Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики благополучие и дальнейшее развитие предприятия зависит от умения правильно оценивать состояние и перспективы спроса на производимые или продаваемые ими товары и услуги, максимально допустимый уровень затрат на них, позволяющий при сложившихся на рынке ценах получить прибыль, дающую возможность обеспечить развитие производства и получение дохода всеми его участниками.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что четкая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1. Теоретические и методологические аспекты стратегического планирования на предприятии
1.1. Содержание, формы и принципы стратегического планирования………..
1.2. Особенности этапов стратегического планирования на предприятии……
1.3. Методика и технология стратегического планирования …………………..
2. Эффективность стратегического планирования
2.1. Анализ эффективности стратегического планирования на ООО «Северяночка»……………………………………………………………………….
2.1.1 Анализ внутренний среды предприятия………………………………………
2.1.2. Анализ внешней среды …………………………………………………….
2.1.3 Порядок разработки стратегического планирования…………………….
2.2 Рекомендации по повышению эффективности стратегического
планирования………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

северяночка.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

1. Теоретические и методологические  аспекты стратегического планирования  на предприятии

1.1. Содержание, формы и  принципы стратегического планирования………..

1.2. Особенности этапов  стратегического планирования на предприятии……

1.3. Методика и технология  стратегического планирования …………………..

2. Эффективность стратегического  планирования

2.1.   Анализ эффективности  стратегического планирования на  ООО «Северяночка»……………………………………………………………………….

2.1.1 Анализ внутренний среды предприятия………………………………………

2.1.2. Анализ  внешней  среды  …………………………………………………….

2.1.3 Порядок разработки стратегического  планирования…………………….

2.2 Рекомендации по повышению  эффективности стратегического 

планирования………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………….

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики благополучие и дальнейшее развитие предприятия зависит от умения правильно оценивать состояние и перспективы спроса на производимые или продаваемые ими товары и услуги, максимально допустимый уровень затрат на них, позволяющий при сложившихся на рынке ценах получить прибыль, дающую возможность обеспечить развитие производства и получение дохода всеми его участниками.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что четкая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.

Объектом исследования в данной работе выступает ООО «Северяночка», основным видом деятельности которого является розничная торговля.

Предмет исследования – реализация стратегического планирования на предприятии ООО «Северяночка».

Разработка стратегии организации начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого, устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.

Философия организации включает в себя следующие элементы: основной замысел, отражающий цели организации, ее стратегию и направленность деятельности; описание организации; философия заказчиков; внутриорганизационная политика; связи с партнерами; отношение с другими организациями.

Целью написания работы является  анализ построения стратегического планирования на предприятии.       

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить теоретические и методологические аспекты стратегического планирования предприятия,
  • рассмотреть содержание, формы и принципы стратегического планирования;
  • выявить особенности стратегического планирования;
  • изучить методики и технологии стратегического планирования на предприятии;
  • провести анализ эффективности стратегического планирования на примере ООО «Северяночка»;
  • выработать рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования на ООО «Северяночка».

 При написании работы были  использованы нормативно – правовые  акты, регулирующие деятельность  торговых предприятий,  публикации ученых экономистов и практиков в периодической печати, учебная литература, данные бухгалтерского учета и отчетности предприятия, статистические отчеты, инструктивные материалы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические и методологические аспекты стратегического планирования на предприятии

1.1. Содержание, формы и принципы стратегического планирования

Процветающее предприятие – это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта конечная цель предприятия может быть реализована только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Создание ценностей – это функция фирмы. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции.

   Основной инструмент фирмы  в создании системы ценностей  – это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использовании  конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество – это то, что выгодно отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке1.

Стратегическое планирование представляет собой принимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений. Это одно из средств воспроизведения предприятием предпринимательского поведения. В рамках стратегического планирования решаются следующие основные задачи:

  • Распределение ресурсов предприятия, которые ограничены, таких, как дефицитные кадры – управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы;
  • Адаптация к внешней среде путем стратегического характера, которые используют благоприятные внешние возможности, противостоят опасностям путем выявления адекватных вариантов деятельности – альтернатив, обеспечивающих приспособление к окружающим условиям;
  • Внутренняя координация стратегической деятельности с целью эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия, обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии;
  • Формирование стратегической организационной культуры путем развития и мышления управленческого персонала и формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.

 

1.2. Особенности этапов стратегического планирования на предприятии

Стратегическое планирование реализуется последовательно в первые шесть этапов стратегического управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми основных этапов:

    1. Формулировка миссии предприятия;
    2. Постановка целей;
    3. Оценка и анализ внешней среды;
    4. Управленческое обследование предприятия;
    5. Анализ стратегических альтернатив;
    6. Выбор стратегии;
    7. Реализация стратегии;
    8. Оценка стратегии2.
  •      Миссия – это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает как внутренние (например, повышение производительности труда), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы, выражая суть того успеха, которого должна добиться организация.

При выборе миссии не следует путать миссию с необходимостью работать прибыльно. Прибыль – это внутренняя проблема предприятия. Организация – открытая система, она может выжить только за счет удовлетворения потребностей вне её самой. Руководство должно найти ответ на вопросы: кто наши клиенты? какие потребности клиентов можно удовлетворить?3

  •        Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности предприятия. Цели организации должны быть утверждены высшим руководством, их достижение должно всесторонне стимулироваться. Цели коммерческой организации могут касаться следующих областей: прибыльность, рынки, производительность, продукция, финансовые ресурсы, производственные мощности, исследования и внедрение новшеств, организационная структура, человеческие ресурсы, социальная ответственность.
  •        Оценка и анализ внешней среды.

   Анализ внешней среды  – это процесс, посредством которого  разработчики стратегического плана оценивают внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия по трем направлениям:

1) изменения, которые воздействуют, могут воздействовать на стратегию;

2) факторы, которые представляют  угрозу для текущей стратегии;

3) факторы, которые определяют новые  возможности достижения целей предприятия.

В процессе анализа необходимо дать ответы на три конкретных вопроса: 1. положение предприятия в настоящее время; 2. желательное положение предприятия в будущем; 3. меры, необходимые для достижения желаемого положения предприятия.

Внешняя среда предприятия подразделяется на общую и рабочую. Общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Это среда косвенных контактов предприятия. Выделяют следующие основные элементы общей среды: 1) Экономические факторы (инфляция, безработица…). Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь решающее значение для предприятия; 2) Технологические факторы (возникновение новых товаров, товаров-заменителей, дизайн, прогресс в обслуживании…). Экономический анализ новых технологий должен определять их наиболее перспективные виды и типы, в том числе в сфере производства, проектирования, торговли, связи и т.д.; 3) Политико-правовые факторы (приближение выборов, изменение законодательства, установление минимального уровня зарплаты, регулирование цен, административное воздействие…). Необходимо следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федеральных органов власти и управления, определяющими политику по отношению к предприятиям. 4) Экологический фактор: (охрана окружающей среды, невозобновимость природных ресурсов); 5) Социально – демографические факторы (продолжительность жизни, рождаемость, рост населения по регионам, тенденции расселения, уровень занятости, уровень образования, средняя численность семьи…); 6) Рынки. Изменчивая рыночная среда должна представлять собой область постоянного внимания аналитиков предприятий; 7) Международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут быть результатом изменений международных отношений; 8) Социальное положение и социальные ожидания. К ним относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, защите интересов потребителей. Часто социальные факторы создают очень крупные проблемы для предприятия.

Рисунок 1. Процесс формирования и контроля стратегических целей

Для проведения анализа выбирают наиболее значимые для предприятия факторы, которые необходимо отнести к возможностям или угрозам, некоторые факторы можно отнести и к угрозам, и к возможностям одновременно.

  •        Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды организации дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях. Предприятие должно определить круг вопросов по каждому из значимых элементов внутренней среды, затем приступить к поиску информации. Направления сбора информации о внутренней среде:
  • стиль управления (личные качества, знания, навыки руководства);
  • капитал (его размеры, ликвидность, объем долгов);
  • трудовые ресурсы (квалификация работников, размер оплаты труда);
  • технология (прогрессивность технологии, степень модернизации, восприимчивость предприятия к новшествам…);
  • организация (структура, ориентация на удовлетворение потребностей клиентов, процесс принятия решений, открытость отношений внутри организации);
  • здания и сооружения (их удобство для работников и клиентов…);
  • рабочая сила (основные рабочие группы, ценности и убеждения сотрудников, личные цели и т.д.)4

   По окончании сбора информации  проводится анализ элементов  внутренней среды, в ходе которого выявляются слабые и сильные стороны предприятия. Результаты анализа так же отражаются в матрице.

  •        Оценка существующей стратегии или управленческое обследование предприятия проводится для того, чтобы определить соответствие существующей стратегии и возможностей предприятия, а так ее соответствие его интересам, выявить реальные возможности предприятия. Она осуществляется по следующим направлениям:
  1. Цели, задачи и общая стратегия;
  1. Конкуренция предприятия;
  2. Функциональные стратегии: маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, НИОКР, а так же культура и образ организации.
  3. Последние действия по реализации стратегии: ценовая и рекламная политика, расширение ассортимента продукции, выход на новый рынок;
  4. Определяются показатели успешности действующей стратегии: увеличение или уменьшение доли рынка, изменение рентабельности, динамика объема чистой прибыли и т.д5.

Информация о работе Стратегическое планирование