Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:23, курсовая работа
Стратегическое планирование в туризме используется в диапазоне от макронационального и регионального до микролокального для того, чтобы на каждом уровне в различной степени уделялось внимание детализации и проработке плановых решений, также берется в расчет определенная специфика каждого уровня.
На международном уровне осуществляется, главным образом, планирование услуг по международным перевозкам, турам и потокам туристов по разным странам, а также происходит формирование международных маркетинговых стратегий и рекламных кампаний.
На национальном уровне планирование осуществляется для того, чтобы выделить те районы развития туризма, в которых находятся те или иные туристские достопримечательности, а также в целях установления национальной туристской политики.
Определение
миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления
миссии предприятия, выражающей философию
и смысл его существования.
Миссия – это концептуальное намерение двигаться
в определенном направлении. Обычно в
ней детализируется статус предприятия,
описываются основные принципы его работы,
действительные намерения руководства,
а также дается определение самых важных
хозяйственных характеристик предприятия.
Миссия выражает устремленность в будущее,
показывает то, на что будут направляться
усилия организации, какие ценности будут
при этом приоритетными. Поэтому миссия
не должна зависеть от текущего состояния
предприятия, на ней не должны отражаться
финансовые проблемы и т.д. В миссии не
принято указывать получение прибыли
в качестве основной цели создания организации,
хотя получение прибыли является важнейшим
фактором функционирования предприятия.
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключается в следующем:
Исходя из миссии и
целей существования
Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный
анализ» (в случае анализа диверсифицированной
компании) является основным элементом
стратегического планирования. В литературе
отмечается, что портфельный анализ выступает
в качестве инструмента стратегического
управления, с помощью которого руководство
предприятия выявляет и оценивает свою
деятельность с целью вложения средств
в наиболее прибыльные и перспективные
ее направления.
Основным методом портфельного анализа
является построение двухмерных матриц.
С помощью таких матриц происходит сравнение
производств, подразделений, процессов,
продуктов по соответствующим критериям.
Существует три подхода к формированию
матриц:
Анализ
окружающей среды необходим при осуществлении стратегического
анализа, т.к. его результатом является
получение информации, на основе которой
делаются оценки относительно текущего
положения предприятия на рынке.
Анализ окружающей среды предполагает
изучение трех ее составляющих:
Анализ внешней среды
включает изучение влияния экономики,
правового регулирования и
Непосредственное окружение анализируется
по следующим основным компонентам: покупатели,
поставщики, конкуренты, рынок рабочей
силы. Анализ внутренней среды вскрывает
те возможности, тот потенциал, на который
может рассчитывать фирма в конкурентной
борьбе в процессе достижения своих целей.
Внутренняя среда анализируется по следующим
направлениям: кадры фирмы, их потенциал,
квалификация, интересы и т.п.; организация
управления; производство, включая организационные,
операционные и технико-технологические
характеристики и научные исследования
и разработки; финансы фирмы; маркетинг;
организационная культура.
Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает
формирование альтернативных направлений
развития организации, их оценку и выбор
лучшей стратегической альтернативы для
реализации. При этом используется специальный
инструментарий, включающий количественные
методы прогнозирования, разработку сценариев
будущего развития, портфельный анализ
(матрица BCG, Mc Kincey и др.).
Стратегия – это долгосрочное качественно
определенное направление развития организации,
касающееся сферы, средств и формы ее деятельности,
системы взаимоотношений внутри организации,
а также позиции организации в окружающей
среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:
Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. Игорь Ансов в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:
Функции высшего руководства в процессе реализации стратегии:
Изменения, которые проводятся
в процессе выполнения стратегий, называются стратегическими
изменениями. Перестройка организации
может быть в таких формах, как радикальное
преобразование, умеренное преобразование,
обычные изменения и несущественные изменения.
Типы организационных структур: элементарная,
функциональная, дивизиональная, , матричная.
Выбор организационной структуры зависит
от размера и степени разнообразности
деятельности, географического размещения
организации, технологии, отношения к
организации со стороны руководителей
и сотрудников организации, динамизма
внешней среды и стратегии, реализуемой
организацией.
Чтобы провести изменения нужно вскрыть,
проанализировать и предсказать то, какое
сопротивление можно встретить, планируя
изменения, уменьшить до возможного минимума
это сопротивление и установить статус-кво
нового состояния. Стили проведения изменений:
конкурентный, самоустранения, компромисса,
приспособления, сотрудничества. Задачей
контроля является выяснение того, приведет
ли осуществление стратегии к реализации
целей.
Стадия процесса стратегического планирования |
Стратегическая информация |
Оценка ситуации (каково текущее положение фирмы?) |
Какие формировались раньше генеральные и промежуточные цели, стратегии, задачи и программы? Какие продукты продает фирма и сколько (в натуральном и стоимостном выражении)? Где продает фирма (географическая привязка сбыта)? Ресурсы фирмы (оборудование запасы и т.д.)?Где они размещены? Что производит фирма (графики производства)? Издержки фирмы? Репутация фирмы среди потребителей? |
Формулирование целей (каким представляется будущее фирмы?) |
Какие возможности фирмы могут быть выгодно использованы? Какие продукты фирма сможет производить и продавать в будущем? Какие рынки сбыта наиболее перспективны? На какие сильные позиции может опираться фирма? |
Выявление ограничений (что может сдерживать?) |
Какие изменения внешнего окружения могут затронуть фирму? * Какие действия конкурентов могут повлиять на деятельность фирмы? Какие обязательства могут оказать влияние на будущее фирмы? Какие правительственные законы и действия могут повлиять на деятельность фирмы? Какие существуют хозяйственные и отраслевые ограничения? * В чем слабости фирмы? * |
Выбор стратегий (что необходимо предпринять для достижения поставленных целей?) |
Какие последствия различных альтернатив стратегии можно предусмотреть? Какие действия следует предпринять для того, чтобы гарантировать предусмотренные выбранными стратегиями результаты? |
Информация о работе Стратегическое планирование в гостиничной индустрии