Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ мотивации персонала как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
- охарактеризовать методы стимулирования и мотивации в организации;
- проанализировать систему мотивации ИП Николаева Р.С. (Аптека «ЭМП»).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ……..……………………………………....6
1.1 Определение понятия мотивации…………………………………..….....…6
1.2 Теории мотивации…………………………………….…………………......12
2 МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ...20
2.1 Сущность методов мотивации и стимулирования………………………...20
2.2 Материальные методы стимулирования и мотивации……………………23
2.3 Нематериальное стимулирование на предприятии………………………..26
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ИП НИКОЛАЕВА Р.С. (АПТЕКА «ЭМП»)…………………………………………………………………………..29
3.1 Общая характеристика организации…………………………………….....29
3.2 Анализ уровня мотивации……………………...……...................................31
3.3 Совершенствование мотивации в организации………………………...….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………………..…………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...…………………...40
Надбавки за производительность выше нормы в форме сдельного приработка могут иметь место, если причиной перевыполнения норм явилось наличие у работника способностей к данной работе, превышающих средний уровень. Устанавливаются надбавки за личный вклад в повышение эффективности.
Кроме зарплаты есть еще одно средство мотивации – внутрифирменные льготы:
1)
оплата фирмой медицинских
2)
страхование на случай
3) полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
4)
предоставление своим
5)
предоставление права
6) консультирование по юридическим, финансовым и другим проблемам;
7) питание во время работы;
8) другие расходы.
Еще
один вид вознаграждения - премиальные
выплаты (бонусы). При распределении
среди сотрудников части
Практика
мотивации сотрудников фирм с
помощью подарков распространена,
но при условии, что подарки соответствуют
своему назначению. Подарки пусть и недорогие,
способны стимулировать людей. Они понимают,
что руководство видит в них не безликих
работников, а замечает лояльность и усердие
каждого. Также фирма может либо бесплатно
предоставить свои товары и услуги, либо
предложить за них значительную скидку8.
2.3
Нематериальное стимулирование
на предприятии
Нематериальные стимулы отличаются многообразием, они подразделяются на три группы: социальные, моральные, творческие. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда.
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным. Личное признание - особо отличившиеся работники отмечаются в специальных докладах высшему руководству организации, им гарантируется право подписи в документах, в разработке которых они принимали участие, такие работники по случаю праздников и юбилейных дат персонально поздравляются администрацией. Публичное признание – широкое распространение информации о достижениях работников в многотиражных газетах, которые выпускают организации, на специальных стендах («Досках почета»), награждение особо отличившихся людей специальными знаками, грамотами. Часто публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.
К моральным стимулам также относятся похвала и критика.
Социально-
Отсюда вывод - менеджеры должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации людей, работающих с ними. Немаловажно выделить возможные простые изменения работы, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны. Следует обеспечить разнообразие умений и навыков.
Необходимо обогащение труда – т.е. предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля. Работникам нужно дать ощущение признания используемых ими навыков.
Возможность постоянно совершенствоваться – важнейший стимул, позволяющий людям многие годы творчески выполнять одну и ту же работу на одном и том же предприятии. Нужно постоянно повышать квалификацию сотрудников и организовывать для работников контакты с людьми, у которых можно чему-либо поучиться.
Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы, что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве.
К
критике следует подходить
Значительная часть эффективного менеджмента состоит в умении хвалить сотрудников. Отсутствие обоснованной критики приводит к тому, что неудачи как бы фиксируются и работник не получает возможность исправлять свои ошибки, а часто даже не знает нужно ли это делать.
Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.
Повышение – хорошее вознаграждение за успешную работу с учетом сопутствующих изменений в зарплате, звании, полномочиях, но повышения в качестве сильного стимула должны быть хорошо обдуманными.
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
ИП НИКОЛАЕВА Р.С. (АПТЕКА
«ЭМП»)
3.1 Общая характеристика организации
ИП Николаева Р.С. (Аптека «ЭМП») - это учреждение, где осуществляется приобретение, хранение, контроль качества, торговля готовыми лекарственными средствами по рецепту и без рецепта, медицинскими товарами, парафармацевтической продукцией, лечебной косметикой, товарами для детей, изделиями медицинского назначения, БАД и средствами личной гигиены.
Аптека организуется в целях максимального приближения лекарственной помощи к населению.
Основной задачей аптеки «ЭМП» является максимальное удовлетворение населения в лекарственных средствах, подлежащих рецептурному и безрецептурному отпуску, перевязочных материалах, товарах медицинского назначения, предметах ухода за больными и других товарах аптечного ассортимента согласно лицензии по фармацевтической деятельности.
В соответствии с основной задачей на аптеку возлагаются следующие функции:
1) занятие фармацевтической деятельностью, включающей реализацию медикаментов рецептурного и безрецептурного отпуска, перевязочных материалов, изделий медицинского назначения, других товаров аптечного ассортимента, парафармацевтической продукции;
2) определение потребности в медикаментах и изделиях медицинского назначения, организация рекламной и информационной деятельности по вопросам лекарствоведения;
3) организация надлежащего хранения медикаментов, изделий медицинского назначения в зависимости от физико-химических, фармакотерапевтических, токсикологических свойств в соответствии с требованиями ГФ статей по сертификации качества, обеспечение контроля качества готовых лекарственных форм;
4) укрепление материально-технической базы, обеспечение сохранности товароматериальных ценностей;
5) обеспечение безопасной организации труда;
6) обеспечение высокой культуры обслуживания населения;
7) выполнение установленных норм и требований санитарного режима и фармацевтического порядка.
Фармацевтическую деятельность осуществляют специалисты со специальным образованием, имеющие сертификат специалиста. Прием и увольнение работников осуществляет директор аптечного предприятия. В своей работе фармацевтические специалисты подчиняются всем действующим приказам и распоряжениям вышестоящих органов и несут персональную ответственность за соблюдение фармацевтического порядка, правильность взимания цен, за противопожарную безопасность, а также полную материальную ответственность за товар, инвентарь и оборудование аптеки, а также за соблюдение кассовой дисциплины.
Руководство аптечной сетью осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Среднесписочный состав работников предприятия по состоянию на 01.01.10 г. составил 17 человек. Из них:
Рисунок
1 - Организационная структура управления
ИП Николаева Р.С.
В настоящее время основным источником средств финансирования предприятия является собственный капитал, который, в свою очередь, делится на основные и оборотные средства. К основным средствам относится уставный капитал и прибыль. Оборотные средства представлены в виде дебиторской задолженности (неоплаченные счета за поставленную продукцию, оказанные услуги), наличных денежных средств предприятия, товаров на складе.
ИП
Николаева Р.С. помимо продажи готовых
лекарственных средств
3.2
Анализ уровня мотивации
Руководство аптеки «ЭМП» для стимулирования труда работников использует экономические и социально-психологические методы мотивации.
Для работников используется система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Помимо оклада выплачивается премия. В трудовом договоре организации указано, что «поощрение за добросовестный эффективный труд осуществляется путем выплаты премий, материальную помощь, в том числе в связи с обстоятельствами личного характера работника». Премии работникам выдаются по таким праздничным дням, как Новый Год, 8 марта, 23 февраля и День медицинского работника в размере 5 тыс. руб.
Также организация гарантирует обеспечение страхования работника в системе обязательного социального страхования, страховым обеспечением по которому является:
Также работникам предприятия выплачивается материальная помощь на похороны и в связи с тяжелыми материальными условиями.