Стресс в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
Управление изменениями требует верной оценки необходимости изменений, лиц, вовлеченных в них, а также требует наличия эффективного руководителя, который сможет что-то менять и экспериментировать, полностью используя свои коммуникативные навыки и способности.
А так же руководители должны следить за тем, что бы эти изменения не подвергали сотрудников к стрессу.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_menedzhmentu.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

Варианты жизненного стресса. [9] 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Жизненные стрессы

 

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую  называют "умственная сила", психическая энергия, или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

 

Следующая область – внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный  стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

 

2.3. Причины стресса

 

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы. [2]

Факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

1. Перегрузка  или слишком малая рабочая  нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени - налицо конфликтная ситуация, которая и приводит к стрессу.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или  необоснованный уровень выпуска  продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а  также чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие  же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в  социальной структуре организации  и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает  тогда, когда к работнику предъявляют  противоречивые требования. Например, продавец может получить задание  немедленно реагировать на просьбы  клиентов, но, когда его видят  разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять  полки товаром.

3. Неопределенность  ролей.

Неопределенность ролей  возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление  об ожиданиях руководства - что они  должны делать, как они должны делать и как их после этого будут  оценивать.

4. Неинтересная  работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды  на понятие “интересная” работа у  людей различается: то, что кажется  интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно  другим. Здесь имеет место внутриличностный конфликт, что вызывает напряжение и приводит к стрессу. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

5. Существуют  также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре  помещения, плохого освещения или  чрезмерного шума. Неправильные соотношения  между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в  организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу, межличностный  конфликт тоже могут вызвать стресс. Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностные  факторы.

Каждый человек по-разному  реагирует на внешний стрессор. В  этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности  самым тесным образом связаны  с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни  мы испытываем и другие положительные  ощущения: к примеру, радость (окончание  школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного  результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как  положительные, так и отрицательные  ситуации.

Стресс можно вызвать  различными жизненными ситуациями. Эти  ситуации можно решать и избегать, а можно ничего не делать и тогда  жизненный потенциал человека опустится  ещё ниже.

Как избежать стрессовых ситуаций:

1. Не спешить делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимать решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытаться в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

2. Помнить, что большую часть вызывающих стресс ситуаций мы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

3. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддаваться панике, не впадать в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, нужно стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

4. Необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, - неотъемлемая часть жизни.

5. Помнить, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

6. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

7. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

8. Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

 

2.4. Поведение человека при стрессовом напряжении

 

Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование .[2]

 Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Основные признаки стрессового напряжения: [6] 

1. Невозможность сосредоточиться  на чем-то.

2. Слишком частые ошибки  в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает  чувство усталости.

5. Работа не доставляет прежней радости.

6. Потеря чувства юмора.

7. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.

Причины стрессового  напряжения:

1. Гораздо чаще вам  приходится делать не то, что  хотелось бы, а то, что нужно,  что входит в ваши обязанности.

2. Вам постоянно не  хватает времени – не успеваете  ничего сделать.

3. Вас что-то или кто-то  подгоняет, вы постоянно куда-то  спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты  в тисках какого-то внутреннего  напряжения.

5. Вам постоянно хочется  спать – никак не можете  выспаться.

6. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.

7. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

Здесь приведены не все  причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить  анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения.

 

2.5. Повышение производительности труда и понижение стресса у сотрудников

 

Идеальным будет такое  положение, когда производительность находится на возможно более высоком  уровне, а стресс – на возможно более  низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Рассмотрим пример, в котором  обсуждается вопрос о том, как  руководители могут помочь снизить  уровень стресса своих сотрудников. Люди, страдающие от чрезмерного стресса  на работе, могут попытаться применить  следующие методы. [3]

1. Разработайте систему  приоритетов в своей работе. Оцените  свою работу следующим образом:  «должен сделать сегодня», «сделать  позднее на этой неделе» и  «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить  «нет», когда достигнете предела,  после которого вы уже не  можете взять на себя больше  работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания.  Затем опишите конкретные приоритетные  работы, над которыми в настоящее  время работаете. Если он настаивает  на выполнении нового задания,  спросите, какую работу вы должны  отложить до завершения нового  задания.

3. «Наладьте особенно  эффективные и надежные отношения  с вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения».

4. Не соглашайтесь с  вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые  требования (конфликт ролей). Объясните,  что эти требования тянут вас  в противоположных направлениях. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

6. «Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг… Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой».

Руководитель может стать для подчиненного лучшей защитой от стресса. [5] 

Многих руководителей обвиняли в том, что они были причиной расстройства здоровья у подчиненных. Однако результаты новых исследований говорят о том что, босс может стать существенной защитой против стресса, в то время как, по утверждению некоторых исследований, поддержка семьи может только ухудшить дело.

Значение новых исследований в том, что они выходят за пределы  очевидных фактов, – будто начальник  обладает властью над чувствами  подчиненного – чтобы более конкретно  проанализировать последствия взаимоотношений  между начальником и подчиненным.

Результаты исследований могут иметь большие последствия  и изменить стиль управления, поскольку  указывают на то, что не так важна  личность начальника, – доброжелательный или сдержанный он человек – как  его отношение к подчиненным, когда они решают свои проблемы.

С точки зрения одной из исследователей, Сьюзан Уэлетт Кобасы, в настоящее время профессора психологии Школы последипломного образования, университета города Нью-Йорка: «Наиболее эффективный начальник – это тот, кто спрашивает себя: «Как я могу заставить моих подчиненных чувствовать себя такими же эффективными, как и я?» Он не собирается выполнять за них работу, но дает им понять, что доверяет им самим хорошо выполнить эту работу».

Информация о работе Стресс в организации