Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году[1]. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году[2]. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий[3].

Содержание

Введение
1. Сущность и функции стратегического менеджмента
1.1 Сущность стратегического менеджмента
1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента
1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента
1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента
1.2 Функции стратегического менеджмента
2. Стратегический план Санкт-Петербурга по формированию благоприятного хозяйственного климата
2.1 Формирование благоприятного хозяйственного климата
2.2 Механизмы реализации и обновления Стратегического плана
2.3 Ожидаемые результаты реализации Стратегического плана
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 46.91 Кб (Скачать файл)

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Факультет экономики и управления

                                                                       Кафедра Менеджмент

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

              Специальность 080500.62 Менеджмент

                                                                    на тему «Стратегический менеджмент »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 6 курса заочной формы обучения

Гончарова Валерия Валерьевна

 

Руководитель дипломной работы

Намнанов Дагба Дампилович к.э.н,доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2014 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность и функции  стратегического менеджмента

1.1 Сущность стратегического  менеджмента

1.1.1 Условия и этапы  становления стратегического менеджмента

1.1.2 Отличительные характеристики  стратегического менеджмента

1.1.3 Преимущества и ограничения  стратегического менеджмента

1.1.4 Этапы процесса стратегического  менеджмента

1.2 Функции стратегического  менеджмента

2. Стратегический план  Санкт-Петербурга по формированию  благоприятного хозяйственного  климата

2.1 Формирование благоприятного  хозяйственного климата

2.2 Механизмы реализации  и обновления Стратегического  плана

2.3 Ожидаемые результаты  реализации Стратегического плана

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году[1]. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году[2]. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.

Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий[3].

Стратегический менеджмент – это процесс формирования целей организации и управления для их достижения[4].

Стратегический менеджмент – это процесс оценки внешней среды, формулирования организационных целей, принятия решений, их реализация и контроль, сфокусированные на достижение целей в настоящей и будущей внешней среде организации[5].

 

 

1. СУЩНОСТЬ И  ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность стратегического  менеджмента

1.1.1 Условия и  этапы становления стратегического  менеджмента

Условия возникновения стратегического менеджмента:

- технологические прорывы, требующие прогнозирования новых  производственно-технологических возможностей;

- насыщение рынка товаров  и услуг, что привело к усилению  конкуренции и усложнению запросов  потребителей;

- начавшийся процесс глобализации  рынков и возникновения транснациональных  корпораций, способных воздействовать  на рынок вплоть до его раздела.

Этапы становления стратегического менеджмента:

- Управление на основе  контроля за исполнением. Условием для такого управления является представление о стабильной среде организации на изменение, проявляется после свершения событий (реактивная адаптация).

- Управление на основе  экстраполяции или долгосрочное  планирование (1950-е г.г.). Основывается на выявлении текущих изменений, определенных показателей деятельности предприятия и экстраполяцией выявленных тенденций в будущее. Этот подход наиболее полезен для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом, как потенциального роста, так и запланированного сокращения производства.

- Управление на основе  предвидения изменений или “стратегическое  планирование”. Стратегическое планирование  позволяет вовремя предусмотреть  будущие тенденции и определить  реакцию на них путем выработки  соответствующей стратегии. Этот  подход основывается на выявлении  тенденций не только экономического  развития корпораций, но и внешней  среды. Стратегическое планирование  опирается на выявленные сильные  и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы  во внешней среде с учетом  тенденций на их изменения.

- Управление на основе  гибких решений или “стратегический  менеджмент”. Помимо прогнозирования  изменений во внешней среде  “стратегический менеджмент” предусматривает  управление стратегическими возможностями  и созданием конкурентных преимуществ, необходимых для успеха фирмы  в будущем.

1.1.2 Отличительные  характеристики стратегического  менеджмента

- Стратегические решения  связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами  организации. В менеджменте сам  термин “стратегический” означает  – “влияющий на отношения  между фирмами и окружающей  средой”.

- Стратегическое управление  родилось эволюционно из стратегического  планирования, которое составляет  его сущностную основу. В отличие  от долгосрочного планирования  при стратегическом планировании  и управлении определяется, что  организация должна делать в  настоящее время, чтобы достичь  желаемых целей в будущем, а  также вырабатывается способность  реагировать на изменения в  окружении, позволяющие достичь  этих целей.

- Стратегический менеджмент  предполагает не только адаптацию  предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие  на среду, ее изменение и создание  условий для реализации стратегии  и достижения целей. Внешняя среда  – область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе  реализации стратегии.

- Стратегический менеджмент  требует предпринимательского стиля  поведения TOP-менеджеров, который характеризуется  стремлением к изменениям, предвидением  будущих опасностей, поиском новых  возможностей и новых управленческих  решений и т.д.

- Стратегический менеджмент  – объединение интуиции и искусства  высшего руководства вести организацию  к стратегическим целям, высокий  профессионализм и творчество  служащих, обеспечивающих связь  организации со средой, а также  активное включение всех работников  в реализацию задач организации, направленную на достижение цели.

- Стратегический менеджмент  – процесс, который уникален для  каждой фирмы.

1.1.3 Преимущества  и ограничения стратегического  менеджмента

Преимущества стратегического подхода к управлению организацией:

- Стратегический менеджмент  обеспечивает общее понимание  того, для чего функционирует  организация и принимаются определенные  управленческие решения (это позволяет  предать единую направленность  деятельности всех подразделений  и персонала организации для  достижения ее стратегических  целей);

- Стратегический менеджмент  призван обеспечить не текущий  успех организации, а ее постоянное  развитие в условиях не стабильности  внешней среды и жесткой конкуренции;

- Стратегический менеджмент  позволяет объединить решение  руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;

- Стратегический менеджмент  обеспечивает возможность оценивать  альтернативные варианты использования  ресурсов, то есть разумно переносить  ресурсы в стратегически обоснованные  и эффективные проекты;

- Стратегический менеджмент  создает среду, которая поощряет  активное руководство организации, а не пассивное реагирование  на изменение ситуации;

- В стратегическом менеджменте  используются самые новые и  прогрессивные разработки.

Недостатки стратегического менеджмента:

- Стратегический менеджмент  в силу своей сущности не  может дать точной и детальной  картины будущего, что затрудняет  разработку стратегических планов  и их реализацию;

- Стратегический менеджмент  не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как  делать при решении определенных  задач и в конкретных ситуациях. Каждым менеджером стратегический  менеджмент понимается и реализуется  по-своему, но не каждый обладает  стратегическим предвидением;

- Требуются огромные усилия, большие затраты времени и  ресурсов для того, чтобы в  организации начал осуществляется  процесс стратегического управления;

- В настоящее время  резко усиливаются негативные  последствия ошибок стратегического  предвидения.

1.1.4 Этапы процесса  стратегического менеджмента

Этапы стратегического менеджмента:

- анализ среды;

- формирование стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль  реализации стратегии.

Анализ среды считается исходным этапом процесса стратегического управления, так как он обеспечивает основу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии. Внешнее окружение – набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение – набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.

Формирование стратегии определение миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии – процесс определения миссии и целей организации, а также выбора стратегии достижения этих целей.

Реализация стратегии процесс, в котором стратегия преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и процедур, а также это – процесс проведения стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Оценка и контроль реализации стратегии – обеспечивает устойчивую обратную связь между реализацией стратегии и целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы.

Требования к стратегическому менеджеру

В условиях современной сложной и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам. По мнению Э. Враппа (университет Чикаго), наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:

– быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;

– уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно распределять и знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частные решения;

– быть хорошими политиками, обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не "давить" авторитетом для их продвижения, действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор;

– не должны, как эксперты, "зацикливаться". Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке;

способствовать продвижению программы в частных направлениях.

Задачи стратегического менеджера

Стратегический менеджер – личность, которая накладывает отпечаток на деятельность организации, на ее главные самостоятельные подразделения. Основная задача стратегического менеджера заключается в обеспечении деятельности организации (сохранении "здоровья" организации) при движении в определенном направлении.

В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Информация о работе Стратегический менеджмент