Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:26, курсовая работа
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников [1, с. 13].
Вопрос о стимулировании персонала был затронут еще до понимания менеджмента как науки, и на сегодняшний день он остается не менее актуальным. Сложность этого вопроса заключается в том, что потребности человека постоянно меняются. На сегодняшний день существует множество методов и способов стимулирования и мотивации персонала.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 4
1.1. Сущность понятий «мотивация» и «стимулирование» 4
1.2. Виды, функции и методы стимулирования персонала 7
1.3. Основные принципы стимулирования персонала 11
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОАО «ЭЛСИБ» 12
2.1. Характеристика ОАО «ЭЛСИБ» 12
2.2. Анализ финансовой деятельности ОАО «ЭЛСИБ» 14
2.3. Стратегия стимулирования персонала в ОАО «ЭЛСИБ» 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЭЛСИБ») 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Из таблицы 2.3. видим значительное увеличение всех показателей. Выручка от продажи товаров, работ, услуг увеличилась на 604741 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг увеличилась на 436534 тыс. руб. Валовая прибыль увеличилась на 168207 тыс. руб. Сумма чистой прибыли в 2007г. увеличилась по сравнению с 2006г. на 31041 тыс. руб.
В целом, финансовые показатели деятельности ОАО «ЭЛСИБ» высоки, что свидетельствует о хорошей работе предприятия[7].
Всего на предприятии работает 1700 человек.
Основной задачей кадровой службы на предприятии является:
- проведение активной кадровой политики,
- обеспечение условий для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков,
- разработка совместно с финансово-экономической службой материальных и социальных стимулов,
- тесное взаимодействие с профсоюзным комитетом в вопросах медицинского обслуживания, организацией общественного питания, развитие физкультуры и спорта, социальной защите отдельных категорий работающих[7].
Стратегия стимулирования персонала на предприятии включает материальное и нематериальное стимулирование.
Материальное стимулирование
В целях стимулирования эффективного труда и обеспечения единства в оценке трудового вклада рабочих, руководителей, специалистов и служащих ОАО «ЭЛСИБ» разрабатывает самостоятельно положение о премировании, которое прилагается к коллективному договору и является его неотъемлемой частью.
На предприятии встречается различное множество систем премирования, стремящихся наиболее справедливо оценить труд персонала, учесть специфику работы, цели и принципы организации и стимулировать повышение эффективности, качества или производительности труда. Премирование всех или большинства работников находится в прямой зависимости от конечных результатов деятельности организации и в одинаковом размере. Руководящее лицо ОАО «ЭЛСИБ» имеет право в индивидуальных случаях увеличивать размер начисленной премии (за так называемый Коэффициент трудового участия (КТУ)) за особые результаты по установленным показателям, но не более чем на определенную фиксированную величину (в процентах от начисленной премии).
Эффективность премирования работников в ОАО «ЭЛСИБ» в определяющей степени зависит от правильного, объективного определения и утверждения показателей и условий премирования. Личная заинтересованность работника в достижении положительных конечных результатов в целом по организации, таких как снижение затрат, может быть реализована только через выполнение показателей, обусловленных рамками его деятельности, функциональными обязанностями работника. Это ключевой момент стимулирования.
Для учёта индивидуальных особенностей работников и придания определённой гибкости и управляемости компенсационной системе используются надбавки к окладу. Надбавки определяются в процентах к базовому окладу. Базовый оклад и надбавки составляют базовую заработную плату. Базовая заработная плата является ценой должности и некоторых постоянных характеристик производственного поведения работника. Кроме того, базовая заработная плата может являться основой для расчёта и начисления переменной части денежного вознаграждения.
Компенсационная система в ОАО «ЭЛСИБ» помимо основной заработной платы включает в свою структуру и дополнительное вознаграждение. Это понятие подразумевает разный набор выплат, льгот, мотивационных программ, программ нематериального вознаграждения и др.
Для эффективного стимулирования персонала в ОАО «ЭЛСИБ» разработаны следующие программы:
1. Обеспечение жильем, помощь в улучшении жилищных условий. В рамках данной программы предприятие помогает в улучшении жилищных условий своих сотрудников, а иногородним работникам предоставляются места в общежитиях. На предприятии рассматривается возможность улучшения жилищных условий работников за счет предоставления им ряда финансовых льгот и оказания поддержки при получении работниками ипотечного кредита.
2. Охрана и укрепление здоровья работников. В рамках программы охраны здоровья работников на предприятии проводятся следующие мероприятия:
периодические медицинские осмотры работников, по результатам которых разрабатываются долгосрочные и ежегодные программы, направленные на поддержание и укрепление потенциала здоровья работников предприятия, включая профилактическую вакцинацию, витаминотерапию, санаторно-курортные лечения;
проводится физкультурно-оздоровительная работа, организуются спортивные мероприятия.
реализуется получение медицинской помощи через системы обязательного и добровольного медицинского страхования.
организована работа здравпункта, куда сотрудники могут обратиться за первичной медицинской помощью.
3. Поддержка молодых семей. Программа направлена на поддержку молодых семей работников предприятия, в которых один из супругов не достиг возраста 30 лет.
В рамках данной программы предприятие:
выплачивает ежемесячные компенсационные выплаты работникам, находящимся в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком при рождении двух и более детей;
оказывает содействие в размещении детей в дошкольных образовательных учреждениях города;
рассматривается возможность содействия в улучшении жилищных условий молодой семьи, через предоставление финансовых льгот и поддержку при получении ипотечного кредита.
4. Материальная помощь сотрудникам. Данная программа направлена на материальную поддержку работников предприятия в любой жизненной ситуации[7].
Нематериальное стимулирование
С целью создания стратегической системы управления персоналом компания уделяет большое внимание нематериального стимулирования работников. Именно они способствуют удержанию квалифицированных кадров, позволяют как работодателю, так и работнику планировать карьеру последнего, повышают приверженность работника компании.
К нематериальным стимулам, влияющим на работу персонала, относятся:
Льготы и привилегии персоналу;
Предоставление права на скользящий, гибкий график работы;
предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;
поздравления трудящихся в связи с юбилейными датами;
поздравления женщин в честь Международного женского дня 8 Марта; поздравления в связи с профессиональными праздниками.
К выплатам социального характера относятся выплаты, которые государство в соответствии с законом и предприятие за счет собственных средств выплачивают с целью оказания материальной помощи (социальной защиты) трудящимся.
Особое значение на предприятии имеет принцип гласности морального поощрения, то есть широкой информированности всего коллектива.
Эффективным методом укрепления дисциплины труда является поощрение за добросовестный труд.
Основной акцент в системе стимулирования персонала в ОАО «ЭЛСИБ» сделан на материальные методы стимулирования.
В ОАО «ЭЛСИБ» встречается различное множество систем премирования, стремящихся наиболее справедливо оценить труд персонала, учесть специфику работы, цели и принципы организации и стимулировать повышение эффективности, качества или производительности труда. Однако не все решения бывают удачны. Иногда встречается премирование всех или большинства работников в прямой зависимости от конечных результатов деятельности организации и в одинаковом размере, что существенно ослабляет личную заинтересованность в достижении положительных результатов собственного труда и порождает уравниловку в худшем ее проявлении.
Необходимо помнить, что эффективность премирования работников в определяющей степени зависит от правильного, объективного определения и утверждения показателей и условий премирования. Личная заинтересованность работника в достижении положительных конечных результатов в целом по организации, таких как снижение затрат, может быть реализована только через выполнение показателей, обусловленных рамками его деятельности, функциональными обязанностями работника.
Система показателей и условий премирования должна быть гибкой, восприимчивой к возникающим проблемам, узким местам, изменениям в производстве, структуре управления и составе функций, и вместе с тем показатели должны действовать по возможности длительный срок. Показатели премирования должны быть адекватны основным целям и задачам, в частности для руководства они должны быть увязаны главным образом с прибылью и, возможно, с некоторыми другими системными показателями, для рабочих и специалистов — с экономией ресурсов, увеличением производительности или качества работ.
Условия премирования должны охватывать производственную и трудовую дисциплину, охрану труда и технику безопасности, культуру производства и выполнение различных мероприятий.
Коэффициент трудового участия (КТУ), применяемый в ОАО «ЭЛСИБ» как оценка деятельности каждого работника в рамках определенного коллектива, цеха, группы обладает определенными преимуществами и определенными недостатками.
К преимуществам можно отнести повышение личной заинтересованности в результатах своего труда и справедливое вознаграждение всех работников. С помощью оценки трудового участия работник путем достижения целей организации может достигнуть личных целей, таких как:
- оценка его заслуг;
- признание его лучшим в данном коллективе;
- получение большего, чем у других в коллективе, вознаграждения.
С помощью КТУ в работе коллектива может возникнуть соревновательный эффект, а наиболее ленивых работников будет подстегивать желание «не быть худшим» (эффект присоединения к большинству), что может привести к увеличению эффективности работы всего подразделения.
Недостатки:
1. КТУ может применяться только к небольшому количеству работ и не может иметь место при оценке творческой работы, сложной и специализированной работы, управленческой деятельности и т.д.
2. при оценке деятельности с помощью КТУ меньше всех получают заработную плату молодые и неопытные, а также пожилые и менее энергичные, что неоправданно с позиции долгосрочных целей организации. Молодые сотрудники являются перспективой для компании. Их увольнение нежелательно. Пожилые работники имеют наиболее ценный опыт, который передают молодым. Массовое увольнение работников с большим стажем может привести к снижению эффективности работы, исчезновению лояльного отношения к компании, увольнениям других работников, которые будут искать работу с лучшими перспективами.
Учитывая преимущества и недостатки применения КТУ при оценке индивидуального вклада работников, на практике оптимальным является его временное применение в ОАО «ЭЛСИБ» для поднятия эффективности работы до определенного уровня с постоянным регулированием возможных вышеперечисленных проблем.
В ОАО «ЭЛСИБ» резко усиливается зависимость оплаты индивидуального труда от показателей работы предприятия, в связи с чем тариф (в отличие от премий, доплат и надбавок), непосредственно не связанный с результатами труда работника во многом теряет свое значение.
Большинство работников предприятия одной из основных проблем называют неудовлетворительные критерии оценки труда (как правило, они субъективны, например, в отношении практики оплаты труда в зависимости от продолжительности работы в организации).
Было бы целесообразно разработать и принять государственный стандарт, касающийся оплаты труда в частном секторе, который, с одной стороны, предоставил бы работодателям широкую свободу выбора систем оценки и оплаты труда персонала, с другой - обеспечил охрану трудовых прав работающих.
Для обеспечения интересов и работника, и руководителей ОАО «ЭЛСИБ» необходимо обеспечить рост оплаты при снижении ее затрат на единицу продукции и гарантировать повышение оплаты каждому работнику с ростом эффективности деятельности предприятия. В этом и состоит принцип стимулирования работников, когда увеличение оплаты труда возможно только при увеличении эффективности производства и, наоборот, увеличение эффективности производства ведет к увеличению оплаты работников. Таким образом, руководители ОАО «ЭЛСИБ» увеличивают свою прибыль, а работник увеличивает свое материальное положение.
Путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к действиям, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Основным слагаемым эффективного стимулирования труда является стимулирование трудящегося человека. В организациях, где люди тесно взаимодействуют друг с другом, при использовании стимулов должны учитываться потребности и их удовлетворение, предприимчивость и интересы личности, и даже характер и образ жизни. Тогда стимулирование будет по-настоящему действенным и личностно значимым.