Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:26, контрольная работа
Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Введение…………………………………………………………………..…………..2
1. Стиль руководства: понятие и факторы формирования………………….….3
1.1.Понятие стиля руководства………………………………………………. ..3
1.2.Факторы формирования стилей………………………………………………..4
2. Классификация стилей руководства…………………………………………..6
2.1.Одномерные стили руководства…………………………………………...6
2.2.Многомерные стили руководства……………………………………......11
2.3. Ситуационный подход к стилям руководства………………………..18
3 . Отличие мужского и женского стиля руководства………………………20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………….25
АВТОРИТАРНЫЙ (директивный, автократический) |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (коллегиальный, кооперативный) |
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ (не вмешивающийся, анархический, попустительский) |
1. ПОЛНОМОЧИЯ. | ||
Все
сосредоточивает у себя (чрезмерная централизация |
Делит с работниками. |
Предпочитает действовать по указанию сверху. |
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. | ||
Замыкает на себе. |
Делит с подчиненными. |
Старается уменьшить свою ответственность. |
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. | ||
Принимает и отменяет единолично. |
Привлекает подчиненных к подготовке и принятию решений. |
Обходит решение, постоянно откладывает или перекладывает на других. |
4. ОТНОШЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОДЧИНЕННЫХ. | ||
Навязывает свое мнение, пресекает мнения, взгляды, идеи, противоречащие руководству. |
Предоставляет и поощряет самостоятельность подчиненным, соразмерную их квалификации и выполняемым функциям. |
Предоставляет подчиненных самим себе; Сам несамостоятельный (легко поддается влиянию извне). |
5. МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА. | ||
Чаще приказывает, понуждает, принуждает; часто делает замечания, использует свое волевое давление; исключение методов убеждения, разъяснения, просьбы. |
Чаще обращается за советом, убеждает, стимулирует, служит примером вежливости. |
Уговаривает, чаще просит, запугивает на словах; выполняет преимущественно функции представительства. |
6. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ. | ||
Вмешивается в действия подчиненных, мелочно опекает, придирается несправедливо. |
Чаще отмечает успехи, хвалит исполнителей, обеспечивает справедливую оценку труда подчиненных. |
Контролирует от случая к случаю, стихийно, система контроля отсутствует. |
7. ХАРАКТЕР ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ. | ||
Не позволяет давать совет, груб и несправедлив в замечаниях. |
Регулярно советуется, прислушивается к мнению коллег, справедливо требует. |
Подчиненные чаще дают советы, требует не регулярно. |
8. ОТНОШЕНИЕ К КРИТИКЕ. | ||
Отрицательное, не признает критики в свой адрес. |
Нe обижается, адекватно реагирует, всегда прислушивается. |
Критику выслушивает, но недостатки, поведение не корректирует, работу не исправляет. |
9. ОТНОШЕНИЕ К НОВОВВЕДЕНИЯМ. | ||
Консервативен, признает только свою инициативу. |
Новатор, поддерживает инициативу других. |
Избегает всяческих начинаний, боится инициативы. |
10. КОНТАКТ С ПОДЧИНЕННЫМИ. | ||
Сознательно ограничивает контакты с подчиненными, держит их на расстоянии. |
Общается регулярно, информирует о проблемах. |
Испытывает трудности в общении, общается от случая к случаю, без особого желания. |
11. ТАКТ В ОБЩЕНИИ. | ||
Обращается, не считаясь с нормами морали, груб, унижает личность. |
Вежлив, доброжелателен, не унижает достоинство личности, уважительное отношение к людям. |
В общении равнодушен, не видит личности. |
12. ОЦЕНКА СЕБЯ. | ||
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу, отказывается от само корректировки, сниженный самоконтроль. |
Ничем не обнаруживает превосходства, не противопоставляет себя коллективу, адекватная самооценка. |
Терпит позицию зависимого , и идет на поводу у подчиненных. |
13. ПРОДУКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРИ | ||
Снижается |
Не хуже |
Лучше |
Сравнительная характеристика трех основных стилей руководства
В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными и степенью свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Отражением этого являются "многомерные" стили управления, представляющие собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.
Первоначально сложилась идея "двумерного" стиля управления, основывающегося на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой — на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет раскрыть свои способности.
Наиболее простое сочетание этих подходов демонстрирует так называемая "управленческая решетка" Р. Блейка и М Муттона, изображенная на схеме. Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отобразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на "решетке", характеризующее применяемый им на практике стиль управления.
В результате руководитель, ориентация которого в каждом направлении оценивается одним баллом, попадает на поле 1.1., пребывание на котором свидетельствует о том, что он в равной мере не уделяет внимания ни первому, ни второму подходам. Понятно, что при таком отношении к делу он долго на своем посту продержаться не сможет.
Руководитель, занимающий поле 1.9., главное внимание уделяет людям, созданию и упрочению коллектива, благоприятного морально-психологического климата и творческого настроя в нем, считая, что таким способом можно достичь высоких результатов даже при отсутствии внимания к организационно-техническим условиям. Зачастую такой подход вовсе не является признаком однобокости, Поскольку во многих организациях, например, в научных коллективах, основа успеха состоит именно в этом.
Ориентация на создание коллектива и налаживание отношений |
9 |
1.9.Максимум внимания людям: |
9.9.Максимум внимания людям и
организационно-техническим | |||||||
8 |
||||||||||
7 |
||||||||||
6 |
5.5..Максимум внимания людям |
|||||||||
5 |
||||||||||
4 |
||||||||||
3 |
||||||||||
2 |
1.1.Минимиу внимания людям и
организационно-техническим |
9.1.Минимиу внимания людям: | ||||||||
1 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
Ориентация на создание организационно-технических условий |
Схема 1. «Решетка управления» Р.Блейка и М.Муттона
Руководитель с поля 9.1., наоборот, основное внимание уделяет организационно- технической стороне дела, мало внимания обращая на отдельных людей и коллектив в целом. Но и здесь в основе такого стиля могут лежать объективные обстоятельства, например, технологические процессы, в которых роль взаимоотношений работников и их коллективных действий минимальна.
Руководитель, находящийся на поле 5.5. примерно поровну делит свои "привязанности" между людьми и организационно-техническими факторами производства. Он твердо стоит на ногах во всех сферах управленческой деятельности, однако не хватает с неба звезд.
И, наконец, руководитель, позиции которого характеризуются баллами 9.9. создает команду единомышленников, способных на любые дела. Здесь совместно определяются цели деятельности, совместно создаются благоприятные условия для их осуществления и самореализации людей.
Пользуясь "управленческой решеткой", можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к ее замещению.
В современных управленческих концепциях западных специалистов делается попытка осуществить иные комбинации подходов, формирующих стиль управления. Так, считается, что авторитарные методы руководства, содержащие в себе опасность культа личности руководителя, в большей степени сочетается с подходом, ориентированным на создание благоприятных организационно-технических условий производства, а демократические, раскрепощающие людей, с подходом, ориентированным на создание и укрепление коллектива.
Быстрый же уход от авторитарного стиля руководства может привести людей в состояние растерянности, ничуть не улучшив ситуации. Правда, это в большей мере свойственно коллективам низового уровня; в верхних же эшелонах имеет место обратная картина, когда раскрепощение людей приводит к росту производительности и сокращению текучести кадров.
По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить4.
В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций:
Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать. В противоположном случае, когда, наоборот, — все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше ориентироваться на решение организационно-технических проблем, отодвинув вопросы создания коллектива и налаживания человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает единство целей, оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.
В данной ситуации не нужно тратить время на налаживание отношений, руководитель может придерживаться авторитарного стиля, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же. Первое люди могут воспринять с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся сотрудничать с руководителем вовсе.
Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителе на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными5.
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути. Естественно, что руководитель при этом должен быть правдивым и не обещать то вознаграждение, которое организация не в состоянии будет предоставить.
Модель Митчела и Хауса включает в себя четыре стиля управления, использование которых предопределяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию.
Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки", аналогичный стилю, ориентированному на налаживание человеческих отношений. Когда сотрудника стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать так называемый "инструментальный" стиль, сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут ах достичь, применяется сталь, ориентированный на "достижение", когда руководитель перед ними ставит посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
Стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, по мысли Митчела и Хауса, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.
В неоднозначных ситуациях, как считают авторы, лучше использовать "инструментальный" стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом указаниями нельзя злоупотреблять, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль6.
В соответствии с ситуационной теорией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
В свете этого Херсли и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за результаты своей работы сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, предпочтителен стиль руководства, сочетающий в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, с одной стороны, и на коллективность — с другой. Здесь руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать7.
Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
Информация о работе Стиль руководства: понятие и факторы формирования