Сущность инфраструктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:04, реферат

Краткое описание

Одним из условий функционирования рынка является существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающиеся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимулов.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность инфраструктуры рынка.docx

— 28.10 Кб (Скачать файл)

                         Сущность инфраструктуры рынка

 

Одним из условий функционирования рынка является существование взаимосвязанной  системы организаций, которые обслуживают  потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающиеся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимулов. И чем обширнее рынок, тем больше в нем занято специализированных, обслуживающих  его организаций. В экономической  литературе совокупность таких организаций (институтов) обозначается понятием «рыночная  инфраструктура».

Термин «инфраструктура» (от латин. infra – основание, фундамент и structura – строение, взаиморасположение) впервые нашел применение в исследованиях западных экономистов. Имеется несколько вариантов объяснения происхождения данного термина. Согласно одного из них, возникновение инфраструктуры связано со строительным производством, то есть она отождествлялась с фундаментом какого-либо строения. Другой – связывает происхождение термина с военным профилем действий, как комплекс сооружений и коммуникаций, обеспечивающий успешные военные операции. В 40-е годы прошлого столетия под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства.

Сущность инфраструктуры следует рассматривать с учетом таких подходов, как хронологический, генеалогический, структурно-логический и функциональный.

Хронология появления  первых попыток использования термина  «инфраструктура» в экономической  литературе (исходя из анализа опубликованных в разных странах работах), в значительной степени весьма неопределенна. В  одних работах указывается послевоенный период – конец 40-х годов ХХ века, в других утверждается, что термин «инфрастуктура» был введен в экономическую науку в 1955 году американским экономистом П.Розенштейном-Роданом. Понятие «инфраструктура» он применил ко «всем условиям окружающей общественной среды, необходимым для того, чтобы частная промышленность была в состоянии сделать первый рывок». Английский экономист А.Янгсон, называет первооткрывателем данного термина Х.Зингера, который в своих работах в начале 40-х годов употребил термин «overhead capital»- «инфраструктура».

Генеалогия термина «инфраструктура» в экономической литературе прослеживается в двух направлениях: понятие инфраструктуры существует как в военном деле, так и в строительстве. Дискуссиям подвергается и семантическое соответствие слова «инфраструктура» подразумеваемому экономическому содержанию. В частности, И.М. Маергойз считал соответствующим по сущности и выполняемым функциям термин «общефондовая база (территория)», а такой исследователь инфраструктуры, как доктор К. Мюллер-Бюлов, полагал, что термин «инфрасистема» лучше характеризует сущностное содержание данной категории[1].

При рассмотрении сущности инфраструктуры одним из важных моментов является определение места и  установление функций инфрастуктуры в рыночной системе страны. Так, по мнению российских экономистов В.П. Федько и Н.С. Федько «при определении границ инфраструктуры и вычленения ее из системы общественного производства, недопустимо рассматривать инфраструктуру как арифметическую сумму отраслей, обслуживающих экономику. Только комплекс отраслей и видов деятельности, имеющих функциональное единое назначение и обладающих определенными признаками, может считаться инфраструктурой»[2].

Американский экономист  П.Розенштейн-Родан включал в инфраструктуру «базовые отрасли экономики (энергетику, транспорт, связь), развитие которых предшествует более быстроокупаемым и прямопроизводительным инвестициям». Х.Зингер также выделял «прямопроизводительный капитал» и капитал «накладной» - «overhead capital». По его мнению, в странах, формирующих систему рыночных отношений, инвестиции в инфраструктуру должны способствовать росту национального дохода, который в последующем должен стимулировать рост инвестиций.

Похожей точки зрения придерживался  и П. Самуэльсон, отмечая, что государство сознательно идет на инвестиции в инфраструктуру, так как «увеличение общественного вспомогательного капитала» - («social overhead capital») создает «неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей для частных инвесторов», так как «масштабы некоторых из них слишком велики для ограниченных рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течение слишком длительного срока, чтобы частные инвесторы очень ими заинтересовались»[3].

Значительная часть зарубежных и отечественных исследователей, конкретизируя природу инфраструктуры, приходит к мнению о том, что наиболее существенным признаком указанной  категории является ее роль в создании общих предпосылок воспроизводственного процесса, общих условий роста  общественного производства и прогресса. Вместе с тем «общие условия» трактуются неоднозначно. Так, одни исследователи  утверждают, что «общие условия создаются  непосредственно самим развитием  производительных сил и определяются состоянием входящей в них группы отраслей, в первую очередь, транспорта и связи». Другие относят к «общим условиям» природу, труд, ресурсы, техническую  культуру и обосновывают это нелимитирующим характером данных факторов в развитии производства во времена мануфактуры и крупной машинной индустрии, когда «поддержание их воспроизводства на определенном уровне выделялось как «общее условие», которое требовалось социально организовать и развивать». Однако данные трактовки дополняют друг друга: «общие условия … обладают важнейшей специфической особенностью -

возможностью создания единой платформы (фундамента) для расширения социалистического воспроизводства  интенсивного типа»[4].

Следует подчеркнуть, что  экономическая категория «инфраструктура» трактуется в специальной литературе неоднозначно. Так, авторы научного издания  «Инфраструктура товарного рынка» В.П. Федько и Н.С. Федько под инфраструктурой  понимают «совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве»[2].

Профессор Л.А. Ибрагимов  считает, что «инфраструктура товарного  рынка – комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих  групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товародвижения, рыночному регулированию  товарно-денежного оборота. Она создает  предпосылки и условия для  ускорения оборачиваемости средств  в экономике, совершенствования  рыночного процесса реализации вновь  созданной стоимости, укрепления материально-технической  базы сферы обращения, оптимизации  деловых коммерческо-хозяйственных  связей. Благодаря наличию инфраструктуры деловые взаимоотношения субъектов  товарного рынка ведутся на стройной целенаправленной основе»[5].

Профессор И.К. Беляевский трактует инфраструктуру рынка как «совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы – взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур»[7].

В своей научной работе «Теория инфраструктуры» профессор  Кильского университета Р. Иохимсен обобщил основные воззрения представителей различных зарубежных экономических школ на природу и сущность инфраструктуры, ее функции и роль в современном капиталистическом производстве. Под инфраструктурой Р.Иохимсен понимает совокупность материальных, персональных и институциональных видов деятельности и их организаций, способствующих созданию хозяйственного единства на территории и выравниванию вознаграждения за одинаковые вложения целесообразно затраченных ресурсов, т.е. делающих возможными полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности. В целом основная часть приведенного определения инфраструктуры отражает взгляды большинства исследователей на ее сущность в современных условиях рынка.

Многообразие мнений о  сущности инфраструктуры позволяет  сделать вывод о том, что, с  одной точки зрения, инфраструктура – это совокупность отраслей и  субъектов хозяйствования, а с  другой – это совокупность организационных, производственных и социальных функций  рынка.

Современное понимание инфраструктуры включает в себя важнейшие блоки, определяющие эффективность функционирования экономики в целом (рис.2.1).

           Состав инфраструктуры

Производственная 

Социально-бытовая

Институциональная

Персональная 

Экологическая

 

Производственная  инфраструктура представляет собой совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в народном хозяйстве. Они создают общие условия для размещения и

успешного функционирования общественного производства. Производственная инфраструктура включает:

а) транспорт всех видов, обслуживающий производство;

б) средства связи, обслуживающие  производство;

в) материально-техническое  снабжение и систему продвижения  товаров;

г) заготовки и сбыт сельскохозяйственной продукции;

д) объекты электроэнергетики.

Социально-бытовая  инфраструктура – это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурные и бытовые условия для размещения и нормальной жизнедеятельности людей. Поскольку практическая реализация этих условий выражается в услугах и духовных благах, то социально-бытовую инфраструктуру можно назвать сферой производства услуг и духовных благ. В отраслевой классификации социально-бытовая инфраструктура представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом, связью по обслуживанию населения.

Институциональная инфраструктура выступает не как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. Она формируется из организаций, которые непосредственно управляют воспроизводственным процессом, или обслуживают сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской систем, вычислительные центры и др.). Институциональная инфраструктура действует на разных уровнях хозяйственной деятельности в границах хозяйствующего субъекта (региона, сектора, предприятия), где составляются и выполняются разнообразные хозяйственные планы. Функции институциональной инфраструктуры состоят в том, чтобы выработать такой внутренний правопорядок, действующий в рамках какого-либо хозяйственного организма, чтобы результаты хозяйственной деятельности давали возможность участвующим в ней субъектам развиваться и обеспечивали равенство эффекта для них.

Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Формирование экологической инфраструктуры стало настоятельной необходимостью современного этапа развития общества, что обусловлено возрастанием темпов добычи и использования разнообразных природных ресурсов, загрязнением внешней среды отходами производства и потребления.

Персональная  инфраструктура охватывает количество и «качество» (уровень подготовки) людей, участвующих в трудоразделенном товарном хозяйстве, с учетом их работы, способствующей повышению степени интеграции общей хозяйственной деятельности.

Инфраструктура по своему содержанию имеет ряд объективно присущих ей признаков:

 

• во-первых, она является продуктом развития производительных сил общества;

• во-вторых, она выступает  как результат процесса производства материальных благ;

• в-третьих, ее содержание определяется внутренним экономическим  единством формирующих ее отраслей и видов деятельности;

• в-четвертых, она является отражением тех экономических отношений, какие сложились на данном этапе  развития или присущи определенному  обществу;

• в-пятых, виды деятельности формирующих инфраструктуру отраслей обусловливаются теми функциональными  назначениями или приоритетами, которые  складываются в обществе.

 

Совершенствование инфраструктуры оказывает благотворное воздействие  на экономику, в то время как ее отсутствие или недостаточное развитие может способствовать возобновлению  инфляции.

По результатам становления  и развития инфраструктуры (в сопоставлении  с материальным производством) можно  выделить три группы стран:

первую группу представляют США, где уровень развития инфраструктурных составляющих национальной экономики  опережает уровень развития инфраструктуры;

вторую группу составляют страны Западной Европы, получившие в  послевоенные годы мощные инвестиционные вливания США в свою экономику, которые  позволили уровнять темпы развития инфраструктуры и материального  производства;

третья группа представлена странами бывшего СССР и государствами  бывшего соцлагеря, уровень развития инфраструктуры в которых значительно отставал от уровня развития материального производства. Проблема состояла не в том, что отсутствовала элементарная инфраструктура, а в том, что она предназначалась для централизованной 

плановой экономики. Анализ показывает, что издержки плохой инфраструктуры эквивалентны дополнительному 30%-ному налогу на все коммерческие предприятия [2].

Таким образом, рыночную инфраструктуру можно рассматривать как совокупность органов и институтов, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы: взаимный поиск  друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую  и финансовую деятельность рыночных структур.

 

 

 

 

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА - ЭТО  СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ  И КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Информация о работе Сущность инфраструктуры рынка