Стратегическое планирование и его роль в системе планов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения. Стратегическое пла­нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре­шений, функции организации, мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
1.Понятие стратегического планирования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
2.Краткосрочное и долгосрочное планирование - - - - - - - - - - - - - - - 6
3.Требования к стратегическому плану - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
4.Виды управленческой деятельности в рамках планирования - - - - 11
5.Оценка и анализ внешней среды - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -13
6.Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
7.Изучение стратегических альтернатив - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -19
8.Стратегическое планирование и успех предприятия - - - - - - - - - - - 23
9.Реализация стратегического плана - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -24
10.Оценка стратегического плана - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -25
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26
Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 28
Приложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


30

 

Негосударственное образовательное учреждение

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ЗУИЭП)

 

Экономический факультет

                         Специальность менеджмент организации

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Стратегическое планирование и его роль в системе планов

 

 

Проверила:                                                 Выполнил:

научный руководитель                               студент II курса

к.э.н, доцент                                                 Корепанов Денис Николаевич

Баталова Екатерина Валентиновна

 

 Оценка:

«_____»

«_____» ___________2006 года

 

Пермь 2006

Оглавление:

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3

1.Понятие стратегического планирования - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  4

2.Краткосрочное и долгосрочное планирование - - - - - - - - - - - - - - - 6

3.Требования к стратегическому плану - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  9

4.Виды управленческой деятельности в рамках планирования - - - - 11

5.Оценка и анализ внешней среды - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -13

6.Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14

7.Изучение стратегических альтернатив - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -19

8.Стратегическое планирование и успех предприятия - - - - - - - - - - - 23

9.Реализация стратегического плана - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -24

10.Оценка стратегического плана - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -25

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26

Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 28

Приложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29

 

 

 

 

 

Введение

Стратегическое планирование - это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения.  Стратегическое пла­нирование обеспечивает  основу для всех управленческих ре­шений, функции организации,  мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтик­ом,  под  которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования,  организации в целом и отдельные люди  будут лишены чет­кого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.  Процесс  стратегического планирования  обес­печивает  основу  для  управления членами организации.  Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в на­шей стране,  можно отметить, что стратегическое планирова­ние становится все  более  актуальным для российских пред­приятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.


1.Понятие стратегического планирования

 В понятие “планирование” входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям,  как сбыт, финансы,  производство и закупки.  При этом,  конечно,  все частные планы взаимоувязаны между собой.

Задачи стратегического планирования

Пла­ни­ро­ва­ние не­об­хо­ди­мо для дос­ти­же­ния  фир­мой  сле­дую­щих це­лей:

       по­вы­ше­ние кон­тро­ли­руе­мой до­ли рын­ка;

      пред­ви­де­ние тре­бо­ва­ний по­тре­би­те­ля;

      вы­пуск про­дук­ции бо­лее вы­со­ко­го ка­че­ст­ва;

      обес­пе­че­ние со­гла­со­ван­ных сро­ков по­ста­вок;

      ус­та­нов­ле­ние уров­ня цен с уче­том ус­ло­вий кон­ку­рен­ции;

      поддержание ре­пу­та­ции фир­мы у по­тре­би­те­лей.

За­да­чи пла­ни­ро­ва­ния оп­ре­де­ля­ют­ся  ка­ж­дой  фир­мой  са­мо­стоя­тель­но в за­ви­си­мо­сти от дея­тель­но­сти,  ко­то­рой она за­ни­ма­ет­ся. В це­лом же за­да­чи стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния лю­бой фир­мы сво­дят­ся к сле­дую­ще­му:

1. Пла­ни­ро­ва­ние рос­та при­бы­ли.

2. Пла­ни­ро­ва­ние из­дер­жек пред­при­ятия,  и, как след­ст­вие, их уменьшение.

3. Уве­ли­че­ние до­ли рын­ка, уве­ли­че­ние до­ли про­даж.

4. Улуч­ше­ние со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки фир­мы.

Та­ким об­ра­зом, ос­нов­ной за­да­чей пла­ни­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся  по­лу­че­ние мак­си­маль­ной  при­бы­ли  как  ре­зуль­та­та дея­тель­но­сти и осу­ще­ст­в­ле­ния его важ­ней­ших функ­ций:  пла­ни­ро­ва­ние мар­ке­тин­га, про­из­во­ди­тель­но­сти, ин­но­ва­ций и дру­го­го.

Этапы стратегического планирования

  Процесс планирования проходит четыре этапа:

      разработка общих целей;

      определение конкретных,  детализированных целей на  заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);

      определение путей и средств их достижения;

      контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого,  но стремится определить  и  контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому  надежность  планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских  расчетов  прошлого.  Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников,  менеджеров. Все планы должны составляться так,  чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями.  Поэтому  планы  содержат  в себе так называемые резервы, иначе  именуемые  “надбавками  безопасности”,  однако  слишком большие резервы делают планы неточными,  а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления  плана  по  конкретным  направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи,  которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях.

2.Краткосрочное и долгосрочное планирование

Лю­бая ком­па­ния долж­на при­ме­нять как  дол­го­сроч­ное,  так и крат­ко­сроч­ное пла­ни­ро­ва­ние.  На­при­мер, при пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ст­ва про­дук­та как од­но­го  из  важ­ней­ших эле­мен­тов  ры­ноч­ной стра­те­гии це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять дол­го­сроч­ное и опе­ра­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние в со­во­куп­но­сти,  так как пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ст­ва про­дук­та име­ет свои спе­ци­фи­че­ские чер­ты и оп­ре­де­ля­ет­ся по­став­лен­ной це­лью,  сро­ка­ми ее дос­ти­же­ния, ви­дом то­ва­ра и так да­лее.

Долгосрочное планирование

Дол­го­сроч­ный план обыч­но ох­ва­ты­ва­ет трех­лет­ний или пя­ти­лет­ний пе­рио­ды.  Он ско­рее но­сит опи­са­тель­ный ха­рак­тер и оп­ре­де­ля­ет об­щую стра­те­гию ком­па­нии,  по­сколь­ку труд­но пре­ду­га­дать все воз­мож­ные рас­че­ты на та­кой дли­тель­ный срок. Дол­го­сроч­ный план вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ру­ко­во­дством ком­па­нии и со­дер­жит глав­ные стра­те­ги­че­ски це­ли пред­при­ятия на пер­спек­тив.

Ос­нов­ные об­лас­ти дол­го­сроч­но­го пла­ни­ро­ва­ния:

- ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра;

- про­из­вод­ст­вен­ные мощ­но­сти;

- ка­пи­таль­ные вло­же­ния;

- по­треб­но­сти в фи­нан­со­вых сред­ст­вах;

- ис­сле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки;

- до­ля рын­ка и так да­лее.

Краткосрочное планирование

Крат­ко­сроч­ное пла­ни­ро­ва­ние  мо­жет  быть рас­счи­та­но  на год, пол­го­да, ме­сяц,  и так да­лее. Крат­ко­сроч­ный план на год вклю­ча­ет объ­ем про­из­вод­ст­ва, пла­ни­ро­ва­ние при­бы­ли и дру­гое. Крат­ко­сроч­ное пла­ни­ро­ва­ние тес­но свя­зы­ва­ет пла­ны раз­лич­ных парт­не­ров и по­став­щи­ков, и по­это­му эти пла­ны мо­гут ли­бо со­гла­со­вы­вать­ся,  ли­бо от­дель­ные мо­мен­ты пла­на яв­ля­ют­ся об­щи­ми для ком­па­нии -  про­из­во­ди­те­ля и ее парт­не­ров.

Осо­бое зна­че­ние для пред­при­ятия име­ет крат­ко­сроч­ный  фи­нан­со­вый план.  Он по­зво­ля­ет ана­ли­зи­ро­вать и кон­тро­ли­ро­вать ли­к­вид­ность с уче­том всех ос­таль­ных пла­нов, а за­ло­жен­ные в нем ре­зер­вы да­ют ин­фор­ма­цию о не­об­хо­ди­мых ли­к­вид­ных сред­ст­вах.

Крат­ко­сроч­ное фи­нан­со­вое пла­ни­ро­ва­ние скла­ды­ва­ет­ся из  сле­дую­щих пла­нов:

1. Оче­ред­но­го фи­нан­со­во­го пла­на:

     - до­хо­ды с обо­ро­та;

     - те­ку­щие рас­хо­ды (сы­рье, зар­пла­та);

     - вы­иг­рыш или по­те­ри от те­ку­щей дея­тель­но­сти.

2. Фи­нан­со­во­го  пла­на  ней­траль­ной   об­лас­ти   дея­тель­но­сти пред­при­ятия:

    - до­хо­ды (про­да­жа ста­ро­го обо­ру­до­ва­ния);

    - рас­хо­ды;

    - вы­иг­ры­ши или по­те­ри от ней­траль­ной дея­тель­но­сти.

3. Кре­дит­но­го пла­на;

4. Пла­на ка­пи­таль­ных вло­же­ний;

5. Пла­на по обес­пе­че­нию ли­к­вид­но­сти. Он ох­ва­ты­ва­ет вы­иг­ры­ши или по­те­ри пред­ше­ст­вую­щих пла­нов:

    - сум­ма вы­иг­ры­шей и по­терь;

    - имею­щие­ся ли­к­вид­ные сред­ст­ва;

    - ре­зерв ли­к­вид­ных средств.

Кро­ме то­го,  крат­ко­сроч­ный план вклю­ча­ет в се­бя:

- план то­ва­ро­обо­ро­та;

- план по сы­рью;

- про­из­вод­ст­вен­ный план;

- план по тру­ду;

- план дви­же­ния за­па­сов го­то­вой про­дук­ции;

- план по реа­ли­за­ции при­бы­ли;

- кре­дит­ный план.

Эта­пы со­став­ле­ния крат­ко­сроч­но­го пла­на:

1. Ана­лиз си­туа­ции и про­бле­мы;

2. Про­гно­зи­ро­ва­ние бу­ду­щих ус­ло­вий дея­тель­но­сти;

3. По­ста­нов­ка за­дач;

4. Вы­бор оп­ти­маль­но­го ва­ри­ан­та;

5. Со­став­ле­ние пла­на;

6. Кор­рек­ти­ров­ка и увяз­ка;

7. Кон­кре­ти­за­ция пла­на;

8. Вы­пол­не­ние пла­на;

9. Ана­лиз и кон­троль.

3.Требования к стратегическому плану

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью фор­мулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управле­ния. Стратегический план должен обосновываться обшир­ными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эф­фективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса пред­приятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию определен­ность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать опре­деленные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, при­влекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разрабо­таны так,  чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибки­ми, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направ­ляет деятельность фирмы в течение продолжительного перио­да времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и посто­янно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план.  Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации,  а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе  позволить  сочетать  личные планы со стратегий организации.  Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал  фирмы и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными.  Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества  информации об  отраслях народного хозяйства,  рынке,  конкуренции и т.п. Кроме того,  стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или  услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы  они оставались не только целостными в течение длительного времени,  но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного  периода  времени, с учетом  постоянных  корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Стратегическое планирование  само  по себе не гарантирует успеха, и организация,  создающая стратегические планы,  может потерпеть неудачу  из-за  ошибок  в  организации,  мотивации и контроле.  Тем не менее, формальное планирование может  создать ряд  существенных  благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь,  помогает  уточнить  наиболее  подходящие пути действия.  Принимая обоснованные и систематизированные плановые  решения, руководство  снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях  организации или о внешней ситуации.  Т.о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

 

4.Виды управленческой деятельности в рамках планирования

Стратегическое планирование  представляет  собой на­бор действий и решений,  предпринятых руководством, кото­рые ведут  к разработке специфических стратегий,  предназна­ченных для того,  чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического  планирования  является  ин­струментом, помогающим в принятии управленческих реше­ний.  Его задача обеспечить нововведения  и  изменения в ор­ганизации в достаточной степени.  Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности  в  рамках  про­цесса стратегического планирования:

Информация о работе Стратегическое планирование и его роль в системе планов