Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 22:25, контрольная работа
Актуальность. Переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Введение
Глава 1. Сущность стратегического планирования как функции менеджмента
§ 1. Понятие "стратегия" и сущность стратегического планирования
§ 2. Принципы и задачи стратегического планирования в муниципальном образовании
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут
§ 1. Характерные черты стратегического плана Сургута
§ 2. Задачи и алгоритм реализации стратегического плана города Сургута
Заключение
Список использованной литературы
ГБОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Институт экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: система управления муниципальным хозяйством
тема: стратегическое планирование в муниципальном образовании
Студент 03-04 гр. 5 курса
Остальцева К. А.
доцент, Исаков А. К.
Введение
Глава 1. Сущность стратегического планирования как функции менеджмента
§ 1. Понятие "стратегия" и сущность стратегического планирования
§ 2. Принципы и задачи стратегического планирования в муниципальном образовании
§ 1. Характерные черты стратегического плана Сургута
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. Переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально – экономического развития, в профильности и специализации территории. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы невозможны.
Для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.
Степень изученности. Проблемы планирования социально-экономического развития городов и поселений вызывают значительный
интерес в обществе, широко рассматриваются в зарубежной и российской экономической литературе. Теория и опыт стратегического планирования, развития местного самоуправления в зарубежных странах рассматриваются в работах И. Ансоффа, Э. Венейблс, М. Мескон, А. Дж. Стрикленд, Г. Минцберг и других1.
Среди современных российских исследований
в области местного самоуправления и социально-экономического
развития территориально-
Цели и задачи исследования. Основной целью контрольной работы является выявить сущность, содержание и основные характеристики стратегического планирования в муниципальном образовании.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1) проанализировать понятие и сущность стратегического планирования.
2) охарактеризовать принципы и задачи стратегического планирования в городах.
Объектом данной работы является стратегическое планирование как функция менеджмента.
Предметом данной работы является процесс стратегического планирования в муниципальном образовании.
Структура работы. Данная контрольная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Сущность стратегического планирования как функции менеджмента
§ 1. Понятие "стратегия" и сущность стратегического планирования
Стратегия (strategy) - план действий в условиях неопределенности. Это набор правил, согласно которым предпринимаемые действия должны зависеть от обстоятельств, включая естественные события и действия других людей.
Стратегическое планирование –
процесс проектирования
В условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства.
Процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью и улучшению имиджа города.
§ 2. Принципы и задачи стратегического планирования в муниципальном образовании
Принятие решения о разработке концепции перспективного развития муниципального образования требует акцентировать особое внимание на следующих принципах3:
1. Необходимость формирования в составе администрации структурного подразделения (или временной рабочей группы), занятого разработкой концепции и непосредственно подчиненного главе администрации или (как минимум) его первому заместителю. Возложение этой работы в качестве «дополнительной» на структурные подразделения, занятые текущими задачами, как правило, ведет к неудаче.
2. Необходимость создания, наряду с административной группой, общественного координационного органа по разработке и реализации стратегии развития муниципального образования, учредителями которого, кроме местной администрации, могут быть предприятия города и их союзы, коммерческие структуры, банки, фонды экономического развития, профсоюзы, общественные организации, корпоративные организации ученых и экспертов, университеты и т.п. В составе общественного координационного органа организуются научные советы и группы по разработке отдельных разделов концепции. Головной его структурой может быть научный центр, высшее учебное заведение, проектная организация и т.п.
3. Необходимость информирования населения о целях и задачах стратегического плана, необходимости и полезности его для каждого жителя, организация сбора и обсуждения предложений, поступающих от населения и различных местных сообществ. Жители должны осознавать, что разработка стратегии развития муниципального образования - их общее дело.
Цель разработки стратегии развития муниципального образования заключается в поиске источников эффективности и повышения уровня его
социально-экономического развития на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.
Основными документами в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются концепция и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития. Стратегический план - короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях. Стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. Также «стратегический план - это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения»4. В стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий.
Задачи стратегического планирования5:
1) координация государственного
и муниципального
2) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая
финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных
отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) определение приоритетов
4) выбор путей и способов
5) формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
6) определение ресурсов для
7) координация действий
по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
8) организация мониторинга и
контроля реализации
9) научно-техническое, информационное,
ресурсное и кадровое
10) создание условий, обеспечивающих
вовлечение граждан и
Информация о работе Стратегическое планирование в муниципальном образовании