Стратегии конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Предметом работы являются стратегии конкуренции.Объектом является стратегии конкуренции в сфере размещения.
Главной целью курсовой определить и охарактеризовать основные моменты и особенности базовых стратегий конкуренции в сфере размещения.
В связи с главной целью курсовой были определены следующие задачи:
1) ознакомится с соответствующей литературой;
2) собрать и проанализировать материал.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент стратегия конкуренции.docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Предметом работы являются стратегии конкуренции.Объектом является стратегии конкуренции в сфере размещения.

Главной целью курсовой определить и охарактеризовать основные моменты и особенности базовых стратегий конкуренции в сфере размещения.

В связи с главной целью  курсовой были определены следующие  задачи:

1) ознакомится с соответствующей  литературой;

2) собрать и проанализировать  материал.

Актуальность: ни одно предприятие  не может достичь превосходства  над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам  его продвижения на рынке. Необходим  выбор приоритетов и выработка  стратегии, в наибольшей степени  соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических  действий на рынке стратегия конкуренции  должна быть направлена на обеспечение  преимуществ над конкурентами в  долгосрочной перспективе, оцениваемой  в 3-5 лет.

Конкурентный анализ включает два основных этапа:

• определение главных  конкурентных сил в отрасли;

• формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.

Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы  бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных  сил конкуренции и вариантов  конкурентных стратегий.

 

Глава 1. Конкуренция

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.

По определению, рынок - это  организованная структура, в которой  существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом  называется количество товара, которое  потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают  по определенной цене) устанавливаются  и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere –  сталкиваться, состязаться).

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Аналогично определяется конкуренция между потребителями  как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти  других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и  о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, информацию через рекламу.

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической  теории рыночных отношений. Конкуренция  проявляется на всех уровнях капиталистической  экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые  формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».

Экономический успех (а часто  и выживание) субъекта рыночной экономики, в-первую очередь, зависит от того, насколько  хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько  он готов к конкурентной борьбе.

Вот почему интересно рассмотреть  понятие конкуренции, ее отражение  в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность  предприятий России.

Сущность конкуренции, условия  её существования

Термин «конкуренция»  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция  определяется следующим образом. «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько  альтернативных направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся  между собой за право распоряжаться  этим благом».

Конкуренция – соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, услуг. Такое столкновение неизбежно и  порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих  права юридического лица), поставляющих товары и услуги на рынок;

б) Свобода вхождения предприятия  на рынок и выхода из него;

в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и  того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Функции конкуренции.

Функция регулирования. Для  того чтобы устоять в борьбе, предприниматель  должен предлагать изделия, которые  предпочитает потребитель (суверенитет  потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в  те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция  не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет  распределять доход среди предприятий  и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это  отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция  ограничивает и контролирует экономическую  силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет  покупателю возможность выбора среди  нескольких продавцов. Чем совершеннее  конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции  призвана заботиться о том, чтобы  конкуренция могла выполнять  свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области  конкуренции предполагает, что:

  • технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
  • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
  • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

 

Глава 2. Пять сил конкуренции по М.Портеру

Доля рынка, уровень прибыли  фирмы определяются тем, насколько  эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам (рис. 1)

  • проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
  • угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
  • компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
  • воздействию продавцов (поставщиков);
  • воздействию покупателей (клиентов).

1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

  • экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
  • дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);
  • потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых инвестиций в российскую туристскую отрасль;
  • издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
  • необходимость создания новой системы каналов распределения.
  • политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.

2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

Препятствиями на пути товаров-субститутов  могут стать:

  • проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
  • рекламные атаки на потребителей. Так, производители шоколадных конфет и батончиков, чувствуя угрозу со стороны субститутов - сухих смесей для легких завтраков, разворачивают агрессивную рекламную кампанию своих изделий;
  • и производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
  • улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.

Информация о работе Стратегии конкуренции