Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие одной из основных функций менеджмента – стратегического планирование и обоснование актуальности реализации этой функции на конкретном предприятии. В задачи входит раскрытие реализации на практике стратегического планирования.

Содержание

1. Теоретическая часть: стратегическое планирование как функция управления на предприятии 4
1.1. Стратегическое планирование 7
1.2. Сущность стратегии 7
1.3. Виды стратегического планирования 8
1.4. Методология стратегического планирования 9
1.5. Задачи стратегического планирования и этапы разработки стратегического плана на предприятии 13
1.6. Цели организации, стратегическое планирование 17
1.7. Реализация стратегического плана, управление по целям 19
1.8. Стратегическое управление на предприятии 21
2. Практическая часть: анализ стратегического планирования на предприятии ОАО «Российские железные дороги» 26
2.1. Описание предприятия 26
2.2. Анализ критических факторов успеха (CSF) стратегии 30
2.3. Факторы, влияющие на деятельность компании 31
2.4. Возможности и угрозы 31
2.5. Оценка изменений роста стратегических зон хозяйствования 32
2.6. Оценка изменений рентабельности СЗХ 33
3. Совершенствование процесса стратегического планирования на предприятии 35
3.1. Оценка конкурентной стратегии организации 36
3.2. Норматив возможностей 38
Заключение 40
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

- Методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.

Раскрывая методологию  стратегического планирования, надо ответить на вопросы: что служит методологической базой; каковы общие методы стратегического планирования; какова системная модель организации и как ее интерпретировать; каковы принципы стратегического планирования.

Методологической базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов более крупной системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.

Для каждой конкретной организации системы более высокого порядка выступают в виде определенной среды, состоящих из хозяйственных и правительственных органов управления; рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств информации и инфраструктуры.

Стратегическое  планирование организациями основывается на следующих положениях:

1. Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей:

- организации создаются для достижения определенных целей;

- наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага;

- соизмерение затрат на производство и использование товара с результатами деятельности;

- Сложность внутренней среды организации;

- Многокритериальность задач управления;

- Большая динамичность протекающих в системе процессов;

- Необходимость управления организацией, для чего создается специальный орган управления, имеющий определенную функцию и организационную структуру. Систему утвержденных норм контроля за их соблюдением.

2. Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность организации, и ее стратегия, в значительной степени определяются ее адаптивными возможностями.

3. Стратегии организаций во многом уникальны, следовательно, универсальных решений на все случаи жизни нет, отсутствуют и стандартные наборы правил, и порядок решения стратегических задач.

Методология планирования базируется на следующих принципах:

- Обоснованный  и сознательный выбор целей  и стратегии развития организации;

- Постоянный  поиск новых форм и видов  деятельности, для повышения конкурентоспособности организации;

- Обеспечение  соответствия между организацией  и внешней средой, управляющей  и управляемой подсистемами и  элементами организации;

- Индивидуализация  стратегии, где каждая организация  имеет свои особенности, обусловленные  сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами, поэтому разработка стратегий должна производится с учетом этих особенностей;

- Четкое организационное разделение задач стратегического планирования от задач оперативного планирования.

Выделяют два основных метода планирования – балансовый и нормативный.

Балансовый  метод – это совокупность приемов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов. Этот метод предназначен для увязки объема и структуры общественной потребности с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласованием всех разделов и показателей плана как экономического, так и социального развития. Применение этого метода позволяет выявить и увязать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в развитии экономики.

Разрабатываемые в процессе планированные балансы  можно классифицировать по следующим  признакам:

- по признаку стадии планирования (прогнозные, плановые и отчетные балансы);

- по сроку действия (текущие, перспективные);

- по признаку назначения (материальные, трудовые, финансовые).

Нормативный метод основан на определении и применении норм и нормативов. Нормы и нормативы для определенной совокупности показателей взаимосвязаны. Норма – это научно обоснованная мера необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества. Норматив – это научное обоснованное соотношение в пропорциях, наиболее простое количественное выражение социально-экономических связей, которое охватывает две величины: расход материалов на единицу продукции и потребляемые продукции на душу населения. Все нормативы, применяемые в планировании должны быть прогрессивными и реальными, учитывать достижения научно-технического прогресса, организационно-технологические и социально-экономические ограничения конкретного периода.

Всю совокупность норм и нормативов можно разбить  на группы:

- нормы и нормативы, отражающие потребление услуг населением;

- экономические нормативы;

- нормы и нормативы, используемые в технико-экономических расчетах.

На нормах и  нормативах основываются все технические, экономические и балансовые расчеты. Непременным условием прогрессивности  норм является их пересмотр, в связи  с меняющимися условиями производства.

Этот метод применяется  при разработке всех планов социально-экономического развития. Поэтому перед разработкой плана, для каждого его раздела должна быть сформулирована своя нормативная база.

1.5. Задачи стратегического планирования и этапы разработки стратегического плана на предприятии

Основными задачами стратегического планирования являются:

1. Определение необходимых политических решений;

2.  Оценка  будущего  состояния  экономики  и  потребности  в   данной продукции;

3. Оценка необходимых производственных мощностей в будущем;

4. Предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.

Стратегическое  планирование  обычно  подразделяется  на  отдельные этапы, на каждом  из которых  определяются  основные  виды  деятельности, ответственные  и участие подразделений. Для выработки  плановых  решений создаются специальные комитеты, комиссии или организовываются  конференции, на которых согласовываются интересы участников реализации принятых решений.

Учитывается также  и фактор времени. Он  необходим  для  взаимосвязи  и преемственности перспективного плана с годовым планом.

Полученные  кредиты и другие заемные  средства  (внешние  источники) должны быть обоснованы и определены источники их погашения.  

Основными направлениями  деятельности  предприятия  как объекта перспективного планирования являются:

1. Выработка целей и плановых ориентиров;

2. Изучение потребностей, создание товара и выведение его на рынок;

3. Определение  необходимого  объема  производства  в  зависимости   от коньюктуры рынка;

4. Создание  каналов  распределения  и  продвижения  товара,  а  также совершенствование ценообразования;

5. Определение оптимального размера финансовых ресурсов и их использование для достижения поставленной задачи;

6. Разработка и реализация научно-технической политики  с   целью создания конкурентоспособной продукции и совершенствования технологии;

7. Обеспечение необходимого воспроизводства рабочей силы и нормального микроклимата на предприятии;

8. Выявление резервов повышения эффективности производства;

9. Совершенствование системы управления в соответствии с  требованиями непрерывного повышения эффективности использования материальных, трудовых  и финансовых ресурсов;

10. Природоохранная деятельность предприятия.

 При  разработке  стратегического  плана   интерактивное   планирование состоит из  следующих  трех  этапов:  интерактивно-нормативный;  развития  и пересмотра; утверждения и реализации.

Интерактивно-нормативный  этап начинается с формировки цели и определения ориентиров  развития. Для этого оценивается существующий потенциал предприятия и дается прогноз развития внешней среды. В качестве ориентиров являются отчеты о производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также нормативные и инструктивные материалы.  Эти  материалы являются основой для разработки долгосрочных или среднесрочных планов на уровне отдельных структурных подразделений, а также предложений по формировке  целей  и  ориентиров  развития. Согласование плановых цифр, стратегических подходов и  альтернатив осуществляется на конференции или заседании комитета по стратегическому планированию.

  Последний  является средством консультаций, информационного  обмена и коллективного обсуждения. Комитет по стратегическому планированию анализирует ход выполнения стратегии, а также, в  случае  необходимости, ее корректировку. Возглавляет комитет  по   стратегическому планированию руководитель фирмы.

Этап развития и пересмотра является наиболее важным. Здесь осуществляется  стратегическое  планирование  по  соответствующим  целям   и ориентирам,  согласованны  на первом  этапе.  На  этом  этапе  структурные подразделения разрабатывают свои стратегии, долгосрочные планы и  социальные программы.

На диверсифицированном предприятии (планирование  "снизу-вверх") разработанные планы корректируются с учетом предложенных   руководством стратегий (например, ликвидация отдельных производств). На специализированных предприятиях (планирование "Сверху - вниз")  в  первую очередь разрабатываются функциональные стратегии, а затем  программы  для каждого структурного подразделения.

Таким  образом,  второй  этап  является  интерактивным   процессом   с различными корректировками. На заключительном, третьем этапе,  осуществляется утверждение  и реализация  "сверху  -  вниз"   установленных   общих целей и основных экономических показателей в целом по  предприятию (фирме). Одновременно утверждаются долгосрочные,   среднесрочные   и   текущие   планы   развития предприятия.

    Анализ стратегического планирования в странах с развитой  рыночной экономикой, показывает, что оно существенно отличается  друг  от  друга  на различных  предприятиях.  Это  отличие  зависит  от  типа  предприятия,  его отраслевой  принадлежности, уровня квалификации руководства,   конкретной ситуации в экономике на момент планирования и др. Разработку  долгосрочного плана  осуществляет  отдел  стратегического планирования, в задачу которого входит выполнение следующих функций: формирование стратегического мышления на предприятии;  сбор  и  анализ стратегической   информации; выработка общей стратегии  предприятия; координация  работы  структурных  подразделений  предприятия  по  разработке функциональных   стратегий    и    программ;    осуществление    взаимосвязи стратегического  и   текущего   планирования;   контроль   над   выполнением стратегического плана.

В  нашей  стране   целесообразно   на   предприятиях   также   создать самостоятельное подразделение по стратегическому планированию.

Стратегический  план  предприятия составляется в такой последовательности:

1. Анализ деловой  окружающей внешней и внутренней  среды.

2. Определение  хозяйственной политики предприятия.

3. Формулировка  базовой стратегии и выбор  стратегической альтернативы.

4.  Формулировка  функциональных стратегий: маркетинга,   научно- исследовательских и  опытно-конструкторских работ,  производства организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.

Стратегический  план предприятия состоит из следующих  разделов:

1. Цель и задача  предприятия.

2. Текущие и  долгосрочные задачи.

3. Базовая стратегия  и основные стратегические альтернативы.

4. Функциональные  стратегии.

5. Описание наиболее  важных программ.

6. Описание внешних  операций.

7. Объем капитальных вложений и распределение ресурсов.

8. Формулировка  резервных стратегий.

При составлении  стратегического  плана   используется   следующая документация: объем годовых продаж по группам  товаров;  годовая  прибыль  и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его  удельный вес  к  общему  объему  продаж;  доля  рынка;  объем  ежегодных  капитальных вложений; финансовый план; баланс на конец последнего года плана. Стратегический план предприятия разрабатывается  на  различный  период времени. Этот период зависит от времени  появления  идеи  до  ее  внедрения, продолжительности принимаемых  решений,  степени  предсказуемости будущего, отраслевой  принадлежности  фирмы   и   уровня технической оснащенности.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии