб.: - Питер, 2008. - 608 с.
  5. Голиков, В.Д. Менеджмент. Учебное пособие./В.Д. Голиков. - Уфа: УГАТУ, 2007. - 641 с.
  6. Дорофеева, Л.И. Менеджмент: Учебник для студентов./ Л.И. Дорофеева, М.В. Бгашев. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.– 403 с.
  7. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие/Н.И. Кабушкин. - 11-е изд. исправл. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с.
  8. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие/ Е. Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 304 с.
  9. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ./Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007. – 493 с.
  10. Михалева, Е.П. Менеджмент. Конспект лекций./ Е.П. Михалева. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 192 с.
  11. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб./ М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 330 с.
  12. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник/ З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.

Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие/А.М. Чуйкин. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 2005. - 106 с. 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура управления РУП «Гомельский ликероводочный завод»

 

Рисунок А1 - Организационная структура управления РУП «Гомельский ликероводочный завод»

Источник: [собственная разработка автора]

 


Информация о работе Стили руководства