Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучить стратегии развития современного бизнеса. Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
а) изучение понятий «стратегия» и «стратегический менеджмент».
б) знакомство с различными видами стратегического планирования
в) методика разработки стратегий
г) методика реализации стратегий

Содержание

Введение
1 Стратегия и тактика фирмы
1.1 Понятие стратегии и стратегического менеджмента
1.2 Виды стратегического планирования
1.3 Классификация стратегий бизнеса
1.4 Применение эталонных стратегий в бизнесе
1.5 Конкурентные стратегии
2 Методика разработки стратегии фирмы, способы ее осуществления
2.1 Классический алгоритм определения стратегии фирмы
2.2 Выбор стратегии
2.3 Оценка стратегического плана
2.4 Стадии реализации стратегии
3 Пример формирования финансовой стратегии «нефтяной компанией лукойл»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

 

 

 

Курсовая работа защищена

с оценкой ________

Руководитель: к.э.н., доцент

_________ А.В. Кольцова

«___» _______ 2015

 

 

 

 

Стратегический менеджмент

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»

 

ЯГТУ 080100.62-000 КР

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормоконтролер                        Работу выполнил

________ А.В. Кольцова                студент гр. ДВТЭ-35в

«___» _______ 2015          __________ А.Г. Борисов

              «___» _________ 2015

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1   Стратегия и тактика  фирмы

1.1 Понятие стратегии и  стратегического менеджмента

1.2 Виды стратегического  планирования

1.3 Классификация стратегий  бизнеса

1.4 Применение эталонных  стратегий в бизнесе

1.5 Конкурентные стратегии

2 Методика разработки  стратегии фирмы, способы ее осуществления

2.1 Классический алгоритм  определения стратегии фирмы

2.2 Выбор стратегии

2.3 Оценка стратегического  плана

2.4 Стадии реализации стратегии

3 Пример формирования  финансовой стратегии «нефтяной  компанией лукойл»

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях жёсткой конкуренции и быстроменяющейся экономической ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на текущую работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов. В настоящее время не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, но исключительно важным становится осуществление управления, обеспечивающего адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Поэтому в современном бизнесе разработка стратегий развития для фирм очень актуальны.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своём роде, поэтому и процесс выработки для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, потенциала, поведении конкурентов, характеристик производимого товара (оказываемых услуг), состоянии экономики, культурной среды и ещё многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщённых принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Основной целью курсовой работы является изучить стратегии развития современного бизнеса. Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

а) изучение понятий «стратегия» и «стратегический менеджмент».

б) знакомство с различными видами стратегического планирования

в) методика разработки стратегий

г) методика реализации стратегий

д) оценка стратегического плана

Объектом исследования являются российские и зарубежные компании.

Предметом исследования является теория, методика внедрения и практика стратегического планирования.

 

 

 

1   СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ФИРМЫ

1.1 ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Одна из ключевых составляющих управления - стратегический выбор, реализация которого представляет основную часть содержания стратегического управления. Для фирмы стратегическое планирование - важнейшее условие эффективного управления его развитием. Методы планирования занимают одно из главных мест в управлении современной фирмы, а также при разработке и реализации инструментов экономической политики на правительственном уровне управления. С одной стороны, они выполняют функцию снижения неопределённости развития, создают устойчивые ожидания, относительно будущего управляемой системой, а с другой - выполняют функцию механизма обучения, отбора эффективных решений, накопления полезного опыта.[1] Стратегическое планирование предназначено для решения широкомасштабных задач и этапов развития экономической системы.

Обычно цель стратегического планирования - осуществление эффективного управления экономическими изменениями. Его результатом обычно выступают новые продукты, технологии, рынки, а также их комбинации, организации.

Стратегия - набор правил и/или установок, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, ориентированных на длительные интервалы времени, а также сами эти решения, обеспечивающие будущее фирмы. Это отличает её от тактики, которая преследует сиюминутные цели и задачи на коротких временных интервалах. Стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, предназначенный обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

В стратегическом управлении стратегия - это долгосрочное, качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм её деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации (что она хочет получить в результате своей деятельности).[3]

Под стратегией в настоящей работе понимается комплекс функциональных направлений деятельности предприятия, ориентирующих всех его работников на достижение общих значимых целей организации. Под стратегическим управлением - система решений и действий, применяемых для формулирования и осуществления стратегии, которая обеспечит наилучшее конкурентное соответствие между предприятием и его средой и позволит достичь целей организации с наименьшими затратами ресурсов. Суть стратегического управления в том, что в организации, с одной стороны, существует чётко организованное комплексное стратегическое планирование, а с другой - структура управления фирмой адекватна «формальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.[1]

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

 

Рисунок1. Процесс стратегического планирования

 

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.[2]

Изучением вопросов разработки и реализации стратегии занимается специальная дисциплина - стратегический менеджмент - одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей организации (фирмы, корпорации) и разработке конкретных программ для их достижения. Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.[1]

1.2 ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

В теории стратегического менеджмента обычно выделяют следующие вида стратегического планирования.

  • Долгосрочное (перспективное) планирование. При разработке планов идут от будущего к настоящему. Планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных, отражающих долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии в план не включаются, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных финансовых показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.
  • Среднесрочное планирование. В его основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение её характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до5 лет.
  • Краткосрочное планирование. Охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ними, управления материальными запасами и полученными кредитами.
  • Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательностью операций, расстановка работников и др.
  • Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Фирма, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути для действий.

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством.

 

 

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ  БИЗНЕСА

 

Согласно теории М. Портера, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.

Первая область. Связана с лидерством в минимизации издержек производства. Компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счёт более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь эффективную реализацию производства и снабжения, развитую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также налаженную систему распределения продукции. Требования к маркетингу при реализации данной стратегии предъявляются невысокие.

Предпосылки:

  • большая доля рынка;
  • наличие конкурентных преимуществ (доступ к дешёвому сырью, низкие расходы на доставку и продажу товаров и др.);
  • строгий контроль расходов, возможность экономии расходов на исследования, рекламу, сервис.

Преимущества стратегии:

  • предприятия рентабельны даже в условиях сильной конкурентной борьбы, когда другие конкуренты терпят убытки;
  • низкие затраты создают высокие входные барьеры;
  • при появлении продуктов-заменителей лидер по экономии на издержка имеет большую свободу действий, чем конкуренты;
  • низкие затраты снижают влияние поставщиков.

Риски стратегии:

  • конкуренты могут перенять методы снижения затрат;
  • серьёзные технологические новшества могут устранить имеющиеся конкурентные преимущества и сделать малопригодным накопительный опыт;
  • концентрация на затратах затруднит своевременное обнаружение изменений требования рынка;
  • непредвиденное действие факторов, увеличивающих затраты, может привести к уменьшению разрыва в ценах в сравнении с конкурентами.

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции (иными словами, дифференциацией).

Дифференциация - способность предприятия обеспечить покупателя товаром, обладающим большей ценностью, т.е. большей потребительской стоимостью. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что даёт большую прибыль.

В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг, чтобы стать лидером в области производства конкретной номенклатуры продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, прекрасных дизайнеров, систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

Предпосылки использования стратегии:

  • особый престиж предприятия;
  • высокий потенциал для проведения НИОКР;
  • совершенный дизайн;
  • изготовление и использование материалов самого высокого качества;
  • возможно полный учёт требований потребителей.

Преимущества стратегии:

  • потребители предпочитают продукцию данного предприятия;
  • предпочтение потребителей и неповторимость продукта создают высокие входные барьеры;
  • особенности продукта снижают влияние потребителей;
  • высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками.

Информация о работе Стратегический менеджмент