Стратегии поведения в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 09:06, реферат

Краткое описание

Невозможно представить себе жизнь любого человека без конфликтов, свободную от каких-либо серьезных переживаний, разногласий, недопониманий. Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на протяжении всей жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Понятие конфликта……………………………………………………..3
Понятие и структура конфликта…………………………………...3
Этапы прохождения конфликта……………………………………5
Причины и функции конфликтов………………………………......6
Стратегии поведения в конфликте:……………………………………7
Принуждение………………………………………………………..7
Уход……………………………………………………………….…8
Уступка…………………………………………………………...…9
Компромисс……………………………………………………..….10
Сотрудничество…………………………………………….……...11
Заключение………………………………………………………………..13
Литература……………………………………………………………...…14

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

В первом случае конфликт может исчерпаться, а во втором случае он может иметь рецидив.Таким образом, данная стратегия может использоваться, если:исход не столь важен для вас поэтому на него не стоит тратить силы;у вас тяжелый день, а решение этой проблемы возможно вызовет дополнительные неприятности;ситуация накалилась до предела и вам хочется охладить ее скорее;вы хотите выиграть время, чтобы найти информацию или заручиться поддержкой;у вас мало времени для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;вы знаете, что не можете, или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;вы чувствуете, что у другие сильнее вас.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

    1. Уступка

Личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта. Оценка личных интересов низкая, а чужих – достаточно высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки приносит свои интересы в жертву интересов оппонента.

Стратегия уступки в некотором смысле сходна со стратегией принуждения, которая заключается в выборе между значимостью предмета конфликта и важностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки мы видим направленность на межличностные отношения.Анализируя данную стратегию, важно отметить, что:в такой стратегии видна тактика решительной борьбы за победу. Уступка – это своеобразный шаг к достижению целей; данная стратегия может быть основной для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. Особенно, это свойственно конфликтной личности «бесконфликтного» типа. Из-за этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.Уступка может явиться причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не поможет в  разрешении конфликта; Иными словами, данный стиль можно применять, когда:вы хотите сохранить мир и добрые взаимоотношения;вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;у вас недостаточно власти или мало шансов на победу;вас не особенно волнует случившееся;вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям;важнее сохранить отношения, чем отстаивать собственные интересы.

Важно знать, что стратегия уступки оправданна только в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В таком случае она ведет к временному затишью и является значительным шагом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

 

    1. Компромисс

 

Компромиссную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки.

Стратегия компромисса способствует положительному развитию межличностных отношений. При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:компромисс не может рассматриваться как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка - это этап на пути поиска приемлемого решения проблемы; компромисс может и исчерпать конфликтную ситуацию. Такое возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, двое рабочих претендовали на место, которое будет свободно через год. Но спустя несколько месяцев эту должность сократили, и конфликт был исчерпан; Существует активная форма и пассивная форма компромисса. Активная форма компромисса проявляется в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс - отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе, перемирие может быть обеспеченно бездействием субъектов конфликтного взаимодействия. Именно отсутствие своеобразных «сражений» в нашем примере дало возможность сотрудникам не разрушить их взаимоотношения; Мнимыми условия компромисса могут быть, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.Можно сказать, что данная стратегия используется, когда:сила власти у сторон одниковая, а интересы взаимоисключающие;вам хочется быстро решить все, так как у вас нет времени;вы не требуете сверхточного решения;кратковременная выгода – это то, что нужно;остальные подходы оказались недейственными;компромисс позволит сохранить отношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Мне кажется, что у понятия компромисс есть близкое по значению слово - консенсус. Их роднит то, что они оба отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия, поэтому при анализе и обсуждении стратегии компромисса важно знать такие опоры, как социальные правила и механизмы достижения консенсуса.

 

    1. Сотрудничество

 

Личность, пользующаяся данной стратегией, на одинаково высоком уровне оценивает интересы соперника и свои собственные. Основа данной стратегии – баланс интересов и признание ценности межличностных отношений.

Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет очень важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве невозможно и говорить. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.То есть данный стиль можно использовать, когда:для сторон очень важен исход спора, и поэтому никто не собирается уступать;ваши взаимоотношения длительные и прочные;вы имеете в запасе время на решение проблемы;вам известны пожелания оппонента относительно этой проблемы;стороны способны не только слышать, но и слушать друг друга;стороны предпочитают на равных условиях решать решение проблемы.

Стратегия сотрудничества заключает в себе все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), которые играют лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта.

Стратегия сотрудничества, будучи одной из самых сложных стратегий,  показывает желание оппонентов вместе решить существующую проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из изложенного можно сделать вывод, что ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не является наилучшей - каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни. Напротив, если же человек преимущественно использует только одну или две из этих стратегий, то у него могут возникать серьёзные трудности, т.к. универсального способа реагирования не существует.

В то же время есть мнение, которое восходит ещё к мудрецам древности, что в спорах рождается истина, столкновения и противоречия являются движущей силой всякого изменения и развития.  Конфликт может означать, что пришло время  перемен, что назрела необходимость решения проблемы, что оставаться в том положении, которое было раньше, более невозможно. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.

Так же как люди   привыкли   думать,  что  боли  и  печали  надо   избегать  при  любых обстоятельствах, так  же они привыкли  думать,  что  любовь означает  полное отсутствие конфликтов. И они находят верные доводы в пользу этой идеи в том, что столкновения, которые они видят  вокруг, оказываются лишь разрушительным взаимным обменом, который  не несет  ничего хорошего ни  одной из сторон. На самом  деле  для большинства  людей  конфликты  являются  попытками избежать действительных  конфликтов.  Это  скорее  несогласие  по   незначительным  и поверхностным вопросам, по самой своей природе не поддающимся прояснению или разрешению. Действительные  конфликты  между  двумя  людьми служат  не тому, чтобы что-то скрыть  или свалить  на  другого  человека, а  переживаются  на глубоком  уровне  внутренней  реальности,  из  которой  они  исходят.  Такие конфликты не разрушительны. Они ведут к прояснению, они рождают катарсис, из которого  оба человека  выходят обогащенными знанием и силой».

 

 

 

 

Литература:

1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 14.

2.Гришина Н. В. Психология конфликта. -  СПб.: Питер, 2000, 464с.

3.Кармина А. С.  Конфликтология.  - СПб.: Лань, 1999, 448 с. - Гл.З.

4.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Спб.: Питер, 2000, 215с.

5.Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000, 320 с.

6.Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. – М.: ЭКСМО, 2000,320 с.

7.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2000,304 с.

8.Эрих Фромм «Искусство любить»

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стратегии поведения в конфликте