Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:19, курсовая работа
Предметом работы являются стратегии конкуренции.Объектом является стратегии конкуренции в сфере размещения.
Главной целью курсовой определить и охарактеризовать основные моменты и особенности базовых стратегий конкуренции в сфере размещения.
В связи с главной целью курсовой были определены следующие задачи:
1) ознакомится с соответствующей литературой;
2) собрать и проанализировать материал.
3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
Один из вариантов метода
сравнительных преимуществ
Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.
Гибкость и приспособляемость
составляют основу конкурентной стратегии.
Тип, очень характерный для
Патиенты (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.
Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) - гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.
Эксплеренты (скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.
4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами. Сильные поставщики могут:
Сила поставщиков определяется:
5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
Сила покупателя зависит от:
Глава 3. Стратегии конкуренции
Стратегия предприятия (управленческий инструмент, установка) — интегрированная модель действий, направленных на достижение целей предприятия. По форме она может представлять собой документ; по сути и содержанию — это свод правил принятия решений, используемый для направления деятельности предприятия. Если миссия определяет глобальную цель предприятия, то стратегия является инструментом достижения цели предприятия, предписывающим, определяющим направление и характер движения, путь к достижению цели. На основе стратегии распределяются ресурсы между выбранными сферами деятельности предприятия, а для ее осуществления необходима соответствующая программа.
Программу можно рассматривать
как набор проектов, каждый из которых
представляет собой задание с
указанием целей по времени, затратам
и результатам. Программа начинается
в точке, в которой цель каждой
сферы деятельности уже сформулирована,
а ресурсы распределены, и заканчивается
в точке достижения цели или решения
о прекращении работы в данной
сфере и перераспределении
В настоящее время существует
множество классификаций
Стратегия низкоценового
производителя предполагает экономию
на масштабах производства и характерна
для поведения крупных компаний
в устойчивых сферах деятельности.
Стратегия дифференциации строится
на изменении элементов товара и
его сопровождения для
Особенности базовых стратегий конкуренции связаны с двумя показателями экономической деятельности фирмы — эффектом масштаба и эффектом освоения. Первый из них отражает зависимость удельной себестоимости произведенной продукции (издержек на единицу) от объема выпуска. До определенного значения величины объема выпуска она убывает, затем возрастает, т.е. имеет минимум. Эта зависимость называется производственным эффектом масштаба.
Кроме того, удельная себестоимость
может снижаться по мере увеличения
объема произведенной продукции
в зависимости от уровня ее освоения
производителем — это так называемый
производственный эффект освоения. Для
его описания используют «коэффициент
освоения», показывающий, насколько
процентов снижается удельная себестоимость
при каждом удвоении объема произведенной
продукции до достижения конечной величины,
после которой наступает
Аналогичные эффекты наблюдаются и в сфере маркетинга. Функция зависимости удельных затрат на продвижение и сбыт товара от объема реализации в общем случае до определенного значения величины объема реализации убывает, затем начинает возрастать. Такой вид функции определяется фактором, так называемого маркетингового эффекта масштаба. Существует также маркетинговый эффект освоения, по своей природе аналогичный производственному эффекту освоения.
В сфере тур услуг производственный эффект масштаба имеет место в случае увеличения спроса на определенные туры и необходимости поиска новых партнеров либо приобретения в собственность каких-либо дополнительных ресурсов (гостиниц, транспортных средств, фирм по производству продуктов питания и т. д.). Эффект производственного освоения для турфирмы проявляется при введении новых туров и переходе, например, от тестовых продаж к групповому обслуживанию.
Совокупные удельные производственные затраты и затраты на продвижение и сбыт (как функция объема реализованной продукции) определяются посредством суммирования соответствующих статей затрат.
Наряду с этим необходимо
учитывать тот факт, что каждый
рынок товара (тура, отдельной услуги)
с определенным функциональным назначением
может быть сегментирован. При этом
для большей части сегментов
справедливо утверждение: емкость
сегмента обратно пропорциональна
цене (коррелирующей с качеством)
товара сегмента. На границах сегмента
могут иметь место так
Стратегия минимизации издержек предполагает выбор такой «рабочей точки» на стратегической кривой 1-го порядка, в которой значение функции минимально.
Стратегия фокусирования связана с работой в такой «рабочей точке» на стратегической кривой 2-го порядка, где:
Стратегия дифференциации ориентирована на выбор таких «рабочих точек», которые близко расположены друг к другу на отраслевой кривой 2-го порядка.
Стратегия инноваций предполагает изменение параметров стратегических кривых, а затем — выбор рабочих точек.
Рассмотрим преимущества и недостатки каждой из наиболее распространенных стратегий.
3.1 Стратегия минимизации издержек
Факторы, благоприятствующие применению стратегии минимизации издержек:
Преимущества стратегии минимизации издержек отчетливо проявляются в модели пяти сил конкуренции (см. гл. 2). По отношению к прямым отраслевым конкурентам организация, имеющая минимальные издержки, при прочих равных условиях обеспечивает более высокую рентабельность продаж. У такой организации есть шансы завоевать максимальную в отрасли рыночную долю (при отсутствии таковой) за счет большей рентабельности. По отношению к покупателям эта организация также имеет сильные позиции, так как на рынке никто, кроме нее, не может предложить более низкие цены в долгосрочном периоде.
В отношении поставщиков в рамках модели ничего конкретного сказать нельзя, поскольку в отдельных случаях минимальные издержки могут в значительной мере достигаться за счет благоприятных отношений с поставщиками; с другой стороны, организация может сильно зависеть от последних, так как они осознают, что в значительной мере определяют успех выбранной организацией стратегии минимизации издержек. Однако, если доля организации значительно превосходит таковые у других отраслевых организаций, она может до определенной степени диктовать поставщикам свои условия.