Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:13, курсовая работа
Согласно американской статистике около 40% компаний еще 20 лет, назад входивших в список Fortune 500, в наши дни благополучно прекратили свое существование. Эксперты, немало времени потратившие на то, чтобы докопаться до истины, сделали ошеломляющий вывод: вымершие компании либо не имели собственной стратегии, или же она представляла собой просто бумажный отчет, который так и не был реализован на практике.
Введение
Глава 1. Понятие стратегического планирования
История возникновения стратегического планирования, основные понятия
Сущность и функции стратегического планирования
Документы стратегического планирования: виды и назначения
Подходы к процессу стратегического планирования
Альтернативные модели построения стратегии
Глава 2. Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов, выбор, реализация и оценка стратегии
Глава 3. Организация процесса стратегического планирования на ОАО «ЛЕНТА».
3.1 Организационная характеристика ОАО « Лента »
3.2 Процесс стратегического планирования на ОАО «Лента»
3.3 Политика в области качества ОАО «Лента»
3.4 Цели в области качества ОАО «Лента»
Список литературы
Выработка миссии и соответствующих
целей — важнейшая составная
часть стратегического
Понятие «миссия» пришло из английского языка, как и многие другие термины менеджмента. «Миссия» в переводе означает «цель».
В отечественной управленческой теории и практике в определенном контексте употребляется именно термин «миссия», а не «цель»[5].
Миссия
— это четко выраженная общая цель деятельности организации, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:
- для чего существует
организация (причина ее
какую продукцию производит и какую потребность удовлетворяет организация;
- кто основные потребители
и каково отношение
- в чем заключается
основная философия
относится к обществу, партнерам и конкурентам, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;
- каковы основные принципы деятельности организации.
Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации[6].
Главный вопрос, на который
отвечает миссия, — это вопрос о
том, какую человеческую потребность
удовлетворяет организация. Например,
автомобильный завод
Как правило, миссия предприятия включает в себя следующие основные элементы:
- рост и прибыльность.
Рост важен, поскольку
Прибыльность чаще всего
рассматривается как
- уровень и структура
предпринимательства. Уровень
Структура предпринимательства
означает выбор направлений
- социальная ответственность. К. Девис и Р. Бломстром определяют социальную ответственность предприятия как «обязательства высшего руководства действовать таким образом, чтобы защищать и улучшать благосостояние общества в целом, сообразуясь при этом со своими собственными интересами». Важно при этом определить, где лежит этот баланс между фирменными (личными) и общественными интересами.
Следует заметить, что миссия предприятия формируется не в «безвоздушном пространстве». На ее выработку влияет множество факторов, важнейшими из которых являются история организации, особые преимущества в области конкурентной борьбы (патенты, «ноу-хау»), возможности и угрозы, выявленные на этапе стратегического анализа[7].
Следующий этап стратегического планирования - формулирование целей, или собственно целеполагание - представляет собой логический процесс, где можно только систематизировать процедуру, но не формализовать ее, а тем более определить однозначно. Целеполагание в конечном счете есть искусство, во многом определяемое опытом и интуицией высшего руководства. Главным для процесса определения целей развития предприятия является миссия предприятия как наиболее общая характеристика, в общем случае поглощающая в себя цели развития предприятия.
Цели развития предприятия
«многослойны». Во-первых, цели образуют
иерархию и она аналогична системе
планирования, то есть система целей
есть «контур плана». Каждая структурная
единица предприятия должна обладать
в реальности некоторой целью
развития, поэтому формулирование во
многом успешно только тогда, когда
достигается баланс между целями
организации в целом и целями
отдельных структурных
Рис 2.1 Общие требования к системе целей развития предприятия
Во-вторых, цели можно разделить на две группы - цели системы ицели участников.
Цели системы представляют
собой общие знаменатели
Рис 2.2 Полная иерархия целей развития предприятия
Цели фирмы подразделяют на:
1) общие (глобальные), разработанные для фирмы в целом:
а) отражают концепцию фирмы;
б) разработаны на длительную перспективу;
в) определяют основные направления программ развития фирмы;
г) должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами;
д) ранжирование целей по принципу приоритетности.
2) специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).
Другие специфические цели (подцели):
- по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);
- научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);
- производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
- финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);
Цели будут значимой частью
процесса стратегического управления
только в том случае, если высшее
руководство правильно их сформулирует,
информирует о них и
После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. Главная его задача - информационное наполнение процедуры стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:
- оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
- определение факторов,
представляющих угрозу для
- определение факторов,
представляющих больше
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство .
Внешнюю среду обычно подразделяют на общую (дальнюю) и специфическую (ближнюю).
Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. Обычно такого рода прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью.
Анализ экономической среды включает в себя прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, циклов деловой активности, денежного обращения и т. д. Наиболее агрегированным показателем является валовой национальный продукт (ВНП).
При анализе социополитической среды предприятие кроме прогноза политической ситуации в стране интересуют мероприятия государства в области социальной политики, внешней торговли, экологии, образования, культуры и т. д.
Технологическая среда анализируется при помощи научно-технического прогноза (научно-технические тенденции в науках, относящихся к данной отрасли производства, особенно возможные технологические прорывы).
Анализ специфической (ближней) окружающей средыобычно ассоциируют с анализом рыночного окружения, и он включает в себя следующие этапы:
1) производственный прогноз должен содержать информацию о перспективах роста (падения) производства отдельных видов продукции, производимой предприятием.
2) структурные сдвиги
прогнозируются для уменьшения
неопределенности при
3) конкурентный анализ окружающей среды проводится чаще всего по трем основным параметрам: структурный анализ конкурентного окружения, определение конкурентной позиции (стратегических групп) и анализ структуры рынка.
Обобщенная схема проведения
анализа внешней деловой
Рис 2.3 Обобщенная схема проведения анализа внешней деловой окружающей среды
Анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
Во внутреннее обследование среды предприятия входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа:
- конкурентоспособность
и желаемая доля рынка в
процентах к его общей емкости,
- разнообразие и качество
ассортимента изделий, которые
постоянно контролируются и
- рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;
- рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;
- предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
- эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;
- прибыль.
Анализ финансового состояния
может принести пользу организации
и содействовать повышению
Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:
1) может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты. Если нет, то почему;
2) какой доступ фирма имеет к новым материалам. На скольких поставщиков она завязана;
3) какое оборудование на фирме;
4) рассчитаны ли закупки
на снижение величины материальных
запасов и времени реализации
заказа. Существуют ли адекватные
механизмы контроля над
5) подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса. Если так, то как можно исправить существующую ситуацию;
6) может ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты;