Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:39, реферат
тратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей
развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление
в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих
достижение намеченных целей.
Стратегический менеджмент и его функции……………………….3
1. Функции стратегического менеджмента………………………3
2. Основные принципы и тенденции
стратегического управления……………………………………3
2. Этапы стратегического менеджмента………………………………8
3. Стратегия в зонах хозяйствования………………………………….12
4. Перспективное планирование………………………………………16
4.1 Определение перспективного планирования………………… 16
4.2 Структурат перспективного (5 летнего) плана………………..17
4.3 Этапы перспективного планирования на
предприятии…………………………………………………….19
программы) их решения.
6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и
стратегическими проектами (программами).
7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным еди-ницам по
эффективности производства (производительность труда, себестоимость,
фондоотдача, рентабельность продукции, активов, акционерного капитала).
Отдел стратегического планирования акционерного общества "Тулачермет"
прогнозирует спрос и цены на различных сегментах рынка,
конкурентоспособность зон хозяйствования, объем реализации продукции, а на
этой основе выдает структурным единицам ключевые ориентиры по обновлению
продукции и технологии, базовую информацию о необходимом качестве и
ассортименте продукции. Цель такого планирования – согласование различных
направлений развития фирмы, структурные изменения, расширение эффективных и
свертывание нерентабельных производств.
Как показал анализ, снижение
металлоемкости производства
на основную продукцию – чугун, стальные отливки и т.д. Поэтому "Тулачермет"
взял курс на "двухэтажную экономику", учредив в дополнение к
металлургическим цехам свыше 100 дочерних фирм, производящих
видеомагнитофоны, пылесосы, водогрейные колонки, cинтетические алмазы,
мясопродукты и т.д. Некоторые из них используют отходы металлургии
(производство шлакоблоков, улавливание, очистка и продажа инертных газов и
т.д.), другие созданы совместно с зарубежными фирмами под гарантию или
за счет кредитов "Тулачермет". В результате в 1986-1994 гг. доля
потребительских товаров в общем объеме реализации увеличивается с 1 до 50%.
Две тысячи учредителей малых фирм (всего в обществе 15 тыс. акционеров)
получили большую прибыль, часть которой инвестирована в стратегические
программы. Под влиянием предпринимателей активизировались рабочие основных
производств. В подрядных коллективах рабочие сами принимают заказы и
рассчитываются за материал из выручки.
На основе стратегического
плана разрабатываются
ресурсосбережению, компьютеризации управления и т.д.) и рыночно-
продуктовые программы, назначаются их руководители, оцениваются затраты
по каждой программе, общая потребность в ресурсах. Затем программы
ранжируются по эффективности, исходя из возможностей компании отбираются
наиболее выгодные из них. После этого распределяются инвестиции между
программами и структурными единицами.
Оперативно-календарное
в компании "Тойота" сборочные участки в середине месяца сообщают свой
заказ на следующий месяц поставщикам, которые рассчитывают нормы штучного
времени, последовательность операций, расстановку обрудования и рабочих,
потребность в комплектующих, делают заказ субподрядчикам. Корректировка
суточных заданий с учетом рыночной конъюнктуры (информация со склада
готовой продукции) допускается в пределах 10% по уведомлению за сутки.
Изменения в процедуре (порядке) разработки плана связаны с переходом от
одновариантного (исходя из контрольных цифр по поставкам продукции) к
многовариантному планированию. При сопоставлении вариантов, отличающихся
структурой производства (номенклатурой продукции, технологиями и
источниками поставок), используются графики распределения ресурсов по
видам продукции или стратегическим сегментам хозяйствования. Они
позволяют выбрать вариант с наибольшей суммой прибыли при данном объеме
расходов (при ограниченности оборотных активов).
На зарубежных фирмах перспективное планирование ведется снизу вверх
или сверху вниз. В первом случае руководство фирмы выдвигает стратегические
идеи и разрабатывает общий прогноз развития, а небольшой плановый отдел
устанавливает единую форму плановых документов, методику расчетов и
экономических обоснований, а также координирует работу структурных единиц.
Такой порядок распространен в крупных акционерных компаниях.
Во втором случае плановый отдел сообщает цехам и производствам исходную
информацию для разработки планов и устанавливает задания по важнейшим
показателям (объем реализации, лимит расходов, прибыль).
4.3 Этапы перспективного планирования на предприятии.
В целом перспективное планирование на предприятии включает следующие
этапы:
1. Прогноз развития фирмы на основе маркетинговых исследований и
оценки ее конкурентоспособности.
2. Выявление основных проблем,
сдерживающих улучшение
позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка возможных
последствий того или иного выбора.
3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и
соответствующие нормативные показатели.
4. Целевые программы по стратегическим зонам хозяйствования.
Методы разработки и управления целевыми программами на предприятии
рассмотрены в специальных работах. Для руководства программой
назначается один из ведущих специалистов.
В соответствующие разделы планов технического развития, материального
обеспечения и других направлений деятельности включаются задания,
позволяющие достичь соответствующих показателей по каждой программе.
В каждой из программ
должны быть ясно
социальные цели, конечные результаты и поэтапные рубежи их достижения,
количественные и качественные показатели по каждому этапу (маркетинговое
исследование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
конструкторско-
выпуск первой промышленной серии, организационные мероприятия и
информационное обеспечение для достижения проектной мощности и технико-
экономических показателей и т.д.). При этом прогнозируются технические и
технико-экономические параметры отдельных технологий и их укрупненных
групп, перспективный объем реализации, их трудоемкость, фондоемкость,
материалоемкость и капиталоемкость, срок окупаемости инвестиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г. Минуберг, Д. Лэмпел, Б. Альстренд , “Школа стратегий” “Питер”,
Санкт-Петербург 2000
2. И.Б. Гурков “Стратегический менеджмент организации” ЗАО “Бизнес-
школа”, “Интел-Синтез”, Москва 2001
3. В.Л. Бакштанский, О.И. Жданов “10000 дней менеджмент в жизни” “PER
SE”, Москва 2001.
4. В.В Глухов “Менеджмент”, “Спецлит” Санкт-Петербург , 2000
5. Ф. Катлер “Маркетинг. Менеджмент” “Питер”, Санкт-Петербург 2001
6. Ю.В. Кузнецова, В.И.
Санкт-Петербург 2001