Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:23, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучить стратегии развития современного бизнеса. Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
а) изучение понятий «стратегия» и «стратегический менеджмент».
б) знакомство с различными видами стратегического планирования
в) методика разработки стратегий
г) методика реализации стратегий
Введение
1 Стратегия и тактика фирмы
1.1 Понятие стратегии и стратегического менеджмента
1.2 Виды стратегического планирования
1.3 Классификация стратегий бизнеса
1.4 Применение эталонных стратегий в бизнесе
1.5 Конкурентные стратегии
2 Методика разработки стратегии фирмы, способы ее осуществления
2.1 Классический алгоритм определения стратегии фирмы
2.2 Выбор стратегии
2.3 Оценка стратегического плана
2.4 Стадии реализации стратегии
3 Пример формирования финансовой стратегии «нефтяной компанией лукойл»
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ярославский государственный технический университет»
Кафедра «Экономика и управление на предприятии»
Курсовая работа защищена
с оценкой ________
Руководитель: к.э.н., доцент
_________ А.В. Кольцова
«___» _______ 2015
Стратегический менеджмент
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»
ЯГТУ 080100.62-000 КР
Нормоконтролер
________ А.В. Кольцова студент гр. ДВТЭ-35в
«___» _______ 2015 __________ А.Г. Борисов
«___» _________ 2015
Ярославль 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Стратегия и тактика фирмы
1.1 Понятие стратегии и стратегического менеджмента
1.2 Виды стратегического планирования
1.3 Классификация стратегий бизнеса
1.4 Применение эталонных стратегий в бизнесе
1.5 Конкурентные стратегии
2 Методика разработки стратегии фирмы, способы ее осуществления
2.1 Классический алгоритм определения стратегии фирмы
2.2 Выбор стратегии
2.3 Оценка стратегического плана
2.4 Стадии реализации стратегии
3 Пример формирования
финансовой стратегии «
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях жёсткой конкуренции и быстроменяющейся экономической ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на текущую работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов. В настоящее время не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, но исключительно важным становится осуществление управления, обеспечивающего адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Поэтому в современном бизнесе разработка стратегий развития для фирм очень актуальны.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своём роде, поэтому и процесс выработки для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, потенциала, поведении конкурентов, характеристик производимого товара (оказываемых услуг), состоянии экономики, культурной среды и ещё многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщённых принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.
Основной целью курсовой работы является изучить стратегии развития современного бизнеса. Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
а) изучение понятий «стратегия» и «стратегический менеджмент».
б) знакомство с различными видами стратегического планирования
в) методика разработки стратегий
г) методика реализации стратегий
д) оценка стратегического плана
Объектом исследования являются российские и зарубежные компании.
Предметом исследования является теория, методика внедрения и практика стратегического планирования.
1 СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ФИРМЫ
1.1 ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Одна из ключевых составляющих управления - стратегический выбор, реализация которого представляет основную часть содержания стратегического управления. Для фирмы стратегическое планирование - важнейшее условие эффективного управления его развитием. Методы планирования занимают одно из главных мест в управлении современной фирмы, а также при разработке и реализации инструментов экономической политики на правительственном уровне управления. С одной стороны, они выполняют функцию снижения неопределённости развития, создают устойчивые ожидания, относительно будущего управляемой системой, а с другой - выполняют функцию механизма обучения, отбора эффективных решений, накопления полезного опыта.[1] Стратегическое планирование предназначено для решения широкомасштабных задач и этапов развития экономической системы.
Обычно цель стратегического планирования - осуществление эффективного управления экономическими изменениями. Его результатом обычно выступают новые продукты, технологии, рынки, а также их комбинации, организации.
Стратегия - набор правил и/или установок, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, ориентированных на длительные интервалы времени, а также сами эти решения, обеспечивающие будущее фирмы. Это отличает её от тактики, которая преследует сиюминутные цели и задачи на коротких временных интервалах. Стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, предназначенный обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
В стратегическом управлении стратегия - это долгосрочное, качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм её деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации (что она хочет получить в результате своей деятельности).[3]
Под стратегией в настоящей работе понимается комплекс функциональных направлений деятельности предприятия, ориентирующих всех его работников на достижение общих значимых целей организации. Под стратегическим управлением - система решений и действий, применяемых для формулирования и осуществления стратегии, которая обеспечит наилучшее конкурентное соответствие между предприятием и его средой и позволит достичь целей организации с наименьшими затратами ресурсов. Суть стратегического управления в том, что в организации, с одной стороны, существует чётко организованное комплексное стратегическое планирование, а с другой - структура управления фирмой адекватна «формальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.[1]
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Рисунок1. Процесс стратегического планирования
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.[2]
Изучением вопросов разработки и реализации стратегии занимается специальная дисциплина - стратегический менеджмент - одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей организации (фирмы, корпорации) и разработке конкретных программ для их достижения. Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.[1]
1.2 ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В теории стратегического менеджмента обычно выделяют следующие вида стратегического планирования.
Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством.
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ БИЗНЕСА
Согласно теории М. Портера, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.
Первая область. Связана с лидерством в минимизации издержек производства. Компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счёт более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь эффективную реализацию производства и снабжения, развитую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также налаженную систему распределения продукции. Требования к маркетингу при реализации данной стратегии предъявляются невысокие.
Предпосылки:
Преимущества стратегии:
Риски стратегии:
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции (иными словами, дифференциацией).
Дифференциация - способность предприятия обеспечить покупателя товаром, обладающим большей ценностью, т.е. большей потребительской стоимостью. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что даёт большую прибыль.
В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг, чтобы стать лидером в области производства конкретной номенклатуры продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, прекрасных дизайнеров, систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.
Предпосылки использования стратегии:
Преимущества стратегии: