Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 06:17, контрольная работа
Цель контрольной работы – дать характеристику стратегии управления предприятием в условиях изменяющейся внешней среды.
Задачи:
раскрыть сущность стратегии;
проанализировать внешнюю среду;
дать характеристику SWOT и PEST-анализу.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СТРАТЕГИИ 4
ОБЩИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 9
SWOT-АНАЛИЗ 13
PEST-АНАЛИЗ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Политическая компонента ориентирована на всю политическую жизнь страны. Она рассматривает программы партийных структур, отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны, изменения в законодательстве и правовом регулировании в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы, а также политическую идеологию, определяющую политику правительства, стабильность правительства, степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть.
Социальная компонента наиболее значима, т.к. она влияет на другие компоненты макроокружения, и на внутреннюю среду организации, хотя и относительно медленно. В нее входят следующие социальные явления и процессы: отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п.
Благодаря анализу технологической компоненты можно своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Опоздав с модернизацией, организация теряет свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для нее.
Для детального изучения всех перечисленных компонент макроокружения создается специальная система отслеживания внешней среды, в задачи которой входит анализ событий вне организации в прошлом, настоящем и будущем.
Проводя изучение компонент макроокружения, необходимо:
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Важно, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, поэтому она активно участвует в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.4
Как и в первом случае, выделяют отдельные компоненты подсистемы внешние среды, их четыре.
Анализ покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и т.д.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.5
Изучение конкурентов занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении, т.к. происходит борьба за ресурсы из внешней среды. Много сил тратится именно на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Анализ рынка рабочей силы направлен на выявление его потенциальных возможностей в обеспечении организации необходимыми кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы с двух позиций. Первое, наличие в нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п.; второе, с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
Таким образом, анализ внешней среды считается исходным процессом стратегического управления. Он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей, выявить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем, чтобы правильно определить стратегию и общую политику предприятия.
Важной особенностью внешней среды является то, что в ней постоянно протекают динамичные процессы изменений. Одни открывают новые возможности для организации, создают для нее благоприятные условия. Другие, наоборот, создают дополнительные трудности и ограничения. Для выживания в постоянной меняющейся внешней среде организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
В данном случае применяется для анализа среды метод SWOT – сильные стороны (strength), слабые стороны (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats). Он является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Данная методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Рассмотрим более подробно, как проводится SWOT-анализ.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых сторон, сильных сторон, угроз и возможностей. После того как выделены основные элементы организации, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет вид:
Возможности (В) |
Опасности (О) | |
Сильные стороны (С) |
СВ |
СО |
Слабые стороны (Сл) |
СлВ |
СлО |
Рисунок 1 – Матрица SWOT
На пересечение разделов образуются 4 поля для дальнейшего исследования:
Для более детального рассмотрения возможностей и угроз строятся соответствующие матрицы.
Получатся, что SWOT-анализ ориентирован как на макроокружение, так и на непосредственное окружение. Благодаря данному методу можно подобрать тот вид стратегии, который будет подходить под новые условия внешней среды, задевая при этом и внутреннюю среду.
PEST – это аббревиатура четырех английских слов Р – Political-legal – политико-правовые, Е – Economic – экономические, S – Sociocultural – социокультурные, Т – Technological forces – технологические факторы.
Цель PEST-анализа – отслеживание изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.6
Порядок проведения PEST-анализа. Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:
Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
В итоге получаем, что PEST-анализ представляет собой анализ внешних факторов, которые оказывают воздействие на предприятие, формирую общие условия его деятельности, т.е. он всецело ориентирован на макроокружение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря рассмотрению темы «Стратегия управления предприятием в условиях» можно сделать следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. М. Максимцова, проф. М. А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 353 c.
2 Стратегическое управление в вопросах и ответах : учеб. пособие. / Под ред. С. Л. Вигман – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 12-13 с.
3 Менеджмент: учебник / Под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 213-214 с.
4 Менеджмент: учебник / Под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 216 с.
5 Менеджмент: учебник / Под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 216 с.
6 Стратегический менеджмент: курс лекций / к.э.н., доцент О.А.Полушкин – Москва 2007.
Информация о работе Стратегия управления предприятием в условиях изменяющейся внешней среды