Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:04, контрольная работа
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, то есть лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Введение
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, то есть лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Самой большой ценностью в любой организации, на любом предприятии являются люди, поведение которых непредсказуемо для управления. Все это актуально по отношению к не только промышленным и торговым организациям, но и к любой оперативной деятельности, вне зависимости от конечной цели этой деятельности – получение прибыли или другого результата, относится она к производству или к работе в правительстве. Только люди являются фактором, который определяет целостность и непоследовательность в характере любого вида деятельности. Только убежденными людьми, действующими в определенном культурном и историческом контексте, их поведением деятельность организаций приводиться в движение. Они управляются не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, преследуя свои цели, применяя умственные способности, инстинкты и эмоции, таким человеком и является менеджер.
Термин «менеджмент»американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Его заменил термин «управление». Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, разным сферам деятельности, органам управления. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении некоммерческих организаций.
Основное содержание деятельности
менеджера – это управление, руководство
людьми и это является главной
особенностью профессии менеджера.
Управление выступает как важнейший
и наиболее эффективный в современном
мире способ осуществления власти.
В общем случае власть – это способность
и возможность осуществлять свою волю,
оказывать определяющее влияние на поведение
и деятельность отдельных людей и их групп
с использованием авторитета, права, насилия,
денег и т.д. В свою очередь, наличие власти
является необходимым условием эффективного
руководства.
Глава 1. Менеджер в системе управления.
1.1 Сущность деятельности менеджера
В условиях современного конкурентного рынка от личности менеджера, от уровня его квалификации и особенно от стиля и направленности его деятельности во многом зависят и темпы, и качество, и прибыльность производства. Для малых и средних предприятий роль личности менеджера является ключевой.
Менеджер – представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
К менеджеру, в первую очередь, предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нем должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. Сейчас на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
В наше время интеллектуальные компоненты любого вида деятельности преобладают над физическими. Поэтому подчиненных нужно побуждать работать не только физически, но, главным образом, умственно. И надо помнить, что никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески если он этого не хочет сам. Принуждением эффективно управлять нельзя.
Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Руководитель – это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.
Среди требований, предъявляемых к менеджеру, на первый план ставится умение управлять людьми. Поэтому он должен в совершенстве знать своих прямых подчиненных, особенно их возможности выполнять порученное дело. Менеджер должен иметь гражданское мужество избавиться от неспособных или нерадивых работников.
Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненным, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антимонопольное законодательство, налоговую политику и др.
Организационно-технический аспект менеджмента включает оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль над действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждений людей, осуществляющих эту работу.
Выделяют три наиболее важных принципа менеджмента:
Различают три стадии менеджмента: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. За каждой из них закреплены определенные виды деятельности.
Стратегическое управление – это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование будущего состояния и развития организации) и перспективное планирование. Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры (и нужных ресурсов) и руководство (воздействие на непосредственных исполнителей в созданной структуре).
Контроль включает проверку и анализ результатов на пути достижения цели, неиспользованных резервов производства.
Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, то есть взаимосвязь их во времени и пространстве. Обеспечение прибыльности, а значит эффективности работы всех подразделений предприятия - главная задача менеджмента. Она включает в себя рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.
Помимо уже упомянутых
выше организаторских качеств
Степень развития этих качеств в человеке служит основой определения профессиональной пригодности работников к руководящей должности. Практика показывает, что качества, которые дают возможность руководить совместной деятельностью людей, существуют вне связи с производственным опытом специалистов и могут быть оценены заранее. Выделяются следующие организаторские способности:
Адаптационная мобильность – склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание, предприимчивость.
Контактность – общительность, экстровертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.
Стрессоустойчивость – интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.
Доминантность – властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой; готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; смелость, волевой характер.
Типы общения подразделяются на слабовольный, агрессивный и социально-адекватный. Каждый тип общения реализует соответствующий стиль руководства; слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраненный, агрессивному - автократический, социально-адекватному - демократический тип руководства. Наблюдение за поведением руководителя вовремя его постоянных контактов с подчиненными и другими людьми дают возможность оценить присущий ему тип общения и прогнозировать характерный для него стиль управления.
В управлении производством
менеджер более важен, чем ученый.
Менеджер может быть менее образованным,
чем ученый, но зато он должен обладать
таинствами управления как искусства
в силу своих личных качеств, таланта,
опыта, навыков и здравых суждений.
Качества менеджера, умноженные на научные
знания, дают возможность добиться
эффективных результатов в
Необходимо понять, что управление,
менеджмент – это самостоятельная область
знаний, требующая глубокого, вдумчивого
и последовательного освоения. Это не
просто отдельная дисциплина, это междисциплинарная
область знаний, которую многие теоретики
называют "управленческая мысль"
и которая сочетает в себе науку и опыт,
приумноженные управленческим искусством.
В настоящее время на управленческую мысль
влияют достижения многих наук. Развитие
управления в конце XX в. и осуществляется
под воздействие этого влияния для решения
главной проблемы – как добиться желаемых
результатов путем согласования действий
многих людей, производящих материальные
блага, оказывающих услуги и использующих
многообразные ресурсы.
1.2 Сущность ролевых функций менеджера
Работа менеджеров также
имеет много общих
Общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации и именно это определяет их служебное поведение (роль), заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.
В организации менеджеров традиционно разделяют по трем уровням управления — оперативный, административный и стратегический. Независимо от принадлежности к уровню и индивидуальному стилю управления, менеджер должен владеть тремя основными умениями: ставить цели, объединять людей и обеспечивать достижение результата. В дополнении к этому ролевой подход должен обеспечить сочетаемость индивидуального поведения и используемого в работе инструмента, а также социальной динамики и применяемой в организации технологии.
Менеджер как актер
Менеджмент, как и актерское мастерство, основывается на действии, влиянии на других людей. Игра менеджера, как и актера, заключается не в физическом напряжении, не в громкости и напряжении в голосе. Его игра направлена прежде всего на работников для достижения цели и повышения эффективности организации, при одном условии, что он должен доверять своим чувствам и своей игрой вселять уверенность и стремление к цели. Необходимо не играть роли, а создавать реальное ощущение на основе непосредственного эмоционального участия.
Информация о работе Стиль и ролевая направленность деятельности менеджера