Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является разработка стратегии управления персоналом торгового предприятия ООО «Елена». Для этого необходимо выяснить, как внутрифирменная политика фирмы складывается на состав, количество, численность персонала, его производительность и внутреннюю мотивацию.
Требуется узнать, какие мероприятия по управлению персоналом необходимы для положительного функционирования фирмы в целом.
Задачей курсовой работы является анализ общих принципов управления персоналом торгового предприятия, классификации работников, анализ численности и состава персонала, производительности и стимулирования труда. Необходимо
рассмотреть хозяйственную деятельность торгового предприятия ООО «Елена», а также необходимо найти и оценить возможные резервы роста производительности труда на предприятии.
1. Введение___________________________________________________ 3
2. Общие принципы управления персоналом торгового предприятия____ 4
2.1. Классификация работников по основным признакам___________ 4
2.2. Управление численностью и составом персонала______________ 7
2.3. Управление производительностью труда___________________ 13
2.4. Управление стимулированием труда_______________________ 15
3. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Елена» 19
3.1. Анализ системы управления персоналом___________________ 19
3.2. Экономический анализ__________________________________ 23
4. Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на
предприятии 27
5. Заключение_______________________________________________ 29
6. Список литературы_________________________________________ 31
определяется, прежде всего, планируемым объемом и составом розничного
товарооборота, а также
номенклатурой и объемом
дополнительных услуг покупателям. Определенное влияние на формируемый объем
работ оказывают также размеры торговой площади и используемые торговые
технологии (в первую очередь
применяемый метод продажи
Общий объем выполняемых работ должен быть распределен между отдельными
группами исполнителей. Такое распределение основано на разделении труда, т.е.
на относительном обособлении различных видов деятельности торгового
предприятия. Основными видами разделения труда на предприятиях торговли
являются функциональное, технологическое и квалификационное.
Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе
основных категорий персонала – управления, торгово-оперативного и
вспомогательного. На крупных торговых предприятиях, имеющих сложную структуру
управления, труд персонала управления подлежит более углубленному
функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме
организационной структуры управления данным предприятием.
Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям
торгово-оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий
персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций
основного и вспомогательного
торгово-технологических
Квалификационное разделение труда определяется различием работ, выполняемых
на торговом предприятии, по уровню их сложности.
Глубина разделения труда на предприятиях торговли диктуется в первую очередь
их размерами и общим объемом их деятельности. На небольших торговых
предприятиях возможности разделения труда существенно ограничены, что
определяет необходимость его совмещения при проектировании трудовых
процессов.
2. Нормирование затрат труда на выполнение отдельных работ
предусматривает разработку и использование на предприятиях торговли
определенной системы норм труда. Эта система может включать: нормы
численности, нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания.
Нормы численности определяют количество работников, необходимых для
выполнения определенного объема работы. Такие нормы рекомендуется
разрабатывать на крупных торговых предприятиях, имеющих широко
диверсифицированную по регионам сеть магазинов одинаковой товарной
специализации. Основным критерием дифференциации норм численности в этом
случае может выступать объем товарооборота или размер торговой площади.
Нормы времени определяют необходимые затраты времени одного или группы
работников на выполнение отдельных видов работ (в расчете на единицу работы).
На предприятиях торговли такие нормы устанавливаются обычно на операциях
вспомогательного торгово-
товаров, разгрузка отдельных видов транспорта и т.п.) Такие нормы выражаются
в человеко-часах или человеко-
Нормы выработки определяют объемы работ в стоимостных или натуральных
единицах измерения, которые должны быть выполнены одним или группой
работников в течении определенного периода времени. Нормы выработки на
предприятиях торговли устанавливаются обычно для основных профессий
работников торгово-
т.п.).
Нормы обслуживания определяют необходимое количество единиц оборудования,
площади, рабочих мест, которое должно быть обслужено одним или группой
работников в течение смены или другого периода времени. На предприятиях
торговли их устанавливают обычно для отдельных профессий вспомогательных
работников (для механиков торгового оборудования, уборщиков и т.п.).
3. Планирование
численности работников
уровней квалификации предусматривает установление планового количества этих
работников. Планированию состава и общей численности работников действующего
предприятия предшествует анализ динамики персонала, и эффективности
использования рабочего времени в предплановом периоде.
Основной задачей анализа динамики персонала является установление тенденций
изменения его количественного и качественного состава с позиций соответствия
темпам развития хозяйственной деятельности торгового предприятия. В этих
целях темпы развития численности отдельных категорий работников
сопоставляются с темпами развития товарооборота, объема реализованных платных
услуг, валового дохода, прибыли и некоторых других показателей. Особое
внимание в этом разделе анализа должно быть уделено изучению тенденций
изменения профессионального и квалификационного состава работников, его
соответствия объемам и сложности отдельных видов работ, выполняемых на
предприятии.
Расчет плановой численности работников может быть осуществлен на основе
разработанных нормативов или на основе количества рабочих мест и планового
баланса рабочего времени. Второй метод используется обычно для определения
потребности в продавцах, контролерах-кассирах, кассирах торгового зала, т.е.
персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание покупателей. При
расчете их численности исходят из установленного в торговом зале количества
рабочих мест работников отдельных профессий и режима работы магазина.
При планировании необходимого количества работников указанных профессий
определяют явочную и среднесписочную их численность.
Явочная численность представляет собой количество работников, которые
ежедневно должны быть на работе, чтобы обеспечить заполнение всех
предусмотренных рабочих мест в течение всего времени работы магазина с
учетом затрат времени
на осуществление подготовительно-
операций (выкладка товаров, подсчет выручки и т.п.).
Расчет явочной численности работников указанных профессий проводится по
следующей формуле:
где
явочная численность работников, чел.
количество рабочих мест работников данной профессии, предусмотренное в торговом зале, един.
объем времени работы магазина в неделю, часов
объем времени, затрачиваемого
на осуществление подготовительно-
плановый фонд рабочего времени одного работника в неделю, часов
Среднесписочная численность представляет собой общее количество работников,
которое необходимо магазину с учетом замены работников уходящих в отпуск,
отсутствующих по болезни или по другим причинам. Она определяется путем
умножения явочной численности на коэффициент замены временно отсутствующих
работников. Этот коэффициент рассчитывается путем деления номинального фонда
рабочего времени в периоде (т.е. полного числа рабочих дней в периоде) на
планируемое число рабочих, дней одного работника в этом же периоде (с учетом
планируемых невыходов на работу по уважительным причинам, предусмотренным
действующим трудовым законодательством, коллективным трудовым договором или
условиями индивидуальных трудовых контрактов). Расчет среднесписочной
численности работников указанных профессий производится по следующей
формуле:
где
среднесписочная численность работников, чел.
явочная численность работников, чел.
полное число рабочих дней в плановом периоде
планируемое число рабочих дней одного работника
Рассчитанная плановая среднесписочная численность продавцов, кассиров,
контролеров-кассиров может быть уменьшена с учетом выполнения части их работ
работниками других должностей и профессий (если такая практика сложилась на
предприятии).
По результатам расчета плановой потребности в работниках отдельных
должностей, профессий и уровней квалификации на предприятии составляется
штатное расписание. В нем отражаются также работники, занятые неполный
рабочий день или неполную рабочую неделю (по таким должностям и профессиям
показывается соответствующая доля штатной единицы).
4. Формирование
персонала предприятия
комплекса мероприятий по отбору необходимых работников на рынке труда, их
подготовке в соответствующих учебных заведениях, а также по повышению
квалификации собственных работников. При этом обеспечивается замена
выбывающих работников.
При решении задач управления движением персонала особое внимание должно
уделяться предотвращению его текучести. Уровень текучести персонала
оценивается по формуле:
где
уровень текучести персонала в периоде, %
число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию, чел.
число работников, уволенных в рассматриваемом периоде по инициативе администрации, чел.
среднесписочная численность работников в периоде, чел.
Предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается
выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением
адаптации вновь принятых работников (особенно в первые шесть месяцев их
работы).
2.3. Управление
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала
в значительной степени обеспечивается
разработкой системы
направленных на повышение производительности труда. Основной целью
управления
реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня
торгового обслуживания покупателей. Это управление охватывает ряд
последовательно выполняемых этапов работ и в графическом виде представлено
на рисунке 3:
Построение системы
производительность труда персонала данного предприятия, является одной из
важнейших предпосылок эффективного управления этим процессом. Процесс
построения системы таких показателей основывается на следующих основных
принципах:
a) понятие производительности труда применимо ко всем категориям и
профессиям работников торгового предприятия. В практике оценки труда
работников торговли такой подход принят в большинстве стран с развитой
рыночной экономикой (в нашей стране это понятие на протяжении многих лет не
применялось по отношению к персоналу управления в связи со сложностью оценки
результатов его труда);
b) производительность труда на торговом предприятии характеризует затраты
только живого труда. В принципе возможна оценка производительности с
Информация о работе Стратегия управления персоналом торгового предприятия