Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 09:35, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование влияния внешней и внутренней среды организации на выбор стратегии развития этой организации.
Для достижения поставленной цели в представленной нами работе решаются следующие задачи:
1. Описываются элементы внешней и внутренней сред организации.
2. Приводится методология оценки внешней и внутренней сред организации.
3. Даются теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации как этапа выбора стратегии развития фирмы.
4. Описывается процесс применения инструментов системного анализа для выбора стратегии развития организации.
Экономическая ситуация в области и районе оказала негативное влияние на состояние дел на предприятии наиболее наглядно это можно проследить на диаграмме представленной в приложении.
Аппарат управления состоит всего из 7 человек, 4 из них бухгалтерские работники, из-за этого вопросами сбыта готовой продукции, поиском новых источников приобретения сырья, материально техническим обеспечением занимается непосредственно директор, производственные вопросы решает главный инженер, работой лесозаготовительных бригад руководит мастер леса. В отсутствие любого из них хотя бы на непродолжительное время объем работы у оставшихся значительно увеличивается, что снижает ее эффективность.
4. Низкий процент использования производственных мощностей.
5. Большой процент устаревшего оборудования и другие причины.
Вместе с тем у ООО есть и сильные стороны и связаны они, прежде всего с о следующими факторами:
1. Значительный опыт в
производстве товарной
2. Известность высокого
качества производимой
3. Наличие специального оборудования.
4. Хорошо знает своего потребителя.
6. Разрабатываются новые виды продукции.
Состав внешних и внутренних факторов среды позволяет сделать вывод о том, что предпосылки развития производства на предприятии ООО «Усть-Ишимский леспромхоз» достаточно благоприятные.
Проанализировав деятельность предприятия можно сделать следующие выводы: в 2008 году деятельность завода, по сравнению с 2007 годом улучшилось. Это касается следующих пунктов:
- увеличился объем производства лесопродукции
- вырос объем реализованной продукции
- возросла балансовая прибыль
- поднялось среднемесячная заработная плата
Вместе с тем, следует отметить ,что с конца 2008 года на предприятии стало отмечаться резкое падение спроса на лесопродукцию и снижение цены закупки отходов лесопиления и фанерного кряжа, практически весь январь 2009 года лесозаготовительные бригады не работали, а работники находились в отпусках или использовались на подсобных работах (охрана и уборка территории). Данная ситуация в течение 2009 года усугублялась и по итогам года показатели работы ухудшились. Это наглядно можно проследить на диаграмме. Снизился на предприятии и объем производства изделий из древесины и их обработка на 9 % и составил в 2009 году 8144.3 тыс. руб.
Снижение спроса соответственно привело к снижению объемов производства, что в свою очередь привело к снижению загрузки производства и, как следствие, снижение рентабельности. В связи с этим, у ООО нет достаточных свободных денежных средств это привело к тому, что последние полгода предприятие работает практически с «колес», занимаясь поисками новых покупателей. Возможности перейти на новые виды продукции также сократились. В основном доход предприятие получало и получает до настоящего времени от реализации продукции пилорамы6бруса, обрезной и не обрезной доски.
Следовательно, в сложившихся условиях экономики нашего региона, путем совершенствования производственного менеджмента ООО «Усть-Ишимский леспромхоз» может сохранить стабильность.
Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. С учетом статуса предприятия ООО основной миссией будет определено как осуществление задач, предусмотренных уставом ООО «Усть-Ишимский леспромхоз»- обеспечение стабильной работы данного хозяйственного субъекта в целях осуществления определенных Уставом предприятия видов деятельности. После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:
1. Оценить изменения, которые
воздействуют на разные
2. Определить, какие факторы
представляют угрозу для
3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей с учетом анализа внешней и внутренней среды в процессе стратегического планирования можно получить ответ на три конкретных вопроса:
1. Где сейчас находится предприятие?
2. Где, по мнению руководства, должно находится предприятие в будущем?
3. Что должно сделать
руководство ООО, чтобы предприятие
переместилось из того
С учетом анализа деятельности ООО «Усть-Ишимский леспромхоз» в качестве первоочередных мер по сохранению стабильности в работе предприятия следует, как нам представляется первоочередное внимание обратить на подготовку материальной базы и рынков сбыта продукции.
Неблагоприятные экономические условия 2009 года значительно сократили как сырьевую базу, так и рынок сбыта готовой продукции, повлияли и на цену товара. В таких условиях руководство ООО должно занять « выжидающую позицию». Обоснование данного вывода нами будет приведено ниже.
Первым шагом в стратегическом развитии является определение миссии предприятия, роль которой заключается в том, что в процессе определения миссии выдвигаются и рассматриваются разные предложения, т. е. миссия может быть средством генерации и отбора стратегических альтернатив. Определение миссии логически следует за внешним анализом и анализом деятельности предприятия. Однако иногда полезно определить сначала миссию:
• решение о масштабе внешнего анализа уточняется после определения миссии;
• определение миссии дает понятие о масштабе предприятия и направлениях его роста
Деловая практика свидетельствует, что предприятие должно регулярно анализировать области деятельности, в которых оно может реализовывать свои конкурентные преимущества, и таким образом получать высокие доходы. Результатом такого анализа может стать решение о выходе из некоторых областей бизнеса и продаже соответствующих активов. Или, наоборот, окажется целесообразным расширить определенное направление бизнеса.
Следовательно, у каждого предприятия существует множество стратегических альтернатив, выбор которых также является нелегкой задачей. Возможные критерии выбора альтернативных стратегических решений можно объединить в пять групп.
Согласно разделу 2 «Цели и задачи» Устава ООО «Усть-Ишимский леспромхоз». Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности Общества.
Целью деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли.
Предметом деятельности Общества производство и реализация лесопиломатериалов.
При этом Общество осуществляет следующие виды деятельности: заготовка древесины, производство пиломатериалов (обрезная и не обрезная доска, брус), переработка отходов лесопиления
Согласно п. 2.5. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Если условиями предоставления лицензии на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, Общество в течение срока действия лицензии осуществляет только виды деятельности, предусмотренные лицензией, и сопутствующие виды деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что Устав позволяет обществу варьировать виды деятельности, соотнося их с потребностями рынка. Так, например, при спросе на круглый лес, общество может заниматься только заготовкой, при повышения спроса на лесопродукцию, основные работы перемещаются на пилорамы, находящиеся в собственности ООО, так и арендуемые им. Такая структура в построении работы позволяет загружать производство и в период «межсезонья», когда заготовка не ведется по климатическим условиям.
К сожалению, затруднения в получении лесов в аренду практически на нет, свели всю лесозаготовительную деятельность, поэтому и в 2009 и с 2010 года основное направление работы руководства ООО сводится к поиску возможностей легальной заготовительной деятельности, или покупки леса в хлыстах. Такая ситуация характерна для большинства предприятий малого и среднего бизнеса в лесной отрасли, поскольку современные тенденции в этом направлении сводятся к созданию крупных лесозаготовительных холдингов, и для их развития существование множества мелких лесозаготовительных организаций невыгодно.
Таким образом, с учетом неблагоприятных внешних факторов развития ООО «Усть-Ишимский леспромхоз» должно обратить основное внимание на деятельность по переработке древесины.
Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов:
а) оценка существующей стратегии;
б) собственно фаза формулирования;
в) планирование риска;
г) выбор стратегических альтернатив.
Рассмотрим подробнее эти пункты.
А. Оценка существующей (действующей) стратегии.
Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.
Однако, оценивая имеющиеся резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии и сформулированных правил поведения.
Б. Собственно фаза формулирования.
Стратегия, будучи объединённой основой, для организационных усилий, требует разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение.
В. Планирование риска.
Планирование риска является одной из важных составляющих стратегического плана. Основной целью является поддержание высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от данных возмущений.
В последнее время в западных фирмах становится всё более популярной не разработка резервных стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.
Г. Выбор стратегических альтернатив.
В рамках выбранной базовой стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами.
Разработка стратегии должна затрагивать все уровни управления предприятия, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии.
Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения
Стратегия роста.
Она состоит из пяти этапов:
1. Стадия планирования. Компания
находится в состоянии
2. Начальная стадия. Обычно
фирма проходит этап очень
быстро. В течение этого этапа
возникают и ликвидируются
Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает.