Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 04:56, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие анализа ближайшего окружения организации как составная часть анализа внешней среды…………………………………………………….6
1.1 Стратегический менеджмент и его подходы к анализу внешнего окружения………………………………………………………………………….6
1.2 Сущность и структура внешней среды……………………………………....9
1.3 Анализ ближайшего окружения организации……………………………..13
Глава 2 Характеристика предприятия………………………………………….18
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………18
2.2. Анализ макросреды предприятия………………………………………….21
2.3.Анализ конкурентной среды предприятия………………………………....22
Глава 3…………………………………………………………………………....27
3.1. Выработка маркетинговой стратегии на предприятие…………………...27
3.2.Повышение конкурентоспособности на предприятие…………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по стратегическому менеджменту.docx

— 134.56 Кб (Скачать файл)

Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в  мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной  деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических  условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл «НИОКР – производство – сбыт».

Анализ внешней среды  требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для  принятия правильных и своевременных  решений.

Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью  определения перспективных возможностей организации и грозящих ей опасностей.

Внешнюю среду подразделяют на:

Ближайшее окружение (микросреда) - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые  посредники, конкуренты, государственные  органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

Дальнее окружение (макросреда) - влияющую на предприятие и его  микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.

Соответственно, внешнее  окружение организации можно  представить следующим образом (рис. 1):

 

Рисунок 1 - Внешнее окружение организации

Таким образом, ознакомившись  с сущностью внешнего окружения  организации, рассмотрим в свою очередь  содержание анализа ближайшего окружения  организации (микросреды).

 

1.3 Анализ ближайшего  окружения организации

Внешняя среда организации  прямого воздействия – это  поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

 

Среду прямого воздействия  еще называют непосредственным деловым  окружением организации. Это окружение  формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

поставщики (сырья, материалов, финансов ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы);

государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);

потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);

конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;

трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и  рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или  количества, но одновременно опасным  усилением таких факторов подвижности  среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. Всех поставщиков можно разделить  на несколько групп:

-поставщики материалов;

-поставщики капитала;

-поставщики трудовых ресурсов.

Многие законы и государственные  учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным  владением, компанией, корпорацией  или некоммерческой корпорацией, и  именно это определяет, как организаций  может вести свои дела и какие  налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему  приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в  форме штрафов или даже полного  прекращении бизнеса.

Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования  организации зависит от ее способности  находить потребителя результатов  ее деятельности и удовлетворять  его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Все многообразие внешних факторов находит отражение  в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации  ориентируют свои структуры на крупные  группы потребителей, от которых они  в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения  потребителей, оказывающих влияние  не только на спрос, но и на имидж  фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого  предприятия четко понимает, что  если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

Влияние на организацию имеют  уровень образования, квалификация и этика, личные качества (самостоятельность, ответственность за выполняемую  работу) персонала. Выделяют самостоятельный  вид профессиональных специалистов-менеджеров – управляющих персоналом, главной  целью которых, является повышение  производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и  расстановки персонала; выработка  правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с  обучением и повышением квалификации.

Таким образом, в данной части  курсовой работы было рассмотрено понятие  анализа окружения, как одного из основных подходов к понятию стратегического  менеджмента. Данный подход включает в  себя анализ, ближайшего окружения, сущность которого заключается в том, что  он позволяет предприятию выбрать  стратегию по построению связей с  элементами ближайшего окружения, а также в дальнейшем данную стратегию корректировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Характеристика предприятия.

 

2.1. Общая характеристика  предприятия.

Общественный пассажирский транспорт играет огромную роль в  перевозке граждан. Так как в  нашей стране ещё не каждый гражданин  может позволить себе личный автомобиль, поэтому именно общественный пассажирский транспорт обеспечивает доставку к  месту работы, культурного отдыха и для прочих целей наибольшую часть населения городов.

      Несмотря на высокую потребность населения в общественном транспорте, последний в настоящее время находится не в лучшем состоянии. За последние 13 лет количество подвижного состава в стране уменьшилось на 40%, отсутствуют социальные стандарты транспортной обеспеченности пассажирскими перевозками.  
      Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, в России постоянно увеличивается население городов, растёт благосостояние граждан, что приводит к постройке новых зданий и, соответственно, новых микрорайонов.  
В соответствии с изменяющимися ландшафтами городов требуется коррекция старых или проведение новых маршрутов городского общественного транспорта. 

       1 сентября 2007 г. создается ОАО «Городские маршруты», (в ущерб интересам муниципального предприятия). Учредителями ОАО становятся КУИ г. Улан-Удэ и ООО «Арсенал» (директор Матханова Д.Г.), при этом вкладом в уставный капитал от КУИ г. Улан-Удэ является: здание производственного цеха – стоянки, здание административно-бытового корпуса, здание моечной, земельный участок, расположенные по пр.Автомобилистов,3А, которые уже были в аренде МУП «Городские маршруты». От ООО «Арсенал» вклад в уставный капитал составил – 39 автобусов «ПАЗ-32054-07», 12 автобусов «ПАЗ-4230-03». Вклады распределяются: КУИ – 51%, ООО «Арсенал» – 49%

В Совет директоров вновь созданного ОАО «Городские маршруты», то есть коммерческого  предприятия, вошли: Айдаев Г.А. (мэр  г.Улан-Удэ, в соответствии с ч.9 ст.37 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – «глава местной администрации  не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью»), Козлов А.Н., Сангадиев З.Г., Матханов И.Э., Русанов А.Г., и Гармаев В.Р.

Председателем Совета директоров избран Айдаев Г.А., его заместителем – Матханов И.Э.. При этом, руководивший на тот момент КУИ г.Улан-Удэ Сангадиев З.Г., который осуществлял свои полномочия как представитель от соучредителя – городского округа «Город Улан-Удэ», также вошел в совет директоров ОАО (в соответствии со ст.14 «Запреты, связанные с муниципальной службой» ФЗ РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещено состоять в  органах управления коммерческих организаций, заниматься предпринимательской деятельностью, использовать в целях, не связанных  с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового  и иного обеспечения, другое муниципальное  имущество).

Таким образом, действующее с 1998 г. МУП  «Городские маршруты» теперь уже  с 2008 г. арендует имущество у ОАО «Городские маршруты» и полностью загоняется в долги, и на данный момент остается без имущества.

27 июня 2008 г. выходит решение КУИ  Администрации г.Улан-Удэ (Бутова  Л.С.) о передаче 2% акций, принадлежащих  городу в качестве вклада в  ОАО «Городские маршруты», в МУП «Городские маршруты» на праве хозяйственного ведения.

И уже 20 августа 2008 г. эти 2% акций, принадлежащих  г.Улан-Удэ, продаются ООО «Кассовый  центр» (директор Хабаева Ф.Ф.) через  МУП «Городские маршруты», с согласия собственника в лице КУИ г.Улан-Удэ.

Тем самым, у г.Улан-Удэ остается 49% акций  в ОАО «Городские маршруты», а  контрольный пакет акций (51%) переходит  под контроль Матханова И.Э.

В настоящий момент, в МУП «Городские маршруты» сложилась тяжелая  экономическая ситуация в виду лишения  возможности нормального функционирования и недостаточного финансирования.

Цели  предприятия:

- максимальное удовлетворение потребностей  в городских пассажирских перевозках  имеющимся в наличии и предназначенным  для этого,подвижным составом;

- обеспечение работникам предприятия  необходимых условий для эффективной  производственной деятельности, улучшение  их материального и социального  положения.

Задачи  предприятия:

- обеспечение необходимого для  города объема пассажирских перевозок  наличным подвижным составом;

- обеспечение безопасности пассажирских  перевозок;

- создание необходимых удобств  для пассажиров;

- рациональное использование материальных, трудовых и финансовых

ресурсов;

- развитие и реконструкция материальной  базы;

- совершенствование форм и методов  управления и хозяйствования.

Виды  деятельности предприятия:

- пассажирские перевозки;

- оказание платных услуг населению;

- организация коммерческой и посреднической  деятельности.

Основным  видом деятельности предприятия  является оказание услуг по перевозке  пассажиров городским пассажирским транспортом. Услуги оказываются через  специализированную сеть маршрутов  движения троллейбусов.

2.2. Анализ макросреды предприятия.

Окружение маркетинговой среды  представляет собой совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности.

Среда предприятия подразделяется на внешнюю (микро- и макросреда) и внутреннюю.

К факторам микровнешней среды предприятия  ОАО «Городские маршруты» потребители, конкуренты и контактные аудитории.

К факторам макровнешней среды относят STEEPV – факторы.

Задачей маркетингового исследования является всесторонний анализ внешней  и внутренней среды предприятия  и подготовка на этой основе информации, необходимой для принятия решений.

Информация о работе Стратегический менеджмент