Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте.
Задачами курсовой работы является:
- дать понятие трудового потенциала населения;
- определить роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства;
- показать методы и структуру прогнозирования занятости населения
- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1. Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы
1.3. Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (Тульской области)
2.1. Методы прогнозирования занятости населения
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Тульской области)
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня
занятости и совершенствования ее структуры в РФ (Тульской области)
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
(Тульской области)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 8 моя КУРСОВАЯ.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические основы  прогнозирования системы занятости  населения

1.1. Понятие трудового потенциала  и роль занятости населения  в социально-экономическом развитии  страны

1.2. Факторы, влияющие на  занятость населения. Социальные  аспекты и последствия безработицы

1.3. Государственное регулирование  занятости населения в РФ

2. Анализ основных показателей  занятости населения в РФ (Тульской области)

2.1. Методы прогнозирования  занятости населения

2.2. Анализ основных тенденций  динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Тульской области)

2.3. Влияние структурных  преобразований экономики региона  на занятость населения

3. Стратегические направления  развития системы занятости в  РФ (Тульской области)

3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня

занятости и совершенствования ее структуры в РФ (Тульской области)

3.2. Прогнозирование показателей  занятости населения в РФ

(Тульской области)

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформирование рыночных отношений в стране, а также на региональном уровне непосредственно связано с уровнем подготовки и квалификации занятого населения и его перераспределением. Регулирование занятости является одним из важнейших направлений социально-экономической политики, от успешного решения которого зависят экономическая и социальная стабильность в регионе [8, 3].

Во многих регионах страны за годы рыночных преобразований наметились крайне неблагоприятные тенденции. Во-первых, уменьшалась численность занятого населения, возрастал уровень безработицы . Во-вторых, различия в возможности получения помощи в трудоустройстве в зависимости от особенностей ситуации на рынке труда привели к значительной дифференциации территорий регионов по уровню социальной напряженности. В-третьих, произошли регрессионные изменения в качестве рабочей силы.

Данные тенденции оказывают все большее негативное влияние на политическую и социально-экономическую жизнь региона, сдерживают структурные преобразования, процессы стабилизации и экономического роста. В сложившейся ситуации возникла объективная необходимость подготовки и осуществления комплекса целевых программ и специальных мероприятий, направленных на совершенствование государственной политики занятости населения и обеспечение социальной защиты безработных. Разработка этих программ и мероприятий возможна только на основе всесторонних статистических исследований занятости, которые, в свою очередь, требуют постоянного совершенствования методики комплексного статистического анализа и прогнозирования показателей занятости населения.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что именно прогнозы должны стать базой для разработки государственной политики занятости, прежде всего в области, связанной с проведением активных мер по регулированию рынка труда (профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, трудоустройство граждан в соответствии с имеющейся профессиональной квалификацией).

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система,  создающая дополнительное количество рабочих мест,  ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей,  не давая им приложить свое умение в том роде деятельности,  в каком человек может наибольшим образом проявить себя,  или же лишая их таковой возможности,  из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей и занятостью в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте.

Задачами курсовой работы является:

- дать понятие трудового  потенциала населения;

- определить роль занятости  населения в социально-экономическом  развитии государства;

- показать методы и  структуру прогнозирования занятости  населения

- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.

Объект исследования – динамика и структура (территориальная и отраслевая) занятости и рынка труда Тульской области во взаимосвязи с другими социально-экономическими явлениями и процессами российской экономики в посткризисный период.

Предмет исследования – методологические принципы и методы комплексного анализа, прогнозирования и регулирования динамики занятости и рынка труда во взаимосвязи макроэкономических, социальных, демографических и иных процессов развития экономики.

Информационной базой исследования стали данные Федеральной службы государственной статистики по Тульской области (Туластат), нормативные документы и аналитические материалы органов исполнительной власти Тульской области, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) материалы экономических и социологических обследований, информация периодической печати.

В работе использованы учебные пособия по экономике, экономической теории, социальному прогнозированию, материалы печатных изданий.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Понятие трудового  потенциала и роль занятости  населения в социально-экономическом  развитии страны.

Для того чтобы рассмотреть структуру занятости нужно ввести такое понятие как трудовой потенциал. Это есть совокупность всех трудовых возможностей, как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом.

Количественно трудовой потенциал можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. Численность трудовых ресурсов изменяется по годам и зависит от продолжительности трудоспособного возраста; от уровня жизни населения, в частности, пенсионеров; от разности численности поколений, вступающего в трудоспособный возраст и выходящего на пенсию; от межстрановой миграции населения и прежде всего рабочей силы; других факторов.[3,10]

Состав трудового потенциала населения представляет собой три взаимосвязанные между собой подсистемы:

1. Демографическая подсистема, в состав которой входят:

а) демографическое воспроизводство, обеспечивающее непрерывное возобновление поколений людей как физических носителей всех социальных качеств и отношений;

б) оценка здоровья различных категорий и возрастных групп населения;

в) миграционные перемещения как один из источников общих границ численности возрастных групп трудоактивного населения.

2. Социально-экономическая подсистема, или качественный элемент трудового потенциала населения. Центральное место в ней занимает проблема трудовой активности населения, обуславливаемая формами хозяйствования, занятости, мотивацией экономического поведения, системой материального стимулирования.

3. Социально-психологическая подсистема предполагает решение проблем, возникающих при формировании личности как субъекта трудовой деятельности. Эта подсистема необходима для формирования потенциала трудоспособности, который создается по мере становления личности, ее воспитания, обучения, профессиональной подготовки.

Таким образом, трудовой потенциал населения кратко можно определить как совокупность используемого труда работников и неиспользуемых запасов труда.

Занятость - это важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важный макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.[3,71]

В Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.[2,5] 

Гибкий рынок труда требует разнообразных форм трудоустройства и использования рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости, выражающиеся в концепции глобальной занятости. Она исходит из потребности в трудовой деятельности всего трудоспособного населения, предполагает нормирование совокупного объема работ и распределение его между всеми желающими получить работу. При этом минимальная заработная плата перестает быть точкой отсчета в построении систем вознаграждения и уступает место гарантированному минимальному доходу, который уже не может регулироваться условиями работы по найму. Именно в рамках концепции глобальной занятости происходит массовая индивидуализация форм, режимов и условий занятости, самой структуры трудового пути человека. Гибкость наемного работника на рынке труда, его профессиональная, квалификационная и социальная мобильность, умение найти свое место в изменяющейся сфере социально – трудовых отношений безусловно повышают уровень конкурентоспособности и гарантируют занятость даже в условиях экономических кризисов.

 

1.2. Факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы.

В рыночной экономике всегда существует определенное количество людей, не имеющих работы. Однако не всякий неработающий человек считается безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не относятся к безработным. Безработный — это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Безработица - социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффективно использовать один из важнейших факторов производства - труд.

Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России:

- наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;

- наличие наряду с официально  регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы;

- наличие значительной фиктивной  безработицы (скрытая занятость  на неформальных рынках труда);

- неразвитость инфраструктуры  рынка труда;

- наличие больших разрывов в  уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм.

Экономические последствия безработицы целесообразно выделить на национальном уровне и на уровне человека. На национальном уровне - увеличение безработицы снижает объем ВВП. Эта взаимосвязь выражена в Законе ОУКЕНА: если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВВП составляет 2,5%». Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к снижению налогов, которые поступают государству. Безработица, увеличивает расходы государства по мере своего роста. В некоторых отраслях (оборонный комплекс, наука) безработица сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако, при наступлении фазы оживления и подъема экономики, спрос на этих работников должен резко увеличиться, но своевременно удовлетворить его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономического развития страны и к ее еще более глубокой дестабилизации.

Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.

Вместе с тем, безработица имеет не только негативное последствие, безработица - одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.

Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический климат в обществе. Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже социальным взрывом. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. Первая зона - от 1,0 до 2,0% - естественный уровень безработицы. Принадлежность к этой зоне характеризует нормальное состояние рынка труда с учетом экономической, социальной и демографической структуры региона, а также проводимой политики в отношении стабилизации и текучести персонала предприятий. Вторая зона - свыше 2,0 до 10% - допустимый уровень безработицы, характеризующийся наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены рабочей силы по мере увеличения разрыва между предложением рабочей силы и платежеспособным спросом на нее, но в пределах сохранения стабильности общей экономической ситуации путем институционального регулирования. Третья зона - свыше 10% - социально опасный уровень безработицы, который приобретает характер неуправляемой гиперинфляции рабочей силы, ее обесценения, обвальной безработицы.

Информация о работе Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)