Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:26, курсовая работа
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников [1, с. 13].
Вопрос о стимулировании персонала был затронут еще до понимания менеджмента как науки, и на сегодняшний день он остается не менее актуальным. Сложность этого вопроса заключается в том, что потребности человека постоянно меняются. На сегодняшний день существует множество методов и способов стимулирования и мотивации персонала.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 4
1.1. Сущность понятий «мотивация» и «стимулирование» 4
1.2. Виды, функции и методы стимулирования персонала 7
1.3. Основные принципы стимулирования персонала 11
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОАО «ЭЛСИБ» 12
2.1. Характеристика ОАО «ЭЛСИБ» 12
2.2. Анализ финансовой деятельности ОАО «ЭЛСИБ» 14
2.3. Стратегия стимулирования персонала в ОАО «ЭЛСИБ» 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЭЛСИБ») 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.) [6, с. 112].
В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы.
Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными.
Ощутимость. Практика показывает, что существует некий порог действенности стимула. В разных странах и коллективах он существенно различается. Для одних работников ощутимым может быть стимул и в 1 долл., для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника. Ни в коем случае не допускается снижение уровня материального стимулирования, на каком бы высоком уровне он ни находился. Практические исследования психологов о том, что между желаемым и реальным уровнем материального вознаграждения обычно существует линейная зависимость. Вслед за повышением вознаграждения формируется новый, более высокий уровень притязаний, а значит, и размер вознаграждения порой за тот же труд.
Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Переход большинства зарубежных фирм на еженедельную оплату труду обоснован прежде всего необходимостью соблюдения этого принципа. Одномоментность действия стимула (вознаграждения) отмечена давно. Повышение уровня вознаграждения по отношению к предыдущему приносит работнику как материальное, так и моральное удовлетворение, повышает его тонус и настроение. Временное же снижение этого уровня у большинства людей вызывает чувство «реванша» и положительно сказывается на трудовой деятельности.
Сочетание материальных и моральных стимулов. По своей природе материальные и моральные факторы одинаково сильны. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Имеются в виду уровень развития экономики, традиции того или иного государства, а также материальное положение, возраст и пол работника. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.
Сочетание стимулов и антистимулов. Споры о значимости стимулов и антистимулов не утихают. Опыт развитых стран показывает постоянную трансформацию мотиваторов (стимулов) от преобладания антистимулов (голод, страх, штрафы и т.д.) к преимущественному использованию стимулов. Все зависит от уровня развития общества, его истории, нравов и традиций. Необходимую корректировку надо делать и на историю компании, род ее деятельности, уровень квалификации, профессиональной подготовки и социальный состав работников. Изначально можно утверждать, что уровень стимулов и антистимулов будет различен[3, с. 98].
ОАО «ЭЛСИБ» было создано в 1992 году. Юридический адрес: Россия, 630088, г.Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 56.
Основные направления деятельности ОАО «ЭЛСИБ» сегодня:
1. проектирование и производство турбогенераторов с воздушным, водородным и водомасляным охлаждением;
2. проектирование и производство гидрогенераторов;
3. проектирование и производство высоковольтных электродвигателей;
4. проектирование и производство систем возбуждения для генераторов;
5. сервисное обслуживание – комплектация, шеф-монтаж, пусконаладочные работы, ремонт и модернизация энергетического оборудования, как своего производства, так и других производителей[7].
Предприятие является одним из ведущих по проектированию и производству турбогенераторов, гидрогенераторов, высоковольтных асинхронных электродвигателей, других крупных электрических машин, систем возбуждения. Свою продукцию предприятие поставляет на объекты энергетики, нефтегазовой, угольной, химической и других отраслей промышленности, как в России, так и за рубежом[7].
Численность персонала компании составляет более 1700 человек. Производственная база сосредоточена на одной промплощадке с почти полным циклом производства оборудования. В структуру предприятия входят конструкторско-технологические службы, осуществляющие сопровождение процесса производства, разработку и модернизацию продукции[7].
За годы работы завода коллектив накопил значительный опыт проектирования и изготовления электрических машин, создана производственная и научно-техническая база.
В условиях самостоятельного хозяйствования предприятие проявило себя как надежный деловой партнер.
В 1995г. - ОАО "ЭЛСИБ" - лауреат конкурса инвестиционных проектов, проводимого в рамках Международного инвестиционного симпозиума "Сибирь", получен диплом администрации Новосибирской области.
В 1996г. - получен сертификат лауреата Награды 1996 года "За успешное развитие бизнеса в Сибири" и официальный статус "Надежный партнер".
В 2001 году ОАО "ЭЛСИБ" получило лицензию Госатомнадзора СО №0439, которая дает право на производство турбогенераторов для АЭС.
В 2001 году ОАО "ЭЛСИБ" аккредитовано в РАО "ЕЭС России" на право ведения: "Ремонта, монтажа и наладки оборудования объектов электроэнергетики" (свидетельство №Э-5-101501-04 от 15.10.2001г.), на право поставки на объекты электроэнергетики оборудования и запасных частей (свидетельство №Э-6-101501-04 от 15.10.2001г.), на право: "Обследования, испытания и диагностики объектов электроэнергетики" (свидетельство №Э-8-101501-04 от 15.10.2001г.).
В настоящее время предприятие является одним из ведущих российских производителей энергетического оборудования для тепловых электростанций (ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС) и гидроэлектростанций (ГЭС), а также электродвигателей большой мощности для привода различных промышленных механизмов (насосов, компрессоров, нагнетателей и др.) [7].
Проанализировать финансовую деятельность ОАО «ЭЛСИБ» можно из аналитического баланса. Аналитический баланс охватывает множество важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия.
Таблица 2.1
Аналитический баланс, тыс. руб.
АКТИВ | |||||||
Наименование статей | Код строки | 2006 год | 2007 год | Изменение | |||
сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % | ||
Нематериальные активы | 110 | 217 | 0,03 | 122 | 0,01 | -95 | -0,02 |
Основные средства | 120 | 203350 | 27,20 | 220244 | 13,87 | 16894 | -13,34 |
Незавершенное строительство | 130 | 47737 | 6,39 | 14359 | 0,90 | -33378 | -5,48 |
Долгосрочные финансовые вложения | 140 | 3738 | 0,50 | 28640 | 1,80 | 24902 | 1,30 |
Отложенные налоговые активы | 145 | 241 | 0,03 | 256 | 0,02 | 15 | -0,02 |
Запасы | 210 | 335930 | 44,94 | 724596 | 45,62 | 388666 | 0,68 |
НДС по приобретенным ценностям | 220 | 14765 | 1,98 | 11495 | 0,72 | -3270 | -1,25 |
Дебиторская задолженность | 240 | 114737 | 15,35 | 533007 | 33,56 | 418270 | 18,21 |
Краткосрочные финансовые вложения | 250 | 22408 | 3,00 | 1859 | 0,12 | -20549 | -2,88 |
Денежные средства | 260 | 3358 | 0,45 | 53738 | 3,38 | 50380 | 2,93 |
Прочие оборотные активы | 270 | 1086 | 0,15 | 0 | 0,00 | -1086 | -0,15 |
БАЛАНС | 300 | 747567 | 100,00 | 1588316 | 100,00 | 840749 | 0,00 |
Сумма актива баланса в 2007 году возросла на 840749 тыс. руб. Наибольший удельный вес занимают запасы: в 2006г. – 44,94%, в 2007г. – 45,62%. Доля запасов также увеличилась на 0,68%.
Сумма нематериальных активов снизилась на 85 тыс. руб. Удельный вес в активе баланса сократился на 0,02%.
Удельный вес основных средств сократился на 13,34%. Однако, сумма ОС в 2007г. увеличилась на 16894 тыс. руб.
Удельный вес незавершенного строительства в активе баланса сократился на 5,48%.
Удельный вес долгосрочных финансовых вложений увеличился незначительно: на 1,30%.
Сумма отложенных налоговых активов в 2007г. увеличилась на 15 тыс. руб. Удельный вес незначительно сократился на 0,02%.
Доля НДС по приобретенным ценностям снизилась в 2007г. на 1,25%.
Сумма дебиторской задолженности увеличилась на 418270 тыс. руб. Удельный вес в активе баланса увеличился на 18,21%.
Удельный вес краткосрочных финансовых вложений снизился на 2,88%.
Сумма денежных средств возросла на 50380 тыс. руб. Доля денежных средств в 2007г. увеличилась на 2,93% к сумме всех активов.
Сумма прочих оборотных активов сократилась на 1086 тыс. руб. Удельный вес также сократился на 0,15% к сумме всех активов [7].
Таблица 2.2
Аналитический баланс, тыс. руб.
ПАССИВ | |||||||
Наименование статей | Код строки | 2006 год | 2007 год | Изменение | |||
сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | ||
Уставный капитал | 410 | 112000 | 14,98% | 112000 | 7,05% | 0 | -7,93% |
Добавочный капитал | 420 | 78672 | 10,52% | 67611 | 4,26% | -11061 | -6,27% |
Резервный капитал | 430 | 20466 | 2,74% | 20568 | 1,29% | 102 | -1,44% |
Нераспределенная прибыль | 470 | 330732 | 44,24% | 374779 | 23,60% | 44047 | -20,65% |
Отложенные налоговые обязательства | 515 | 31062 | 4,16% | 32017 | 2,02% | 955 | -2,14% |
Займы и кредиты | 610 | 14295 | 1,91% | 216084 | 13,60% | 201789 | 11,69% |
Кредиторская задолженность | 620 | 158825 | 21,25% | 764842 | 48,15% | 606017 | 26,91% |
Задолженность участникам по выплате доходов | 630 | 1357 | 0,18% | 290 | 0,02% | -1067 | -0,16% |
Доходы будущих периодов | 640 | 158 | 0,02% | 125 | 0,01% | -33 | -0,01% |
БАЛАНС | 700 | 747567 | 100,00% | 1588316 | 100,00% | 840749 | 0,00% |
Сумма добавочного капитала в 2007г. снизилась на 11061 тыс. руб. Удельный вес сократился на 6,27%.
Произошло увеличение суммы резервного капитала в абсолютном выражении на 102 тыс. руб. Удельный вес незначительно сократился на 1,44%.
Удельный вес отложенных налоговых обязательств также сократился на 2,14%.
Сумма займов и кредитов увеличилась на 201789 тыс. руб. Удельный вес увеличился на 11,69%.
Доля кредиторской задолженности увеличилась на 26,91%.
Сумма задолженности участникам по выплате доходов снизилась на 1067 тыс. руб. Удельный вес в пассиве баланса также снизился на 0,16%.
Сумма доходов будущих периодов сократилась на 33 тыс. руб. Удельный вес также незначительно сократился на 0,01%[7].
Таблица 2.3
Сравнительный анализ прибыли
Показатель | 2006г. | 2007г. | Изменение |
Выручка | 265555 | 870296 | 604741 |
Себестоимость | 142160 | 578694 | 436534 |
Валовая прибыль | 123395 | 291602 | 168207 |
Налог на прибыль | 5225 | 17503 | 12278 |
Чистая прибыль | 2047 | 33088 | 31041 |