Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:39, реферат
тратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей
развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление
в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих
достижение намеченных целей.
Стратегический менеджмент и его функции……………………….3
1. Функции стратегического менеджмента………………………3
2. Основные принципы и тенденции
стратегического управления……………………………………3
2. Этапы стратегического менеджмента………………………………8
3. Стратегия в зонах хозяйствования………………………………….12
4. Перспективное планирование………………………………………16
4.1 Определение перспективного планирования………………… 16
4.2 Структурат перспективного (5 летнего) плана………………..17
4.3 Этапы перспективного планирования на
предприятии…………………………………………………….19
ракетно-космические
в) заключение соглашений об использовании комплектующих изделий,
технических систем и служб сервиса зарубежных фирм. Так, экспорт самолетов
ИЛ-86 обеспечен соглашением с концерном "Роллс-Ройс" о приобретении его
авиационных моторов с использованием 120 ремонтных заводов в различных
странах;
г) включение смежников
в единый концерн с
изводства путем взаимного приобретения (это позволяет блокировать при-
нятие другой фирмой решений об ухудшении условий поставок), обмена
активами (передача нерентабельных производств другой компании в обмен на
нужные для вхождения на новый рынок), создания холдингов,
обеспечивающих финансовый контроль
за дочерними и внучатыми
т.д.
2. Сохранение и развитие
рыночных позиций путем
продукции, технологии производства и диверсификации (переход к
многопрофильному производству с широкой номенклатурой изделий и услуг).
При этом в результате приватизации незавершенных строек, скупки убыточных
предприятий на конкурсах и аукционах, организации новых производств
нередко образуются конгломераты - акционерные общества, в которых
предприятия относятся к разным отраслям, выполняют разнородные функции и
не имеют технологических
Так, объединение "Гермес", начав с финансовых и экспортных
операций с нефтепродуктами, в 1992-1994 гг. занялось переработкой
сельскохозяйственной продукции и ее доставкой в районы Сибири,
нефтехимией, строительством и т.д. Эта оборонительная стратегия должна
учитывать прогнозы развития общехозяйственной конъюнктуры, изменения в
структуре рынка, качества, цен и спроса на различные товары, модель
маркетингового поведения
3. Уход с неперспективных рынков на основе специализации на выпуске
рентабельной и пользующейся устойчивым спросом продукции. К такому
упорядоченному отступлению
проникновением зарубежных фирм на российский рынок), потребителей
(оказывают предпочтение товарам других фирм или вообще сокращают спрос),
поставщиков (переориентируются на другие рынки сбыта) и технологий
(принципиальные нововведения обесценивают уже вложенный капитал), а
также трудности освоения новых рынков (высокие цены и нехватка сырья,
патентные и таможенные барьеры).
Сокращение ассортимента продукции, закрытие нерентабельных участков
требует увольнения части персонала. Многие крупные НИИ в Санкт-
Петербурге оставили в постоянном штате лишь 30-40 % сотрудников
(вычислительный и информационный центр, опытно-экспериментальная база,
бухгалтерия, руководство проектами, служба эксплуатации зданий и
сооружений). выделив специализированные отделы в самостоятельные малые
предприятия, использующие базу головного института на договорных или
арендных началах.
Стратегическое управление предприятиями в переходный период может быть
только многоцелевым. Так, Люберецкий ковровый комбинат избрал четыре
основные цели: обновление производства, диверсификацию ассортимента
продукции, организацию прямых связей с поставщиками и потребителями,
сохранение социальной инфраструктуры.
Курс на обновление характеризует соотношение доли валового дохода,
направляемой на совершенствование производства и оплату труда. На комбинате
оно составило 6:1 (в среднем по промышленности России 1:1). Были выделены
средства на договоры с НИИ по разработке новых технологий, материалов и
красителей. Совместно с
"Техмаш" в Орле создана
машина для скручивания
а затем - акционерное общество по ее производству (доля комбината .- 15
%). Поставка ковров коллективам, добывающим нефть и газ позволила согласно
договору использовать их валюту для
закупки зарубежного
Финансовую устойчивость комбинату после введения акцизного налога (20-
45%) и таможенной пошлины (15%) на ковры обеспечивает производство пряжи
для ручного вязания, трикотажа, ватина, а в перспективе - швейных, меховых
изделий, переработка
фирм подтверждает, что в кризисные периоды нельзя ограничиваться узкой
предметной специализацией.
Комбинат отказался от услуг многих посредников, организовав 40 фирменных
магазинов в странах СНГ, прямую поставку продукции 1400 клиентам, прямые
закупки сырья через свой торговый дом, центр маркетинга и постоянную
выставку продукции. Международный сертификат качества позволил получить
постоянное место на крупнейшей в мире ярмарке в Ганновере.
Комбинат - закрытое акционерное общество - дал право своим 3500
работникам приобрести акции за половину номинала. На оплату труда
расходуется лишь 10% валового дохода (в 3-5 раз меньше, чем за рубежом).
Однако еще более ЗО% направляется в фонд социального развития, за счет
которого содержатся детские учреждения, спорткомплекс, профилакторий,
строится жилье, выплачиваются надбавки к пенсиям и т.д. Поэтому текучесть
кадров минимальная.
Стратегия управления в разных зонах хозяйствования одной и той же фирмы
может существенно отличаться. При нехватке капитала следует уйти из зон
неприемлимых по уровню риска, требуемым инвестициям или срокам
окупаемости, используя высвобождающиеся средства в других сегментах. Однако
при этом следует учесть обесценивание уже сделанных в данной зоне
капиталовложений, а также постоянные затраты (на содержание зданий и
сооружений, исполнение долгосрочных контрактов и т.д.), которые придется
финансировать, даже прекратив производство.
Риск хозяйствования можно уменьшить, используя:
а) страхование риска неплатежей, экспроприации, неблагоприятных изменений
цен, валютных курсов и т. д.; б) гибкие организационные структуры,
позволяющие оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро
перебрасывать ресурсы внутри фирмы из одной зоны в другую; в) ликвидные
(быстро обращаемые в деньги) резервы для компенсации временных убытков (их
максимально допустимый размер рассчитывается заранее); г) гибкие
технические системы, допускающие
быструю переналадку и
нескольких модификаций изделия; д) диверсификаций хозяйственной
деятельности - рассредоточение средств между сегментами, различающимися по
стадии жизненного цикла профилирующих изделий и степени коммерческого
риска.
Специфика зоны хозяйствования
определяет общую концепцию
ситуация стабильна, цель определена, а успех зависит от одного главного
фактора, полномочий, ресурсы и ответственность целесообразно передать на
места. В сложных многоцелевых зонах следует
сохранить стратегическое управление в центре. При развитии техники в рамках
одного поколения (базовой технологии) можно ограничиться ассортимента
продукции, при переходе к новому укладу требуется централизованное
изменение всей структуры управления, форм и методов менеджмента.
Руководство фирмы согласует стратегию в различных .зонах хозяйствования,
поддерживая в общих интересах наступательный порыв одних за счет резервов,
созданных другими.
4. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
4.1 Определение перспективного планирования.
Основа стратегического управления предприятием перспективное
планирование. Рыночная экономика отличается от административно-командной не
отменой планирования, а коренным изменением его роли, содержания, форм и
методов.
Планирование - процесс обоснования и выбора целей развития,
соответствующего
достижения избранных целей, включая выдачу заданий исполнителям и контроль
за их выполнением.
При переходе к рыночной экономике прежде всего меняется субъект
планирования. Принимать план может
только собственник или
работающий по контракту и ответственный за результаты хозяйственной
деятельности предприниматель. Кто платит, тот и заказывает музыку. Это
значит, что государство может планировать лишь то, что оплачено бюджетными
инвестициями (ввод в действие основных фондов на ограниченном числе
важнейших объектов), федеральными, региональными и муниципальными
программами и контрактами (поставки продукции особой значимости или для
государственных нужд), либо выполняется бюджетными организациями. Для
большинства предприятий в государственном плане содержатся лишь прогнозы и
ориентиры, указывающие наиболее целесообразные и стимулируемые с помощью
налоговых и иных льгот направления развития.
В 70-90-х гг. большинство ведунах фирм пошли по пути децентрализации
управления и
Японии – 86%) передали своим структурным единицам (отделениям, филиалам,
научно-производственным комплексам) планирование производства, а 91-95% -
сбыта продукции, 90% (в Японии – 83%) - маркетинг. 62% (75%) - управление
прикладными исследованиями, 77% (53%) -закупками сырья и материалов. В США
82% - 84% фирм передали своим подразделениям управление персоналом и
контроль за исполнением решений (в Японии на это пошли лишь 38-40%
компаний). В ведении руководства корпораций осталось лишь планирование
научно-технической (фундаментальные исследования разработка новых
поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции,
кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в
значительных размерах). Эти функции стратегического управления
централизует в США 62-80%, а в Японии - 72-88% фирм.
Таким образом, объект прогнозирования и планирования, который до 90-х
годов был практически единым снизу доверху, при переходе к рынку
принципиально различается на макро-, микро- и первичном уровне. В первом
случае прогнозируются структурные сдвиги и основные пропорции в экономике
страны или крупного региона, во втором - научно-технический уровень
производства и
окупаемость, прибыль и ее распределение, в третьем - процесс
производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых
изделий и услуг. Существенно меняется и роль планирования в управлении
предприятием. Выполнение плана - не самоцель, а средство эффективной
организации работы фирмы. План может и должен корректироваться с учетом
ситуации на рынке. Работа цехов и участков оценивается не по процентам
выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков
поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию
производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и
прибыли (по внутри-фирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты,
услуги и т.д.).
По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях
обычно включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное
вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка,
технике и технологии производства и их социально-экономических
последствиях), план развития на 3-5 лет с разбивкой по годам и целевые
программы решения важнейших проблем.
4.2 Структура перспективного планирования.
Во многих зарубежных
фирмах принята следующая
летнего) плана:
1. Цели развития фирмы (базовые, по отдельным группам товаров, по
сегментам рынка).
2. Инвестиции и обновление производства (ассортимента продукции,
технологии, оборудования, используемых материалов).
3. Улучшение использования ресурсов - снижение трудоемкости, материало- и
энергоемкости, фондоемкости (капиталоемкости) товаров, издержек
производства и обращения.
4. Совершенствование управления (организационная структура, кадровая и
техническая база стиль работы, социальное развитие и климат в коллективе).
5. Проблемы повышения