Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 09:35, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование влияния внешней и внутренней среды организации на выбор стратегии развития этой организации.
Для достижения поставленной цели в представленной нами работе решаются следующие задачи:
1. Описываются элементы внешней и внутренней сред организации.
2. Приводится методология оценки внешней и внутренней сред организации.
3. Даются теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации как этапа выбора стратегии развития фирмы.
4. Описывается процесс применения инструментов системного анализа для выбора стратегии развития организации.
Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.
Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющуюся результатом деятельности компании. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки с в других странах, имеет фактор политической стабильности.
Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в с чтобы не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых o6щинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю расходов муниципальных органов либо с целью привлечения новых предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в предотвращении загрязнения среды и в решении других проблем, которые может порождать бизнес вместе с создаваемыми им новыми рабочими местами.
ООО «Усть-Ишимский ЛПХ» является одним из старейших предприятий Усть-Ишимского района Омской области, которое создано на базе Усть-Ишимского леспромхоза 45 лет назад. В период приватизации 90-х годов на базе предприятия по решению общего собрания рабочих было создано ТОО, преобразованное затем в ООО «Усть-Ишимский леспромхоз». Численность работающих на предприятии на 1 января 2009 года 35 человек, из них аппарат управления- 7 человек.
Вид деятельности: Лесопиломатериалы - продажа, производство
Регион/край: Омская область
Адрес: 646580, Омская область, с. Усть-Ишим
Анализ внешних факторов, прежде всего, следует начать с анализа социально – экономического положения района, где расположено предприятие. Усть-Ишимский район расположен на севере Омской области в 550 км от областного центра В районе только одна дорога областного значения с грунтовым покрытием, по которой в период пика лесозаготовок в час проходит до 30 единиц лесовозной техники. Большинство дорог, по которым возможна вывозка лесопродукции грунтовые. В районе работает более 27 пилорам, принадлежащих как частным лицам, так и предприятиям. Лесозаготовка и переработка являются основными видами деятельности.
Трудовые ресурсы в районе крайне ограничены. По данным статистики численность работающих на предприятиях и организациях района по состоянию на конец 2008 года составляла 2700 человек, по данным мониторинга численность экономически активного населения 3829 человек.
По итогам социально-экономического развития района за 2008 год можно прийти к выводу, что экономика района имела положительные тенденции. Объем отгруженных товаров и собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами за 2008 год, по сравнению с 2007 годом вырос на 32 процента и составил 122 миллиона рублей, в том числе лесозаготовки 50 миллионов рублей, рост 84 процента, обработка древесины -34.8 миллиона рублей, увеличена на 52 процента. Расчетная лесосека в 2008 году использована на 28 процентов, против 27 процентов в 2007 году. Предприятиями лесопромышленного комплекса заготовлено более 155 тысяч куб. метров древесины, из них более 82% составляет деловая древесина. Все основные лесозаготовительные предприятия и предприятия по переработке леса работали в 2008 году с ростом объемов производства. Так в ООО «Усть-Ишимский леспромхоз» рост объема отгруженной продукции составил 31%, в ООО «ПМК-плюс»- 29 %, в МП «Техсервис»-20%,в филиале МФК «Усть-Ишимлеспром»-11%
В сфере малого и среднего бизнеса в районе работают 179 хозяйствующих субъектов, удельный вес занятых в малом бизнесе составляет 41 % от общего числа занятых в районе. Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям за 2008 год составила 8670 рублей, рост к уровню 2007 года-43%, в 2009 году среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям составила 10254 рубля, рост к уровню 2008 года-18%, численность зарегистрированных безработных на конец года увеличилась с 94 до 100 человек, уровень официально зарегистрированной безработицы вырос на 12 %. Как видно из приведенных сведений положение в районе, как и в целом в регионе, стране, можно было охарактеризовать как достаточно стабильное. Однако в условиях нестабильной фазы развития экономики стали проявляться негативные тенденции, что сказалось на социально – экономическом развитии района и не могло не сказаться на работе исследуемого нами предприятия.
Диагностический анализ финансового состояния и хозяйственной деятельности ООО «Усть-Ишимский леспромхоз» вскрыли основные причины снижения объемов производства и реализации готовой продукции по сравнению с 2008 годом.
Основные проблемы предприятия в 2009 году связаны с внешними факторами, а именно с нестабильной фазой развития экономики наблюдаемой на протяжении последнего времени, что привело к падению цен как на готовую лесопродукцию, так и на круглый лес, являвшиеся основным источником пополнения доходной части бюджета ООО. Данные проблемы можно сгруппировать следующим образом.
1. Резкое падение спроса на выпускаемую продукцию.
Это произошло в основном из-за двух причин:
1) увеличение себестоимости
Чтобы снизить себестоимость, можно поступить следующим образом:
повысить технический уровень производства, совершенствовать организацию производства и труда, изменить объем производства и структуру выпускаемой продукции.
2) проявление негативных тенденций кризиса.
Кроме того, следует отметить, что в связи со снижением объемов производства ламината с начала 2009 года основное в регионе предприятие покупающие отходы лесопиления и некондиционный круглый лес «Крона стар »в Омске снизило в разы объемы закупок и на треть предлагаемую цену. Головное в регионе предприятие по закупке фанерного кряжа «Тарский фанерный комбинат» из-за пожара в течение полугода не работает и по самым оптимистическим прогнозам сможет запустить производство не ранее апреля 2010 года.
2. Значительная удаленность от железнодорожных узлов, что позволяет использовать только автомобильный транспорт для доставки готовой продукции .
3. Недостаточно эффективная структура управления.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.
Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:
Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:
Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.
В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.
На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.
Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой – плоская структура управления.