Стратегический анализ деятельности предприятия в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:05, реферат

Краткое описание

Структура работы отражается в четырех главах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
1.Понятие стратегического анализа……………………………………….........................4
2. Основная цель и задачи стратегического анализа …………………………………….6
3. Различные методы стратегического анализа деятельности предприятия……………7
3.1. Анализ внутренней среды предприятия………………………………………… 7
3.2. Анализ внешней среды предприятия……………………………………………...8
3.3. «GAP» - анализ …………………………………………………………………….12
3.4. «LOTS» - анализ ……………………………………………………………………13
3.5. «SWOT»-анализ………………………………………………………………………………14
4. Разнообразие методов стратегического анализа………………………………………16
ВЫВОДЫ……..…………………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………………....18

Вложенные файлы: 1 файл

Стр.анализ деят.предпр..tmp.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

     

     Рис.4. SWOT-анализ

     Методика  проведения SWOT-анализа очень проста, благодаря чему менеджер может сосредоточиться на фактах, не тратя свое время ни какие-то функциональные вопросы. Сам анализ состоит из двух частей. Возможности и угрозы представляют собой анализ внешней среды, всех факторов которые могут повлиять на компанию, но не зависят от нее. Сильные и слабые стороны – это внутренний анализ компании/продукта [5, стр. 16]. По мнению профессора Филиппа Котлера хороший менеджер должен при составлении SWOT-анализа указать, как минимум 5 глобальных внешних угроз и возможностей, которые способны как развить, так и погубить бизнес. Такие возможности есть всегда, важно их найти. Обычно SWOT-анализ начинают с выявления сильных и слабых сторон. Тут важно учесть, что при их определении следует руководствоваться мнением потребителей, а не сотрудников компании. Именно клиенты знают ваши сильные и слабые стороны лучше всех. Вот некоторый перечень, часто встречающихся в анализе сильных и слабых сторон факторов:

     1) Репутация компании

     2) Качество продукта

     3) Качество обслуживания

     4) Доля рынка

     5) Цена

     6) Логистика

     7) Эффективность продвижения

     8) Качество работы торговых агентов

     9) Географический охват

     10) Внедрение нововведений

     11) Издержки

     12) Фин. Устойчивость

     13) Работники

     14) Техническое оснащение

     15) Способность укладываться в сроки

     16) Гибкость, быстрая реакция на события

     17) Ассортимент

     18) Опыт

     19) Ресурсы

     20) Знание покупателей

     Анализ  сильных и слабых сторон – это  не дело одного дня. Для того чтобы  собрать все необходимые сведения понадобится время. Важно, чтобы  данные были реальными фактами, а  не чьими-то догадками. К тому же очень плохо, когда обязанность на создание SWOT-анализа лежит на одном человеке. Получается немного однобокое видение. Сам анализ может проводиться по-разному. Возможности и угрозы. Это все элементы внешней среды, которые никак не зависят о компании. К внешним возможностям и угрозам относятся:

     1) Экономическая ситуация в стране  и мире

     2) Демографическая ситуация

     3) Политическая

     4) Общественные движения

     5) Технический прогресс 

     6) Анализ конкурентов

     7) Законодательства

     8) Культурные факторы

     9) Социальные вопросы

     Обычно SWOT-анализ оформляют в виде таблицы. После его проведения необходимо разработать план по устранению слабых сторон, и действия компании на случай возникновения угроз. Также следует продумать, как наиболее эффективно можно использовать возможности и сильные стороны [19, стр. 94]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Разнообразие  методов стратегического  анализа
 

   Мы  рассмотрели лишь часть методов  стратегического анализа, на самом деле их огромное множество. К ним так же относятся:

  • Портфельная матрица Бостонской консультационной группы (матрица БКГ);
  • Анализ динамики издержек и кривая опыта;
  • Анализ динамики рынка и модель жизненного цикла;
  • «Дженерал Электрик – МакКинзи 7С» или "экран бизнеса";
  • Матрица консалтинговой компании Артур Д. Литтл;
  • «Матрица направленной политики» компании Шелл;
  • Матрица Ансоффа;
  • Матрица Абеля и многие другие.

     

Рис. 5 Схема разнообразия методов портфельного анализа 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ

          Таким образом можно сделать вывод о том, что стратегический анализ («портфельный анализ») является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

          Его целью является согласование бизнес-стратегий и распределение финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями компании. К основным задачам стратегического анализа являются:

  • определение уровня конкурентоспособности компании
  • определить проблемы, с которыми столкнулась компания, установить причины их возникновения.
  • проведение всесторонней ревизии внутренних ресурсов компании, формирование четкого представления о кадровом потенциале компании, описать структуру компании и пути её преобразования.
  • анализ внешней среды.
  • прогнозирование.

           К основным методам стратегического  планирования относятся: анализ внутренней среды предприятия, анализ внешней среды предприятия, «GAP» - анализ ,  «LOTS» - анализ, «SWOT»-анализ .          

       Рассмотрев лишь часть методов стратегического анализа, мы убедились, что на самом деле их огромное множество. К ним так же относятся:

  • Портфельная матрица Бостонской консультационной группы (матрица БКГ);
  • Анализ динамики рынка и модель жизненного цикла;
  • «Дженерал Электрик – МакКинзи 7С» или "экран бизнеса";
  • Матрица консалтинговой компании Артур Д. Литтл;
  • «Матрица направленной политики» компании Шелл и многие другие.

   Так в чём основная суть стратегического плана предприятии, для создания которого необходимо проводить такой глобальный стратегический или портфельный анализ, включая анализ внутренней и внешней среды предприятия и другие методики анализа, и что он дает предприятию? Ответы на этот вопрос можно сгруппировать следующим образом:

  • Задаёт направление для деятельности предприятия.
  • Позволяет лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения Потребителей, планирования продукции, ее продвижения на рынок и планирование ценообразования.
  • Обеспечивает каждому структурному подразделению на предприятии четкие цели, которые увязываются с общими задачами предприятия.
  • Стимулирует координацию усилий подразделений в различных направлениях.
  • Заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей и угроз в окружающей среде.
  • Определяет альтернативные действия или комбинацию их, которые должна предпринять организация.
  • Создает основу для распределения ресурсов.

Список  использованных источников

  1. Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. Пособие. – М.: Финансы  и Статистика, 2007. – 208с.
  2. Альтшулер И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа: учеб. Пособие. – М.: Вершина СПб, 2006. – 230 с.
  3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под. Ред. Проф. В. Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 617 с.
  4. Бородулин А. Н. Контролинг: учеб. Пособие / А. Н. Бородулин, А. С. Коновалова. Изд. 1-е. Тверь: ТГТУ, 2009. – 176с.
  5. Белова Е. Л. Стратегический анализ – основной элемент стратегического управленческого учета как перспективного направления бухгалтерского учета организации// Современный бухучет. – 2009. - №12. – С. 3-17
  6. Волошин Д. А. Стратегический управленческий учет // Экономический анализ : теория и практика. – 2007. - №16. – С. 23-27
  7. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд./ Пер. с англ. Под. Ред. В. Н. Фунтова. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
  8. Григорьев С. А. Стратегический анализ мясоперерабатывающего предприятия как структурной единицы холдинга // Экономические науки. – 2009. - №5. – С. 118-122
  9. Горбунов В. С. Стратегический анализ условий развития агробизнеса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2010. - №5. – С. 38-40
  10. Забродин И. П. Разработка методики стратегического анализа безубыточности автотранспортных организаций // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. - №16. – С. 36-39
  11. Илышев А. М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. – М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010. – 478 с.
  12. Квасникова Н. Стратегический анализ как основа управления инновационным процессом // Народное образование. – 2009. - №2. – С. 83-88
  13. Нестеров В. Н. Стратегический анализ затрат // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. - №42. – С. 29-32
  14. Райковская И. Т. Организационные аспекты стратегического анализа // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - №9. – С. 42-50
  15. Стратегический менеджмент / Под. Ред. А. Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
  16. Соловьева Т. Стратегический анализ птицеводства яичного направления // АПК: экономика, управление. – 2009. - №5. – С. 62-68
  17. Точеная Т. И. Стратегический анализ и конъюктурные подходы к оценке инвестиционной деятельности в регионе // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. - №23. – С. 21-29
  18. Филиппов К. В. Стратегический анализ показателей расширенного производства сельскохозяйственных организаций // Управленческий учет. – 2009. - №6. – С. 50-58
  19. Фомин В. Н. Стратегический анализ нефтеперерабатывающего предприятия // Экономические науки. – 2009. - №11. – С. 134-137
  20. Хорев А. И. Формирование стратегии предприятия // Экономический анализ : теория и практика. – 2008. - №16. – С. 8-11
  21. Четверина Е. В. Управленческий анализ доходов: стратегический аспект //

    Экономический анализ. – 2006. - №2. – С. 49-52

Информация о работе Стратегический анализ деятельности предприятия в рыночной экономике